Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Доклад "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе"

Доклад "Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе"

Доклад об организации проектной деятельности на уроках окружающего мира в 3-4 классах. Организуя проектную деятельность важно ставить цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации - через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД

МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ №10 «СКАЗКА»


Доклад

«Проектная деятельность

на уроках окружающего мира в начальной школе»

Учитель начальных классов

Даутова Л.Г.

г.Хасавюрт

2019

Проектная деятельность

на уроках окружающего мира в начальной школе

Не подлежит сомнению, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в процессе учебно-познавательной деятельности. В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи один из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников – это становление учебно-познавательной деятельности. В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятельность.

Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера, изучение окружающего мира. Детям нравится работать с тем материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни. В программе «Окружающий мир» раскрывается многосторонняя ценность природы для человека, в том числе и для здорового образа жизни людей, возможного только на основе гармоничного отношения с природой. При этом акцент с традиционно доминирующей практической значимости окружающей природы перенесен на ее эстетическую, познавательную, исследовательскую, нравственную ценность. Это особенно важно для формирования духовно насыщенного отношения ребенка к природе, для предупреждения у него узко прагматического, потребительского подхода к своему природному окружению.

Организуя проектную деятельность важно ставить цель:

создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:

- через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации

- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

  1. Развитие инициативности и активности обучающихся

  2. Выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей

  3. Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

  4. Развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности

  5. Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.

В ходе проектной и исследовательской деятельностиформируются следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план коллективной и индивидуальной проектной деятельности);

  • Проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).

Организация проектной деятельности

Проекты, в которых участвуют ученики, отличаются друг от друга:

результатом:

поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты и т. д.);

мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры и т. д.);

числом детей:

индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия объединяются в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка и т. д.);

продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

числом этапов

соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

необходимостью привлечения взрослых.

Начать обучение учеников проектной деятельности можно с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений.

Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон.

«...Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки и пластиковые бутылки».

Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли:

мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями;

эколога;

главы местного самоуправления;

галки, сидящей на дереве и т.д.

Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др.

  • Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.»

  • Представьте, что вы на какое-то .время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни.

  • Составь рассказ, используя данную концовку: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «...Собака стремительно подбежала к мальчику и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «...и котенок мирно заснул на руках у Амины», «...Прозвенел звонок с урока, а Динислам продолжал стоять у доски».

В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации.

На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, в большей степени образная, чем текстовая. По предмету «Окружающий мир» дети выполняют следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия», «Животные моего края», оформляли фотовыставку «Кошка в нашем доме», составляли альбомы «Семейные традиции», «Моя родословная», «Небесные тела», «Третья планета от солнца» и другие.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться.

Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. В своей работе использую различные варианты формирования групп школьников: группа по желанию, «случайная» группа, группа, сформированная лидером (капитаном, командиром), группа, сформированная в соответствии с поставленными целями, а также по теме работы или по уровню сложности задания.Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, нужно научить детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего). Итак, группа сформирована, между детьми распределяются роли:

  • организатор— отвечает за работу группы в целом;

  • докладчик— выступает перед классом с готовым решением группы;

  • секретарь— записывает высказанные идеи и решения;

  • критик— высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

контролер— проверяет, все ли поняли принятое решение.
Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?

  1. Понаблюдать

  2. Прочитать в книге

  3. Найти в Интернете

  4. Провести исследование

  5. Спросить у взрослых
    Отчет групп о проделанной работе.
    1. Расскажите, какое задание выполняла группа.

  1. Что вы предприняли для выполнения задания.

  2. Представьте результат своей работы.

  3. Оцените работу своей группы.

При работе над любым проектом необходимо обращать внимание детей на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).

На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой - обеспечить усвоение необходимых знаний.

Рассмотрим более подробно один из проектов в 3 классе «Здоровое питание».

Проект «Здоровое питание».

Цель: оформить информационный стенд «Здоровое питание» в классе, провести беседу «Здоровое питание» в начальной школе.

Задачи:

  • Выделить продукты, которые вредны, опасны для человека и те, которые укрепляют здоровье.

  • Распределить полезные продукты на основные группы.

  • Определить режим правильного питания..

Форма организации детей: групповая работа.

Ведущая деятельность: исследовательская.

Сфера применения: здоровьесберегающие технологии.

Форма продуктов проектной деятельности: стенд «Здоровое питание»

Возраст учащихся: 3 класс.

Количество учащихся: 40 человек.

Время работы: 2 урока.

Предполагаемые результаты:

В результате выполнения работы ребята должны узнать:

- группу опасных для здоровья продуктов питания;

- основные группы полезных продуктов питания;

- оптимальный режим питания;

- принципы составления меню.

Работа над проектом способствует формированию следующих общеучебных умений:

  • намечать цель, планировать ход работы, осуществлять самоконтроль, готовить рабочее место.

  • проводить анализ, обобщение, выделять главное, существенное.

  • усваивать информацию со слов.

  • высказываться устно в виде рассказа, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Работа способствует формированию и развитию таких качеств, как бережливость, избирательность.

Режим работы: урочное время.

Описание проекта.

Погружение в проект.

1 определение «лишних» продуктов питания в каждой группе.

2 беседа о вреде продуктов фаст-фуд.

3 беседа о группах полезных продуктов, режиме приема пищи.

4 постановка цели.

Организация работы над проектом.

1 Разбиение класса на группы.

2 Распределение ролей в группе.

Определение руководителя группы.

3 Выделение отдельной группы, которой предлагается поработать над определением параметров таблицы оценочного листа.

Работа над проектом.

1 Выполнение этапов работы.

2 Презентация.

- Устное сообщение.

- Демонстрация продуктов проекта.

3 Ответы на вопросы.

4 Самоанализ.

Этот проект можно назвать успешным, с хорошим положительным результатом, потому что дети задумались о том, что такое правильное здоровое питание.

Защиту проектных работ чаще всего проводим по следующему плану.

  • Почему избрана эта тема.

  • Какую цель преследовали.

  • Какие ставились задачи..

  • Каким был план.

  • Какие результаты получены.

  • Какие выводы сделаны по итогам .

При изучении темы «Зимние изменения в природе» в 3 классе дети участвуют в исследовательском межпредметном проекте. Он нацелен на применение учащимися интегрированных знаний из области естествознания, математики, филологии, изобразительного искусства. По срокам проведения это среднесрочный проект, рассчитанный на 2 учебные недели. Результаты собственной исследовательской работы ребята представляют в виде мини-проектов. Доминирующая деятельность в этом проекте – исследовательская, выполнение творческих заданий позволяет использовать разнообразные источники информации, в том числе и собственные наблюдения. В проекте реализуются следующие темы: «Снежные загадки», «Как помочь птицам зимой», «Есть ли жизнь в воде подо льдом?», «Как зимуют травы, кустарники и деревья». Основополагающий вопрос данного проекта «Изменилась ли природа с приходом зимы?» На организационном этапе все учащиеся делятся на группы по интересам. На первом уроке определяется тема, цель, выдвигается гипотеза, составляется план, и определяются вопросы для исследования, раздаются командам опросные листы, шаблоны, список литературы. Работа по исследованию проблемы, находящейся в центре внимания данного проекта, проводится учениками самостоятельно, либо с участием родителей.

Выполненные работы рецензируются учителем, где ученик получает совет для улучшения работы. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика, язык и стиль изложения, ответы на вопросы (таблицы 1, 2).

Таблица 1

Критерии оценивания проекта для родителей и учителя

Критерии

0

1-3

4-5

Соответствие теме задания

Работа не соответствует теме. Тема не раскрыта

Работа частично соответствует теме. Тема раскрыта не полностью

Работа соответствует теме. Тема раскрыта полностью

Оформление (цвет, фон, рисунки, фотографии)

Плохое оформление, много рисунков или не соответствует теме

Несущественныенедочеты в оформлении

Хорошееоформление

Представление информации (содержание, шрифты, объем информации)

Плохое представление: неудачное содержание информации, ее расположение, шрифты, объем неблагоприятствуют восприятию

Недочеты в представленииинформации

Хорошее представление, краткое, четкое достоверное содержание

ИТОГО

Таблица 2

Критерии оценивания исследовательского проекта для учащихся

Критерииоценивания

Оценка

Соответствиетемызадания

Наличиецели, выводов

Четкийходисследования

Работа в группе (активное участие всех членов группы)

Оформление (наличие рисунков, аккуратность, яркость)

На защите своего проекта дети учатся излагать информацию, доказывать точку зрения, анализировать, вести дискуссию; получают положительные эмоции, которые служат стимулом для дальнейшей работы.

Роль родителей в проектной деятельности

Роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер.

Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью на родительские собрания, я разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.

Проектная деятельность на уроках окружающего мира позволяет учащимся расширить рамки учебника, проследить связь между различными школьными дисциплинами, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, выводит учебно-воспитательный процесс из стен школы в окружающий мир. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что кропотливая работа над учебными проектами полностью себя оправдывает: она создает благоприятные условия для лучшего взаимодействия между учащимися и учителем, повышает самооценку, повышает качество знаний..

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий в начальной школе ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Проектно- исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.
0 ₽
Доклад об организации проектной деятельности на уроках окружающего мира в 3-4 классах. Организуя проектную деятельность важно ставить цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации - через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
0 ₽
В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения, и стандарт третьего поколения нацеливает учителя на формирование у школьников УУД, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальным.
0 ₽