Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. Доклад «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»

Доклад «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»

В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения, и стандарт третьего поколения нацеливает учителя на формирование у школьников УУД, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальным.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД

МКОУ «ПРОГИМНАЗИЯ №10 «СКАЗКА»


Доклад

«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»

Учитель начальных классов

Даутова Л.Г.

г.Хасавюрт

2023г

«Современные образовательные технологии в

учебно-воспитательном процессе»

( Выступление на МО учителей начальных классов.)

Учитель : Даутова Л.Г.

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же  в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

        В XX веке традиционные педагогические технологии были построены на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание уделял трансляции готового учебного содержания. При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающий рассказ наглядности. При этом преподнесении учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология. Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, но учащиеся чаще всего в эту деятельность включаются неохотно. Учитель пытается внушить детям, что эта информация им нужна. Объяснительно-иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. Учитель на таких уроках выступает как доминанта, а ученик, играя пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя (ученик ни за что не отвечает). Учащиеся на уроке практически ничего не делают, самостоятельно не думают, а просто выполняют элементарные задания, предписанные учителем. В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о передаче информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее и понятнее, красочнее, чем в учебнике сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. В концепции при этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя и т.д. Без сомнения, приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и других. Например, технологии критического мышления, технологии встречных усилий, технология продуктивного чтения. Современная технология обучения представляет целостную дидактическую систему, которая должна отвечать следующим требованиям:

  • - при коллективной форме обучения выстраивать индивидуальную траекторию развития ученика.

  • - использование, внедрение инновационных методов в практику работы школы.

  • - технология должна выступать средством реализации рефлексии, побуждающей учащегося к самостоятельному формированию системы знаний.

  • - ученик сам источник знаний.

  • - не противоречить принципам и закономерностям педагогики.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:

1. Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). В Образовательной системе существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом. 

I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап.  Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение.

 III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

2. Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Урок русского языка.

На доске написано слово «электровоз». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

3. Исследовательская работа.

Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Например, на урок литературы на тему «Творчество А.С.Пушкина» учитель дает дополнительное задание сравнить темы свободы у А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

4. Здоровьесберегающие технологии.

В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке (упражнения на глаза, физические упражнения),причём проведение физминуток обязательно связываю с темой урока, участие в спортивных соревнованиях школы, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», « Витамины для глаз», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию  горячего питания в школе для всех учащихся, серию встреч с врачом общей практики, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?

Литература 5 класс«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Все знают, что нельзя есть немытые фрукты. Фрукты надо мыть с теплой водой. В них могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

5. Обучение в сотрудничестве (групповая работа).

Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы  стараюсь ввести практически на каждом. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.

6. Игровые технологии

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники». Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений.

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью

7. Метод проектов

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» (Полат Е.С. Метод проектов).

  1. Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
    Использование современных образовательных технологий на уроках для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе

 

Вокруг проблемы качества образования сегодня ведётся много споров. Каждый ищет её решения по-своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования. Одним из способов повышения качества знаний учащихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования.

Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и учащимися, реакция учителя на те или иные поступки учащихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности учащихся [4].

Общие показатели успешного обучения:

  1. Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.

  2. Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально-нравственные ориентации.

  3. Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.

  4. Стабильность здоровья учащихся.

  5. Удовлетворённость учителя своей работой.

Современный образовательный процесс немыслим и без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.

    1. Выбор педагогической технологии, методов обучения

В современной системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется учителем на основе личных убеждений, предпочтений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Для успешного проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС необходимо, в первую очередь, осмыслить по-новому собственную позицию (помощника, организатора познавательной деятельности), знать, как технологии обучения обеспечивают мотивацию учения каждого ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся. Выбор технологии зависит от многих обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса, характера и содержания учебного предмета, т. е. конкретно от:

•  уровня знаний и умений учителя;

•  общей цели и задач обучения, особенностей предмета, темы, запланированных целей и задач конкретного урока;

•  отобранного учителем содержания учебного материала;

•  уровня развития учеников, их умения учиться, возможностей и возрастных особенностей;

•  роли метода или сочетания методов в развитии познавательной деятельности учащихся, их активности, самостоятельности и творчества;

•  материальной оснащенности образовательного учреждения;

•  времени.

Педагогическую технологию часто определяют как:

  • совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;

  • совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

При выборе методов необходимо знать, как методы обучения связаны с задачами урока, каждая задача наилучшим образом решается конкретными методами или их сочетанием. Особую ценность представляют методы развития познавательного процесса, они обеспечивают мотивацию учения [5].

Метод – это способ достижения цели.

Классификация методов

Методы организации и осуществления учебной деятельности делятся на:

- по способу, обеспечивающему передачу учебной информации учителем и восприятие её посредством, слушания, наблюдения, или практических действий:

а) словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение учебника, литературы);

б) наглядные (демонстрации, иллюстрации, показ, схемы, фото, видео);

в) практические (упражнения, лабораторные работы и т.д.).

- по характеру осуществления учениками усвоения нового материала:

а) иллюстративно-объяснительные;

б) репродуктивные;

в) проблемные;

г) исследовательские;

д) поисковые.

- по характеру мыслительной операции при подаче и усвоении учебного материала:

а) дедуктивные, индуктивные, традуктивные;

б) конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение и обобщение, классификация, систематизация.

- по характеру степени самостоятельности:

а) под руководством учителя;

б) самостоятельная учебная деятельность.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- стимулирования интереса к учению (игры, дискуссии, неожиданность, занимательность);

- стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности

(убеждение, требование, приучение, поощрение, наказание).

Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные и письменные;

- фронтальные, групповые индивидуальные;

- итоговые, текущие.

    Наиболее применяемые в школьной практике традиционные методы обучения: словесные, наглядные и практические (хотя в чистом виде каждый из них практически не используется).  Это может быть:

• рассказ (как образец речи) с целью вступления, повествования или заключения;

• беседа (разговор);

• лекция (системный характер освещения знаний);

• работа с книгой;

• демонстрация и иллюстрация чего-либо;

• лабораторный метод;

• упражнения;

• экскурсия;

• познавательные игры;

• обучающий контроль (устный, письменный, компьютерный, тестовый);

• самоконтроль.

    В последнее время стали больше применять такие методы, как: учебная дискуссия, диалог, видеометод, деловые и ролевые игры и др. Важно знать, что каждый из них формирует. Например, словесный метод успешнее формирует словесно-логическое мышление, практические умения формируются репродуктивными методами, а проблемно-поисковые развивают самостоятельность мышления.

   Методы по их применению на практике можно разделить на следующие группы:

•  методы одностороннего представления учебного материала (преподавание): рассказ, объяснение, лекция.

     Если учитель не озадачивает учащихся по ходу объяснения учебного материала (написать, записать, выписать; задать вопрос учителю, найти ответ на вопрос; составить краткий (подробный) план содержания, тезисы, законспектировать; выявить сущность проблемы и…; сравнить, обобщить…), то ученик просто слушает учителя или делает вид, что слушает. Если учитель озадачивает учащихся, то метод преподавания определяет и метод учения, то есть действия ученика.

• методы двустороннего представления материала: диалог, диспут, дискуссия, «мозговой штурм», групповая работа, разные деловые игры;

• методы освещения эмпирического опыта (обмен информацией, опытом…);

• методы различных видов обучения: проблемного, эвристического, личностно-ориентированного и др.;

• методы контроля и обратной связи (беседа, консультация, тестирование, зачет, экзамен и т. д.).

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования образовательный процесс в общеобразовательной организации должен предусматривать интерактивные учебные занятия.

Модель интерактивного обучения подразумевает обучение в общении, т. е. и ученики, и учитель становятся равноправными субъектами образовательного процесса. Существует множество современных педагогических технологий, которые в той или иной степени отвечают этой модели. Остановимся на технологии модерации, которая изначально предполагает применение на уроке активных методов обучения, что ставит ее в ряд педагогических технологий, особенно актуальных для проектирования урока в аспектах ФГОС основного общего образования [7].

Применение технологии модерации при проектировании уроков способствует решению сразу нескольких задач. Заложенные в ее основу активные методы обучения помогают создать на уроке комфортные условия, как для учителя, так и для учеников, что позволяет продуцировать большее количество идей и суждений. Познавательная деятельность на таком уроке предполагает активное и осознанное освоение учебной информации. Модель интерактивного обучения реализуется в первую очередь через диалог. Все действия учителя направлены на привитие ученикам культуры диалогового обучения и умений грамотно вести диалог в целях получения нужных для решения той или иной задачи сведений.

Занятие, построенное по технологии модерации, всегда направлено на получение конкретного и прогнозируемого результата, т.е. диалог в этом случае является не простой формой общения, а средством для достижения образовательных результатов, требуемых в соответствии с ФГОС основного общего образования, — предметных, метапредметных и личностных. На таком занятии общение становится одним из механизмов, позволяющих воспитывать гражданские качества учащегося, необходимые для адекватной социализации личности.

Модель урока по технологии модерации

 

В учебном занятии по технологии модерации существует пять последовательных фаз. Эмоциональные разрядки рекомендуется проводить между интерактивной лекцией и проработкой содержания учебного материала.

Интерактивная лекция, или как ее еще называют — мини-лекция, должна длиться не более 10–15 мин.

Один из вариантов введения интерактива в лекционное изложение - это проведение беседы по ходу рассказа. Основа интерактива — это наличие быстрой обратной связи, поэтому на этапе интерактивной лекции рекомендуется максимально использовать такие приемы активного слушания, как инсерт, таблицы Донны Огл, трехчастный дневник или бортовой журнал [7].

В дословном переводе с английского инсерт означает интерактивную систему записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов. На 1-м этапе предлагается система маркировки текста, чтобы разделить заключенную в ней информацию следующим образом:

  • «галочкой» помечается то, что уже известно;

  • знаком «минус» — то, что противоречит представлениям учеников;

  • знаком «плюс» — то, что является интересным и неожиданным;

  • «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

На 2-м этапе в ходе мини-лекции ученики вписывают ее фрагменты в определенные графы с соответствующим значком.

На 3-м этапе происходит последовательное обсуждение содержания каждой графы таблицы. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Таблица Донны Огл («Знаю — Хочу знать — Узнал») может быть дополнена графами: используемые источники информации и предполагаемые. Такая таблица используется для развития умения самостоятельно определять направления в работе с информацией. Могут быть модификации: электронные файлы с соответствующими названиями, отдельные листы на доске-флипчарте и др. Могут быть и модификации стратегии (при чтении текста дается инструкция заполнить таблицу «Уже знал (или догадывался) — Узнал — Осталось непонятным»).

«Трехчастные дневники» (автор Черил Форбс)

Фиксация идей или цитат

Комментарий

 

 

Мои собственные размышления по теме

Письмо к учителю

В разделе «Фиксация идей или цитат» записываются фрагменты мини-лекции, которые вызвали наибольший интерес, произвели наибольшее впечатление, а в разделе «Комментарий» — объяснение причин (Что заставило меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату? Какой вопрос возник в связи с этим?), по которым фрагмент мини-лекции заинтересовал ученика. В письме к учителю может быть представлена информация о накопившихся вопросах, формулировка особо актуальных проблем, интересующих обучающихся.

Бортовой журнал

Ключевые понятия

Рисунки, схемы, примеры

 

 

Приемы активного слушания в работе педагога помогают актуализировать деятельность обучающихся с разными видами репрезентативной системы (т. е. различными каналами получения и обработки информации из окружающего мира) и применять индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Таким образом, получается, что каждый ученик использует для записи лекции какой-то один прием. Это позволит при завершении записи обсудить достоинства и недостатки каждого из них как в малых группах, так и в ходе коллективного обсуждения перед переходом к следующему этапу занятия — «Проработка содержания».

Самыми длительными фазами урока по технологии модерации являются интерактивная лекция и проработка содержания учебного материала. Причем в ходе и той, и другой фазы учащиеся работают самостоятельно. В течение лекции с помощью приемов активного слушания работают индивидуально, а при проработке учебного материала — в малых группах до 5 чел. Модератор — педагог, который учит учиться, мыслить, работать с информацией, сотрудничать. Дидактические цели использования технологии модерации в образовательном процессе:

  • способность обучающихся к самостоятельному и ответственному решению проблем, что включает развитие способности обучающихся к анализу информации, выявлению и оценке проблемы;

  • умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия, находить ресурсы для решения проблем;

  • способность ведения переговоров и дискуссии (умение выслушивать другого, убеждать и принимать коллегиальные решения);

  • навык принятия ответственности за воплощение принятых решений.

Получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся при использовании технологии модерации обеспечивается организацией следующих процессов:

  • эффективного взаимодействия (интеракции) участников;

  • коммуникации (упорядоченного обмена информацией);

  • визуализации (обеспечения наглядности хода и результатов образовательного процесса);

  • мотивации всех участников;

  • мониторинга образовательных результатов;

  • рефлексии педагога и обучающихся;

  • анализа деятельности участников и оценка результатов.

Отдельно остановимся на таком важном для модерации процессе, как визуализация учебного материала. Именно она позволяет материализовать ход обучения. Выделим следующие пути визуализации:

  • использование элементов цветового кодирования;

  • древо — структурирование сведений, в результате которого отображается иерархия набора данных, где элементы являются родительскими или дочерними (корни, ветви, плоды). Приемы: древо ожиданий, древо целей, древо решений, древо оценки;

  • интеллект-карта (известная также как диаграмма связей, карта мыслей, или ассоциативная карта) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Удобная техника альтернативной записи;

  • алгоритм — точное пошаговое предписание совершить определенную последовательность действий для достижения поставленной цели;

  • граф, денотатный граф — способ выделения из текста существенных признаков понятия;

  • модель — образ или прообраз (образец) какого-то объекта или системы объектов («оригинала» данной модели);

  • график, диаграмма;

  • фрейм — способ представления знаний в искусственном интеллекте в виде схемы действий в реальной ситуации. Продуктивно использовать его на этапе подведения итогов урока и на стадии рефлексии, когда необходимо сформулировать новую информацию, полученную на уроке, из минимально возможного количества слов;

  • смысловое поле — метод, служащий для сужения проблем выбранной темы. Участникам предлагается заполнить таблицу с предложенными блоками вопросов;

  • кластер — это графический прием систематизации материала. В центре рисуется овал, в котором записывается тема урока, вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова.

Преимущество данных методов визуализации — в большой информационной емкости, интегративности и универсальности, что позволяет уплотнить материал, систематизировать его, выявить существенные связи, перевести вербальную информацию в визуальную (образную).

Резюмируя эффекты применения технологии модерации в образовательном процессе, следует отметить:

1. Технология модерации при проведении урока позволяет учитывать потребности и ожидания самих учеников, что делает образовательный процесс желанным и понятным для них.

2. На уроке по технологии модерации каждый обучающийся несет ответственность, как за результаты своей индивидуальной учебной деятельности, так и за результаты работы малой группы, в которую входит, что способствует мотивации на достижение успеха, развитию лидерских и командных качеств.

3. Использование на уроке различных приемов визуализации не только обеспечивает наглядность, но и развивает критическое мышление обучающихся, позволяет запомнить больше информации, помогает развитию творческих способностей.

4. На интерактивном учебном занятии по технологии модерации происходит обучение в сотрудничестве, обучение действием, что способствует осмыслению и ясному пониманию учебного материала и определяет активный статус новых знаний, т. е. обеспечивает готовность их применения на практике [7].

 

Проектирование индивидуального образовательного маршрута на уроке

 

Основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является личностно ориентированная парадигма образования, в связи с этим педагоги все чаще задумываются о том, с помощью каких педагогических технологий можно создать в образовательной организации личностно ориентированную образовательную среду [6].

Одним из главных аспектов такой образовательной среды является создание оптимальных организационно-педагогических условий для выявления и развития индивидуально-психологических познавательных способностей каждого ученика. До недавнего времени считалось, что решение этой задачи возможно при условии наличия в образовательной организации квалифицированной психологической службы и реализации системы дифференцированного обучения. Но после утверждения приказа Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее — Профстандарт педагога), в котором вполне четко определено, что учитель должен обладать достаточно широким спектром знаний в области психологии, а также инклюзивных практик обучения и сопровождения обучающихся, встала проблема внедрения новых технологий обучения, позволяющих реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Так на смену технологии уровневой дифференциации, которая уже никак не может считаться инновационной, т.к. известна в педагогической науке достаточно длительное время, приходит технология проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуализация обучения — это организация образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их способностей к обучению.

Дифференциация обучения — это обучение, в котором учитываются особенности типологических групп учащихся, но не предполагается учет особенностей каждого ученика.

Дифференцированное обучение — это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых (Г.К. Селевко). Дифференциация образовательного процесса включает:

  • изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;

  • определение критериев деления учащихся на группы;

  • умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;

  • умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;

  • перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленное на руководство учебным процессом;

  • умение заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства образовательным процессом более рациональными [6].

Таким образом, в логике технологии уровневой дифференциации в каждом классе можно выделить три группы (три уровня) обучающихся для организации дифференцированного обучения:

  • 1-й уровень (1-я группа) с низким уровнем обучаемости — это обучающиеся, которые слабо понимают суть предмета и не проявляют интереса и активности на теоретических и практических занятиях;

  • 2-й уровень (2-я группа) со средним уровнем обучаемости — учащиеся, которые иногда вызываются участвовать в обсуждении учебных ситуаций, в поиске ответов на проблемные вопросы;

  • 3-й уровень (3-я группа) с высоким уровнем обучаемости — обучающиеся, обладающие сильной мотивацией к обучению.

Еще один вариант дифференциации при организации деятельности учащихся на уроке может быть осуществлен в зависимости от содержания тех заданий, которые учитель предлагает своим ученикам:

  • фронтальная дифференциация — все выполняют общее задание, а педагог дифференцированно обучает разноуровневые группы;

  • групповая дифференциация — каждая группа выполняет часть общего задания;

  • внутригрупповая дифференциация — в каждой группе обучающиеся разделяются по индивидуально-психологическим особенностям или по уровню подготовки;

  • персональная дифференциация — обучающиеся выполняют индивидуальные задания с помощью педагога, самостоятельно с его консультациями и без его помощи.

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута на уроке

Одним из инновационных педагогических средств дифференциации образовательного процесса в образовательной организации на современном этапе развития педагогической науки и практики становится технология проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Само понятие «индивидуальная образовательная траектория» в отечественной педагогике активно обсуждается с приходом педагогики сотрудничества и личностно ориентированного образования. Чаще всего индивидуальная образовательная траектория понимается как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Из такого определения следует, что путь человека в образовании определяется не только логикой предметов и областей знания, но в большей степени личностным потенциалом обучающегося, т. е. его задатками и способностями. Под индивидуальной образовательной траекторией мы будем понимать персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика как совокупности организационно-деятельностных, коммуникативных, познавательных, творческих и иных способностей личности (А.В. Хуторской и Т.И. Шамова). Проектируя индивидуальную образовательную траекторию, педагог включает обучающихся как активных субъектов обучения и воспитания в создаваемые им ситуации смыслопоисковой деятельности, актуализации и проблематизации ими собственного опыта, целеполагания, коммуникации и совместной деятельности, ценностно-смыслового отношения, креативной, рефлексивной деятельности, а также в реальные проблемные жизненные ситуации.

Если говорить о современных подходах к пониманию технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута, то при определении траектории выбору может подлежать:

  • уровень освоения основной образовательной программы (далее — ООП);

  • предметное поле, включающее как многообразие рабочих (авторских) программ предметов, так и выбор программ дополнительного образования;

  • методы и формы обучения, формы самостоятельной работы обучающихся;

  • формы контроля результатов обучения;

  • темп обучения;

  • количество и содержание профессиональных проб, предлагаемых в рамках обучения (участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.);

  • информационные ресурсы, отражающие содержание ООП;

  • тематика исследовательских и проектных работ и др.

Список литературы.

  1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: «Педагогический поиск», 2003. – 256 с.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М., 1999.

  1. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М.: Народное образование, 2001.

  2. Гузеев В.В. ТехнологияXXI века. М.: Народное образование, 2004.

  3. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС. М.: Народное образование, 2006.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий в начальной школе ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Проектно- исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.
0 ₽
Доклад об организации проектной деятельности на уроках окружающего мира в 3-4 классах. Организуя проектную деятельность важно ставить цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации - через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
0 ₽
В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения, и стандарт третьего поколения нацеливает учителя на формирование у школьников УУД, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальным.
0 ₽