Разработка структуры и содержания дополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммы
Объективновсовременнойсоциокультурнойситуацииестьпотребностьвреализациивоспитательногопотенциаладополнительныхобщеобразовательныхпрограмм.Поисквариантовразработкивоспитательногомодулядополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающей программы, рабочих программ воспитания, направленныхнареализациювоспитательногопотенциалапредметнойдеятельностивдополнительномобразованиидетейидетсучетомприоритетовгосударственной,региональнойимуниципальнойполитикивобластивоспитания.
Структурадополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммыконкретнойобразовательнойорганизацииопределяетсярегиональнымиметодическимирекомендациями,которыесоставленысучетомтребованийсовременногозаконодательства.Вданнойлекцииосвещаетсяпримернаяструктурадополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммы.Вкаждойорганизациидополнительногообразованиядолженбытьразработанпакетлокальныхактов,которыеопределяютспецификупроектированияиреализациидополнительныхобщеобразовательных программ. Как пример, это может быть Положение окорректировкеиразработкедополнительныхобщеобразовательныхобщеразвивающихпрограммна учебный год.
При разработкедополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммыпедагогурекомендуетсямаксимальноцелостнопредставитьобразпрограммыивыполнитьследующиеэтапыразработки:
этапосновнойподготовкикразработкеобразовательнойпрограммыдополнительногообразованиядетей
разработкаосновополагающихэлементовпрограммы–образовательныхрезультатов,концепции,новизны.
оформлениетекстаобразовательнойпрограммы.
методическаяразработказаявленныхразделовитемучебно-тематического плана программы.
порядокпроверкииутверждениядополнительныхобщеобразовательныхобщеразвивающихпрограмм.
Всоответствииснормативнымидокументамиструктурудополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммысоставляютдваосновныхраздела:
Раздел1«Комплексосновныххарактеристикобразования:объем,содержание,планируемыерезультаты»,всоставкотороговходятследующие структурные элементы программы:пояснительная записка; цельизадачипрограммы;содержаниепрограммы;планируемыерезультаты.
Раздел№2«Комплексорганизационно-педагогическихусловий,включающий формы аттестации», в состав которого включены следующиеструктурные элементы программы: календарный учебный график; условияреализациипрограммы;формыаттестации;оценочныематериалы;методические материалы; рабочие программы (модули) курсов, дисциплинпрограммы; списоклитературы.
Титульныйлистпрограммы-страница,предваряющаятекстпрограммы,источникидентификационнойинформациидокумента.
Титульный лист включает в себя следующие элементы, необходимыедлязаполнения:наименованиевышестоящегоорганаобразования;наименование учреждения дополнительногообразованиядетей(обязательное соответствие формулировке согласноуставаобразовательнойорганизации); дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшегопрограмму к реализации; гриф утверждения программы (с указанием ФИОруководителя,датыиномераприказа);наименованиевидапрограммы(дополнительнаяобщеразвивающаяпрограмма);названиепрограммы,котороедолжноотображатьеёсодержание;адресатпрограммы(возрастучащихся); срок реализации программы; Ф.И.О., должность разработчика (-ов)программы;место(населенныйпункт)игодразработки/переработкипрограммы.
С момента утверждения программы приказом руководителя, программасчитаетсяпринятойкработевобразовательнойорганизации.Вгрифеутвержденияпрограммынатитульномлистеуказываетсядатаиномерприказаобразовательной организации.
Раздел1«Комплексосновныххарактеристикобразования:объем,содержание,планируемыерезультаты».
Пояснительнаязапискапрограммывключаетвсебя:
направленность дополнительной общеобразовательнойпрограммы;
актуальность,новизну,педагогическуюцелесообразность;
отличительныеособенности;
адресатпрограммы;
уровеньпрограммы,объемисрокиреализациидополнительнойобщеобразовательнойпрограммы;
формыобучения;
режимзанятий;
особенностиорганизацииобразовательногопроцесса.
Направленностьдополнительнойобщеобразовательнойпрограммы.При характеристики направленности дополнительной общеобразовательнойпрограммы,разработчикуважнообосноватьпринадлежностьпрограммыименнокданнойнаправленности.Новизнаможетбытьобъективной,корпоративной,субъективной.
Актуальностьопределяетрешениезначимыхдлядополнительногообразованияпроблем черезреализациюпрограммы.
Педагогическаяцелесообразностьопределяетсяобоснованиемопределенныхпедагогическихприемов,форм,средствиметодоввсоответствиисцелямии задачамидополнительного образования.
Адресатпрограммы- примерный портрет учащегося, длякоторогобудетактуальнымобучениеподаннойпрограмме-возраст,уровеньразвития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли впрограмме,иные медико-психолого-педагогическиехарактеристики.
Уровеньпрограммы,объемисрокиреализациидополнительнойобщеобразовательнойпрограммы.Указываетсяпродолжительностьобразовательного процесса, срок обучения и часы обучения на каждый год.Могутбытьвыделеныэтапы,определенуровеньпрограммы.
Формы обучения - очная, очно-заочная, очно-дистанционная, заочная(«допускаетсясочетаниеразличныхформполученияобразованияиформобучения» ФЗ №273,г.2, ст.17,п.4).
Режимзанятий-периодичностьипродолжительностьзанятий-общееколичествочасоввгод; количествочасови занятийвнеделю;
Особенности организации образовательного процесса–указываетсясоставгрупп,видыучебныхзанятий.
Цельизадачипрограммы-этозаранее предполагаемый результатобразовательногопроцесса,ккоторомунадостремиться.Цельобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммыдополнительногообразованиядетейпредполагаетвыделениеперспективныхипромежуточныхцелей,еслисрокреализациипрограммыболееодногогода.
Спецификасовременноговзгляданаобразованиепредопределяетдеятельностно-ориентированный характер целей и задач и фиксацию в нихпланируемыхизмененийвдеятельностиобучающегося.Приформулировании целей и задач следует обращать внимание на конкретностьих формулировок.
Конкретизацияцелиосуществляетсячерезопределениезадач,раскрывающихпутидостиженияцели.Задачипоказывают,чтонужносделать,чтобыдостичьцели.Приформулированиизадачможновоспользоватьсяследующейих классификацией:
образовательные(предметные)-развитиепознавательногоинтересакчему-либо,включениевпознавательнуюдеятельность,приобретениеопределенныхзнаний,умений,навыков,компетенцийит.п.
личностные - формирование общественной активности личности,гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыковздорового образажизни и т.п.;
метапредметные-развитиемотивациикопределенномувидудеятельности,потребностивсаморазвитии,самостоятельности,ответственности,активности, аккуратности ит.п.;
Формулировкизадачдолжныбытьсоотнесеныспрогнозируемымирезультатами, если программа имеет срок реализации больше одного года,целесообразно задачипоставитьна каждыйгодобучения.
Содержание программы может включать учебный план и содержаниеучебного плана.
Учебныйпланобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммыдолженсодержать:наименованиеразделовитем,определятьпоследовательность и общее количество часов на их изучение (с указаниемтеоретическихипрактическихвидовзанятий,атакжеформконтроля).Учебный план оформляется в виде таблицы; составляется на каждый годобучения.
Таблица1.Примернаяформаучебногоплана
Учебныйплан.
н/п | Названиераздела,темы | Всего | Теория | Практика | Формыаттестации/ контроля |
Вводное занятие. | |||||
Раздел / модуль1 | |||||
Вучебномпланерекомендуетсяучитыватьчасына:
вводноезанятие(введениевпрограмму);
итоговоезанятие,отчётноемероприятие.
Содержание учебного плана должно быть направлено на достижениецелейпрограммыипланируемыхрезультатовееосвоения.Содержаниеучебногоплана-реферативноеописаниеразделовитемпрограммывсоответствииспоследовательностью,заданнойучебнымпланом,включаяописание теоретических и практических частей и форм контроля по каждойтеме.
Планируемые результаты.В данном блоке программы рекомендуетсясформулировать:
предметныерезультаты:требованиякзнаниямиумениям,которые должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе (т.е.что ондолжензнатьи уметь);
личностныерезультатывключаютготовностьиспособностьучащихсяксаморазвитиюиличностному самоопределению;
метапредметные результаты, которые приобрететребенокпоитогамосвоения программы, означают усвоенныеучащимисяспособыдеятельности,применяемыеимикакврамкахобразовательногопроцесса,такиприрешенииреальныхжизненныхситуаций.
Припроектированиипрограммыважноучитыватьсоответствиепоставленных задачпланируемым результатам.
Раздел№2«Комплексорганизационно-педагогическихусловий,включающий формыаттестации»:
календарныйучебныйграфик;
условияреализациипрограммы;
формыаттестации;
оценочныематериалы;
методическиематериалы;
рабочиепрограммы(модули)курсов,дисциплинпрограммы;
списоклитературы.
Календарныйучебныйграфикпрограммы-этосоставнаячастьобразовательной программы, содержащая комплекс основных характеристикобразованияиопределяющая:датыначалаиокончанияучебныхпериодов/этапов; количество учебных недель или дней; продолжительностьканикул; сроки контрольных процедур; организованных выездов, экспедицийи т.п.;
Календарный учебный график является обязательным приложением кобразовательнойпрограммеисоставляетсядлякаждойучебнойгруппы(ФЗ
№273,ст.2,п.92;ст.47,п.5).
Организациядополнительногообразованияимеетправовыбораоформлениякалендарногоучебногографика,закрепивегоформучерезлокальныйакт образовательнойорганизации.
Условияреализациипрограммы.Кусловиям реализациипрограммыотноситсяхарактеристикаследующихаспектов:
материально-техническоеобеспечение-характеристикапомещениядля занятийпопрограмме;
переченьоборудования,инструментовиматериалов,необходимыхдляреализациипрограммы(врасчетенаколичествообучающихся);
информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернетисточники;
кадровоеобеспечение-целесообразноперечислитьпедагогов,занятыхвреализациипрограммы,охарактеризоватьихпрофессионализм,квалификацию,критерииотбора.
Формы аттестации. Оценка образовательных результатов учащихсяподополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограмме
должнаноситьвариативныйхарактерИнструментыоценкидостиженийдетейиподростковдолжныспособствоватьростуихсамооценкиипознавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а такжедиагностироватьмотивациюдостиженийличности .
Федеральныйзакон№273-ФЗнепредусматриваетпроведениеитоговойаттестацииподополнительнымобщеобразовательнымобщеразвивающимпрограммам(ст.75),ноинезапрещаетеепроведение(ст.60).
Аттестация(промежуточнаяиитоговая)подополнительнымобщеразвивающим программам может проводиться в формах, определенныхучебнымпланомкаксоставнойчастьюобразовательнойпрограммы,ивпорядке,установленномлокальнымнормативнымактоморганизациидополнительного образования (ст.30, ст.58), который должен быть размещенна официальном сайте организации в сети «Интернет»; формы, порядок ипериодичностьаттестацииучащихсяопределяетсяобразовательнойорганизацией,осуществляющейобразовательнуюдеятельность(Приказ
№196).
Отслеживаниеификсацияобразовательныхрезультатовможетотражаться в следующих документах: аналитическая справка, аналитическийматериал,аудиозапись,видеозапись,грамота,готоваяработа,диплом,дневникнаблюдений,журналпосещаемости,маршрутныйлист,материаланкетированияитестирования,методическаяразработка,портфолио,идр.
Демонстрацияобразовательныхрезультатовучащихсяотражаетсявследующихформах:аналитическийматериалпоитогампроведенияпсихологическойдиагностики,аналитическаясправка,выставка,готовоеизделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческихработ,конкурс,контрольнаяработа,концерт,научно-практическаяконференция,олимпиада,открытое занятиеи др.
Оценочныематериалы.Вданномразделеотражаетсяперечень(пакет)диагностическихметодик,позволяющихопределитьдостижениеучащимисяпланируемыхрезультатов(Закон№273-ФЗ,ст.2,п.9;ст.47,п.5).
Методические материалы. Настоящий раздел представляет краткоеописаниеобщейметодикиработывсоответствииснаправленностьюсодержанияи индивидуальнымиособенностями учащихся.
Раздел№3.Рабочаяпрограммавоспитания.
Рекомендуемыеразделыпрограммывоспитания:
Цельвоспитательнойработы
Задачивоспитательнойработы
Формыиметодывоспитания
Условиявоспитания,анализрезультатов
Планируемыерезультаты
Календарныйпланвоспитательнойработы
В разделе «Список литературы» даетсябиблиографическое описаниеизданий.Списокдолженбытьсоставлендляразныхучастниковобразовательногопроцесса(педагогов,детей,родителей).СписокоформляетсявсоответствиисГОСТкоформлениюбиблиографическихссылок,втом числеи дляинтернет-ресурсов.
Программаможетсодержатьприложения,вкоторыецелесообразновключатьматериалы кзанятиям.
Технология разработки концепции дополнительной общеразвивающейпрограммы:
Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы являютсяключевымэлементомвсейпрограммы,её смысловымцентром.
Цельдолжнабытьсвязанасназваниемпрограммы,отражатьеёосновнуюнаправленность,содержание.Дляпостановкицелитребуетсяпредварительныйанализобразовательногоуровняиособенностейдетей.Цельдостигается входерешения ряда задач.
Задачидополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммыестьрезультатконкретныхстадийреализациипрограммы.Задачи технологичны, они в совокупности есть некий фундамент, на основекоторого и происходит достижение качественного сдвига в развитии ребенка.Задачи–этоступенькилестницы,ведущейкдостижениюпоставленнойцели.Следуетстремитьсякмаксимальнойточностиичеткостивопределении задач, чтобы сразу было ясно, что они конкретны, достижимы,измеряемы.
Сформулироватьзадачу–значитуказатьнаправленностьусилийпедагоганаполучениезаданногорезультатакфиксированномумоментувремени(поитогамгода,всегопериодаобучения).
Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всехформулировкаходной грамматическойформы:
Глаголы:способствовать,развивать,приобщать,воспитывать,обучить,сформировать,обеспечить,поддержать,расширить,углубить,познакомить,предоставитьвозможностьит.д.
Существительные:помощь,развитие,приобщение,воспитание,обучение, формирование, обеспечение, поддержка, расширение, углубление,знакомство,предоставление возможности ит.д.
Припроектированиидополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммынеобходимоиспользованиепедагогическихпринципов.
Педагогическиепринципы—этоосновныеидеи,следованиекоторымпомогаетнаилучшим образомдостигатьпоставленных целей.
Принципприродосообразности–идеяпостроенияучебно-воспитательногопроцессаивоспитательныхотношенийвсоответствииина
основеуровнявозрастногоииндивидуальногоразвитияучащихся.
Принцип гуманизации- это идеяприоритета человеческих ценностейнадтехнократическими,производственными,экономическими,административнымии др.
Принцип целостности педагогического процесса означает достижениеединства и относительной завершенности всех входящих в него компонентовифакторов,т.е.условий,обеспечивающих его эффективность.
Принципдемократизацииреализовываетсявпредоставленииучастникампедагогическогопроцессаопределенныхсвободдлясаморазвития,саморегуляции,самоопределения.
Принцип культуросообразностипредполагаетмаксимальноеиспользование в воспитании и образовании культуры той среды, в которойнаходится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны,региона).
Порядокпроверкииутверждениядополнительныхобщеобразовательныхобщеразвивающих программ.
Образовательнаяпрограммаявляетсялокальнымнормативнымдокументом,поэтомуонадолжнапройтипроверкуиутверждениевопределённомпорядке:
Внутренняяэкспертизапредполагаетобсуждениепрограммынапедагогическом/методическомсоветеобразовательнойорганизации.
Решениеобутвержденииобразовательнойпрограммыобязательнозаноситсявпротоколпедагогического/методическогосовета.
Утверждаетсяпрограммаприказомдиректораобразовательногоучреждения(руководителяорганизации)наоснованиирешенияпедагогического/методическогосовета.Решениеобутвержденииобразовательнойпрограммыобязательнозаноситсявпротоколпедагогическогосовета(экспертногосовета).Толькопослеутвержденияпрограммы приказом директора образовательного учреждения (руководителяорганизации)онаможетсчитатьсяполноценнымнормативно-правовымдокументомдетского объединениядополнительного образования.
Организации,осуществляющиеобразовательнуюдеятельность,обновляютдополнительныеобщеобразовательныепрограммысучетомразвитиянауки,техники,культуры,экономики,технологийисоциальнойсферы(Приказ№629).
Содержание,технологии,методыиформыорганизациидополнительногообразования,используемыевобразовательномпроцессе,должныбытьориентированынасозданиемногомерного,вариативного,свободногопространствадлястановлениякультурнойисамостоятельнойличностиобучающегося.Адополнительные образовательныепрограммынового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволятьпедагогунайтиоптимальныйвариантработысгруппойдетейилисотдельнымребенком.
Учебно-методический комплекс дополнительнойобщеобразовательнойпрограммы
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины является однимизэлементоворганизацииобразовательнойдеятельностиворганизацияхдополнительного образования детей и создается в целях повышения качестваобразовательного процесса.
Ключевым документом, на основе которого разрабатывается учебно-методическийкомплекс,являетсядополнительнаяобщеобразовательнаяобщеразвивающая программа.
Учебно-методическийкомплекс–это:
совокупностьсистематизированныхматериалов,необходимыхдляосуществления образовательной деятельности, обеспечивающих успехобучающихсявпознавательной,творческой,коммуникативнойидругихвидах деятельности;
системанормативнойиучебно-методическойдокументации,средств обученияиконтроля, необходимыхдлякачественнойреализациидополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммы,всоответствиисучебнымпланом;
совокупностьучебныхпособий,дидактическихматериалов,методическихизданийиаудиовизуальныхсредствобучения,обеспечивающихреализациюдополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающей программы.
Учебно-методическийкомплексиегокомпонентыдолжны:
предусматриватьлогическипоследовательноеизложениеучебного материаладополнительнойобразовательнойпрограммы;
предполагать использование современных методов и техническихсредств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал иполучатьнавыки поего использованиюнапрактике;
соответствоватьсовременнымнаучнымпредставлениямвпредметнойобласти;
обеспечиватьмежпредметныесвязи.
Этапыразработкиучебно-методическогокомплекса:
Подборианализинформационногоиметодическогоматериала.
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы,учебно-тематическихпланов.
Определениетемиколичествачасовнаотдельныевидызанятийсогласноучебно-тематическомуплану.
Систематизацияматериалавсоответствиисучебно-тематическимпланомиформамипроведения занятий.
Разработкаструктурыисодержанияпрактическихзанятий,конспектов, методики и их проведение, наглядных материалов, заданий дляобучающихсяи пр.
Разработка контрольных вопросов, тестовых заданий по каждомутематическомублокудляопределенияуровнязнаний,уменийобучающихся.
Планированиевидовконтроля.
АпробацияикоррекцияУМК.
Обобщениеисозданиеавторскихметодическихразработок.
Созданиетематическихпапок.
Оформлениедокументации.
Учебно-методическийкомплексиегокомпонентыдолжны:
предусматриватьлогическипоследовательноеизложениеучебного материаладополнительнойобразовательнойпрограммы;
предполагать использование современных методов и техническихсредств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал иполучатьнавыки поего использованиюнапрактике;
соответствоватьсовременнымнаучнымпредставлениямвпредметнойобласти;
обеспечиватьмежпредметныесвязи;
обеспечиватьпростотуиспользованиядляпедагоговиобучающихся.
Выделяют 3 уровня учебно-методического комплекса:Iуровень- УМКотдельновзятого занятия;
уровень-УМКкразделудополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммы;
уровень-УМКдополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммы.
УМКдополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммывключаетвсебяследующуюучебно-методическуюдокументацию:
дополнительнуюобразовательнуюпрограмму;
учебныепособия;
дидактическиематериалы;
методическиематериалы;
мониторингподополнительнойобразовательнойпрограмме.
Всвязистем,чтообязательнымразделомдополнительнойобщеобразовательнойпрограммысталарабочаяпрограммавоспитанияикалендарныйпланвоспитательнойработы,вУМКнеобходимовнестидидактические, методические материалы, которые обеспечивают реализациюэффективного процесса воспитаниядетей.
БуйловаЛ.Н.встатье«Орабочейпрограммевоспитаниявдополнительномобразованиидетей»предлагаетиспользоватьвоспитательныепрактики,которыеподходятдлявключенияв
дополнительныеобщеобразовательныепрограммылюбойнаправленности,срединих:
коллективнаятворческаядеятельность(командноетворчество,планирование,анализ,коммуникация, всестороннееразвитие);
кейс-технологии(«портфель»конкретныхситуацийи задач,требующихрешения);
марафон(актуальнаяидеядляреализации);
флешмоб(социальнаяилитематическаяакция);
квест(игра-приключениеназаданнуютему)и т.д.
Дидактическиематериалыдолжнысоответствоватьсодержаниюдополнительной образовательной программы, целям обучения и воспитания,уровнюподготовленностиучащихся,ихвозрастнымииндивидуальнымособенностям,санитарно-эпидемиологическимтребованиям.
Методическиематериалыпотемам,занятиямдополнительнойобразовательной программы должны содержать планы занятий, включающиепереченьвопросов,выносимыхназанятие;контрольныезаданиядляотслеживаниярезультатовосвоениякаждойтемы;видыпрактических,лабораторныхидругихработ,выполняемыхобучающимисяпоитогамосвоения темы, раздела, программы и критерии оценки выполнения данныхработ;методическиерекомендации,раскрывающиеоднуилинесколькочастных методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективныерациональные варианты действий при решении конкретных педагогическихзадач.
Мониторинг по дополнительной образовательной программе позволяетболеекачественноидифференцированноподойтикрезультатамобучающегосяиотследитьреальнуюстепеньсоответствиятого,чтообучающийсяусвоил,атакжевнестикоррективывпроцессегопоследующего обучения. Мониторингможет осуществляться с помощьювходного,промежуточного,итоговогоконтроля,иоформлятьсяввидетестов,заданий,опросников,портфолио,творческихпроектов,рабочейпапки,зачетной книжки,дневника достиженийи т.п.
Дистанционныедополнительныеобщеобразовательныепрограммы: проектирование и реализация : учеб.-метод. / В. А. Безуевская, Е.Н. Глубокова,Н. В.Смирнова ;Сургут.гос. ун-т. –Сургут:ИЦСурГУ,2017.
–60с.
Проектированиеразноуровневыхдополнительныхобщеразвивающих программ: учебн.-метод. пособие / Л. Б. Малыхина, Н. А.Меньшикова, Ю. Е. Гусева, М. В. Осипова, А. Г. Зайцев / под ред. Л. Б.Малыхиной.– СПб:ГАОУ ДПО «ЛОИРО»,2019. –155 с.
СафоноваПолинаНиколаевна,ШамрайИннаНиколаевнаСОВРЕМЕННАЯСИСТЕМАДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ: ОСОБЕННОСТИ, СТРАТЕГИИ, ТЕНДЕНЦИИ // Вестник МГУКИ.2020.№4(96).
ПисьмоМинобрнаукиРоссииот18.11.2015N09-3242Онаправленииинформации(вместесМетодическимирекомендациямипопроектированиюдополнительныхобщеразвивающихпрограмм(включаяразноуровневые программы)) https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18112015-n-09-3242/
РожковМихаилИосифович,ИвановаИринаВикторовнаПЕДАГОГИЧЕСКОЕСОПРОВОЖДЕНИЕСАМОРАЗВИТИЯПОДРОСТКОВВДОПОЛНИТЕЛЬНОМОБРАЗОВАНИИ//Ярославскийпедагогическийвестник.2021.№1(118).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-samorazvitiya-podrostkov-v-dopolnitelnom-obrazovanii
БыковаЕлизаветаВикторовнаСетеваяформареализациидополнительныхобщеобразовательныхпрограммкакинструментобновлениясистемыдополнительногообразования//МатериалыВсероссийскойнаучно-практическойконференции«Наукаисоциум».2019.
№11-2.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-forma-realizatsii-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm-kak-instrument-obnovleniya-sistemy-dopolnitelnogo
ПилюгинаСветланаАнатольевнаСУБЪЕКТНОСТЬПЕДАГОГАВКОНТЕКСТЕИССЛЕДОВАНИЯЛУЧШИХПРАКТИКРЕАЛИЗАЦИИРАЗНОУРОВНЕВЫХДОПОЛНИТЕЛЬНЫХОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХПРОГРАММ//БГЖ.2020.№1(30).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/subektnost-pedagoga-v-kontekste-issledovaniya-luchshih-praktik-realizatsii-raznourovnevyh-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh
Назаренко-МатвееваТ.М.СОВРЕМЕННЫЕТЕНДЕНЦИИИНАПРАВЛЕНИЯРАЗВИТИЯОБЩЕГОИДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ//ВестникРМАТ.2021.№1.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-i-napravleniya-razvitiya-obschego-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya
1