Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Экология
  3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный эколог»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный эколог»

Слово «Экология»дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных –помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Следуя этим задачам, и была составлена эта программа.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Экология

Категория

Экология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Ачитского городского округа «Ачитский центр дополнительного образования»

Ачитского городского округа Свердловской области

623230, Свердловская область, Ачитский район, пгт. Ачит, ул. Кривозубова, 6, тел.: (834391)7-12-29, e-mail:acdod@ya.ru

печать ацдод.pngод.png" /ПРИНЯТАна заседании

педагогического совета

МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО»

Протокол № 5

от «31» мая 2023 года

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО»

________________ Т. С. Новоселова

Приказ МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО»

от «31» мая 2023 года № 131

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

«Юный эколог»

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Шубина Светлана Петровна,

педагог дополнительного образования

пгт. Ачит, 20234 г.

Содержание

1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ4

1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы4

1.1.2. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы4

1.1.3. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы7

1.1.4. Адресность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы8

1.1.5. Режим занятий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе8

1.1.6. Объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы8

1.1.7. Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы8

1.1.8. Формы обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе8

1.1.9. Виды занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе9

1.1.10. Формы подведения итогов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе9

1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы9

1.4. Содержание учебного (тематического) плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы12

1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы17

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ18

2.1. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы18

2.2. Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы19

2.2.1. Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы19

2.2.2. Кадровое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы19

2.2.3. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы19

Сведения об авторе-составителе25

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка

Слово «Экология»дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных –помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Следуя этим задачам, и была составлена эта программа.

1.1.1 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог» имеет естественно-научную направленность.

Срок реализации настоящей программы один год.

      1. Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Программа «Юный эколог» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»);

  • Федеральным законом РФ от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 года);

  • Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р);

  • Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831) (далее – Порядок №196);

  • Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 года №298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 года №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года №196»;

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);

  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года №104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой корона вирусной инфекции на территории Российской Федерации»;

  • Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 года №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 года ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом из особых образовательных потребностей»);

  • Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 года №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

  • Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 года №162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;

  • Приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 04.03.2022 года №219-д «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях», утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 01.11.2021 года №934-д;

  • Уставом МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО» (утвержден Постановлением администрации Ачитского городского округа от 21 декабря 2020 года №623).

  • Положением о порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в муниципальном казенном учреждении дополнительного образования Ачитского городского округа «Ачитский центр дополнительного образования» от 31.03.2022 года.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствуют о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности является образовательная программа «Юный эколог». Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей обучающихся.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Это взаимодействие становиться всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой.

Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды. Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им вучебной деятельности,планироватьсвою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы:

любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

овладение основами умения учиться;

способность к организации собственной деятельности;

готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности). Цели и задачи экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными

      1. Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Отличительной особенностью программы “Юный эколог” является формирования у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

      1. Адресность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Целевая аудитория программы: учащиеся 7-10 лет.

В объединение принимаются все желающие без предварительного отбора, если нет медицинских противопоказаний. Количество обучающихся в группе: 10-15 человек.

Обучающимся этой возрастной группы свойственна повышенная активность, стремление к деятельности. Школьники активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя, своего места в мире природы. Учебная деятельность приобретает смысл как работа по саморазвитию и самосовершенствованию.

Обучающиеся, занимающиеся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный эколог», имеют равные возможности для проявления своих творческих способностей, а также могут сравнить свои достижения с успехами других детей. Занятия по настоящей программе обеспечивают «ситуацию успеха», что создает благоприятные условия для социализации ребенка.

Срок реализации программы 1 год, общее количество часов - 144 ч

      1. Режим занятий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Продолжительность 1 академического часа 40 минут, перемена 10 минут.

Общее количество часов в неделю – 4 часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю 2 академических часа.

      1. Объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Объём программы – 144 часа.

      1. Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Общий срок реализации исходной программы (количество месяцев, лет) – 1 год.

      1. Формы обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Основная форма обучения – очная, групповая. Основная форма обучения фиксируется в учебном плане. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Количество обучающихся в группе: 10-13 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Программа предполагает, как теоретические, так и практические занятия.

      1. Виды занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Содержанием программы предусматриваются следующие виды занятий: ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, со­ставление памяток, беседы, выполнение самостоятельных работ, презентации, выставки.

      1. Формы подведения итогов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Освоение Программы сопровождается процедурами текущей аттестации обучающихся, проводимой в формах, определенных учебно-тематическим планом: в форме участия в конкурсах, выставках, мастер-классах, защита проектов.

    1. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.

Задачи программы «Юный эколог»:

а) Образовательные:

- формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

- научить использовать полученные знания об экологии;

- обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

б) Развивающие:

- развивать мотивацию обучающихся к изучению местного краеведческого материала и объектов окружающей среды;

- развить умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

- развивать творческое мышление у одаренных и талантливых детей,  при этом,  не упуская обычных, приучая каждого ребенка к победам, пусть даже маленьким, ведь у каждого ребенка свои способности и возможности;

- развивать внимание, наблюдательность воображение, память, речь, фантазию;

- формировать и развивать трудолюбие, терпение, творческий подход к делу;

- развивать навыки работы с информационными источниками и интернет-ресурсами;

- развить умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

в) Воспитательные:

-воспитать чувство бережного отношения к природе;

- воспитывать творческую личность с активной жизненной позицией;

- воспитывать стремление к здоровому образу жизни;

- воспитывать любовь к братьям нашим меньшим;

- воспитание сотрудничества, сотворчества

Условия реализации программы: учебный кабинет, оборудование ( бумага, картон, клей, ножницы, краски, пластилин ,природный материал, бросовый материал) интернет - источники, методические и иные ресурсы.
Форма аттестации/контроля : отчетная выставка по итогам года

Учебный план

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Неживая природа

10

10

20

Фотогазета

«Неизведанное рядом!»

1.1

Земля - наш общий дом!

2

2

4

1.2

Путешествие капельки.

2

2

4

1.3

Воздух.

2

2

4

1.4

Где ночует солнышко.

2

2

4

1.5

Разноцветные песчинки.

2

2

4

2.

Живая природа

26

26

52

Игровая ситуация

«Зелёные паруса»

2.1

Растения, какие они.

2

2

4

2.2

Растения леса.

2

2

4

2.3

Растения луга.

2

2

4

2.4

Растения сада.

2

2

4

2.5

Комнатные растения.

2

2

4

2.6

Акция «Создаём уют в школе».

2

2

4

Фотогазета «Человек!

Будь природе другом!»

акции

2.7

Мир животных.

2

2

4

2.8

Дикие животные.

2

2

4

2.9

Домашние животные.

2

2

4

2.10

В лес за чудесами.

2

2

4

2.11

Птицы вокруг нас.

2

2

4

2.12

Акция «Покормите птиц зимой».

2

2

4

2.13

Игра-путешествие.

2

2

4

3.

Что изучает экологи? Как стать юным экологом?

14

14

28

Агитбригада «Эколята –

друзья и защитники

природы!»

3.1

Я и природа.

2

2

4

3.2

Как прекрасен этот мир, посмотри!

2

2

4

3.3

Игра-путешествие «Юные экологи»

2

2

4

3.4

Устный экологический журнал «Земля – наш дом родной»

2

2

4

3.5

Бытовые отходы.

2

2

4

3.6

Поделки из ненужных вещей.

2

2

4

3.7

Защитники природы.

2

2

4

4.

Человек и неживая природа.

16

16

32

Фотогазета

«Станет чище

на планете, если ей

помогут дети!»

4.1

Без воды нам не прожить.

2

2

4

4.2

Воздух вокруг нас.

2

2

4

4.3

Солнце – большая звезда.

2

2

4

4.4

Богатства Земли.

2

2

4

4.5

Почва.

2

2

4

4.6

Глина.

2

2

4

4.7

Песок.

2

2

4

4.8

Камни.

2

2

4

5.

Многообразие растительного и животного мира нашего края.

6

6

12

Защита

проектов «Как прекрасен

этот мир, посмотри!»

5.1

Растительный мир нашего края.

2

2

4

5.2

Животный мир нашего края.

2

2

4

5.3

Итоговое занятие. Итоговый контроль.

2

2

4

Итого часов:

72

72

144

1.4. Содержание учебного (тематического) плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

занятия

Название темы и раздела

Содержание занятия

Раздел 1. Неживая природа.

1,2

Земля - наш общий дом!

Теория: Понятие о том, что планетаЗемля – это огромный шар, большая часть которогопокрыта водой. Кроме воды
есть материки – твердая земля– суша, где живут люди.

Практика: Применение элементарныхприродоохранных действийв ближайшем окружении.

3,4

Путешествие капельки.

Теория: Понятие о том, как происходит водоворот в природе.

Практика:Опыты.Дети учатся делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

5,6

Воздух.

Теория: Знакомство детей со свойствами воздуха, что
внутри человека есть воздух.

Практика: Опыты. Дети обнаруживают воздух в окружающем пространстве и убеждаются в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.

7,8

Где ночует солнышко.

Теория: Представления детей по теме «Космос», способствовать формированию элементарных представлений о строении Солнечной системы.

Практика:Опытно-экспериментальная деятельность. Представления детей о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

9,10

Разноцветные песчинки.

Теория: Понятие о свойствах сухого и мокрого песка, способах работы с ним. Знакомство детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека.

Практика: Естественно-научный опыт детей, связанный с

познанием свойств песка и предметов, изготовленных

из песка.

Раздел 2. Живая природа.

11,12

Растения, какие они.

Теория: Представления детей о растениях как о живых существах со своими потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые создаёт человек.

Практика: Опыты. Выявление факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений.

13,14

Растения леса.

Теория:Знакомство с растениями леса. Просмотр фильма.

Практика: Опыты. Выявление факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений. Обрывная аппликация.

15,16

Растения луга.

Теория:Знакомство с растениями луга. Просмотр фильма.

Практика: Опыты. Выявление факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений. Рисунок «На лугу».

17,18

Растения сада.

Теория:Знакомство с растениями сада. Просмотр фильма.

Практика: Опыты. Выявление факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений. Пластилинография в саду.

19,20

Комнатные растения.

Теория:Знакомство с комнатными растениями. Видеофильм. Знакомство комнатными растениями класса и дома. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Практика: Опыты. Выявление факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений.

21, 22

Акция «Создаём уют в школе».

Практика: Посадка, полив комнатных растений.

23, 24

Мир животных.

Теория:Обобщение знаний о животных.Видеофильм.

Практика: Лепка. Эти забавные животные.

25, 26

Дикие животные.

Теория:Обобщение знаний о диких животных. Видеофильм.

Практика: Наблюдения за дикими питомцами. Понимание значимости домашних животных на Земле. Рисование диких животных.

27, 28

Домашние животные.

Теория:Обобщение знаний о домашних животных. Видеофильм.

Практика:Наблюдения за домашними питомцами. Понимание значимости домашних животных на Земле. Рисование домашних животных.

29, 30

В лес за чудесами.

Теория:Обобщение знаний детей о взаимодействии человека с природой.

Практика:Работа с природным материалом.

31, 32

Птицы вокруг нас.

Теория:Обобщение знаний детей о птицах. Понятие значимости птиц на планете.

Практика:Лепка птиц.

32, 33

Акция «Покормите птиц зимой».

Практика.Изготовление кормушек для птиц.

34, 35

Игра-путешествие.

Практика: Загадки, ребусы, игры на тему «Живая и неживая природа».

Раздел 3. Что изучает экологи? Как стать юным экологом?

36, 37

Я и природа.

Теория:Понятия об экосистеме природы Земли в границах обитания человека.

Практика: Овладение исследовательскими методами познания природы.

38,39

Как прекрасен этот мир, посмотри!

Теория:Беседа на тему «Как прекрасен этот мир, посмотри».

Практика: Проектная деятельность. Создание макета города будущего.

39,40

Игра-путешествие «Юные экологи»

Практика: Загадки, ребусы, игры на тему «Экология».

41,42

Устный экологический журнал «Земля – наш дом родной»

Теория:Обсуждение экологических проблем нашей планеты.

Практика: Создание стенгазеты. Конкурс рисунков « Земля- наш дом родной».

43,44

Бытовые отходы.

Теория:Проблема бытового мусора (обсуждение, пути решения).

Практика: Поделки из ненужных вещей «Вторая жизнь».

45,46

Поделки из ненужных вещей.

Практика: Поделки из ненужных вещей «Вторая жизнь»

47,48

Защитники природы.

Теория:Понимание потребности в постоянном саморазвитии экологической культуры.

Практика: Развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за её сохранение.Создание листовок. «Берегите природу».

Раздел 4. Человек и неживая природа.

49,50

Без воды нам не прожить.

Теория: Знакомство с факторами, угрожающими природе.

Практика: Систематизация знаний о природоохранных мероприятиях. Опыты с водой.

51,52

Воздух вокруг нас.

Теория: Обучение и закрепление на основе системнодеятельностного подхода устойчивого навыка

раздельного сбора отходов.

Практика: Формирование осознанного бережного отношения к природе. Опыты.

53,54

Солнце – большая звезда.

Теория: Представление о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, о сменяемости сезонов года, о

смене дня и ночи.

Практика: Опыты. Дети учатся делать умозаключения на основе имеющихся сведений.

55, 56

Богатства Земли.

Теория: Первоначальные понятия о полезных ископаемых

родного края.

Практика: Воспитание бережного отношения к природным богатствам, уважение к труду людей,

занятых в добыче полезных ископаемых.Рассматривание образцов полезных ископаемых.

57, 58

Почва.

Теория: Знакомство с различными почвами.

Практика: Установление причинноследственных связей и

представлений о свойствах песка. Посадка семян.

59, 60

Глина.

Теория:Знакомство с глиной, её свойствами и применением.

Практика: Установление причинноследственных связей и

представлений о свойствах глины. Лепка из глины.

61,62

Песок.

Теория: Знакомство с песком, его свойствами и применением.

Практика: Установление причинноследственных связей и

представлений о свойствах песка. Пескография.

63,64

Камни.

Теория: Знакомство с различными камнями, их свойствами и применением.

Практика: Установление причинноследственных связей и

представлений о свойствах камней. Мозаика из камней.

Раздел 5. Многообразие растительного и животного мира нашего края.

65,66

Растительный мир нашего края.

Теория:Знакомство с растениями Свердловской области. Танцующий лес (виртуальная экскурсия). Растения Красной книги области.

Практика: Создание книжки-малышки «Растения нашего края».

67,68

Животный мир нашего края.

Теория: Знакомство с животными Свердловской области. Екатеринбуржский зоопарк (виртуальная экскурсия). Животные Красной книги области.

Практика: Создание книжки-малышки «Животные нашего края».

71,72

Итоговое занятие. Итоговый контроль.

Подведение итогов работы кружка. Проверка знаний, умений и навыков за учебный год как теоретических, так и практических.

1.5. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;

Предметные результаты:

- различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
- называть характерные признаки времен года;
- различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
- ухаживать и размножать комнатные растения;
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

  • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

  • Овладеть основными экологическими терминами;

  • Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;

  • Научиться делать заключение на основе наблюдений;

  • Уметь работать индивидуально и в группе;

  • Быть способными отстаивать свою точку зрения;

  • Выполнять правила поведения в природе;

  • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;

  • Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;

  • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;

  • Уметь изготовлять экологические памятки.

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

    1. Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Год обучения, № группы

Дата начала занятий

Дата окончания обучения

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год,

группы №1

1 сентября

31 мая

36

36

144

2 занятия по 2 часа в неделю

    1. Условия реализациидополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

      1. Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  • кабинет, оборудованный компьютером;

  • проветриваемый зал для проведения разминки, тренинга, игр;

  • стулья для детей (СанПиН 1.2.3685-21);

      1. Кадровое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования или классный руководитель, имеющий высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»; высшее либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» без предъявления к опыту практической работы.

      1. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Используемые технологии:

1. Технология сотрудничества

2. Информационно-коммуникационные (интернет, мобильная связь)

3. Проектные – помогают раскрыть свои таланты и способности

4. Консультативная деятельность

5. Разноуровневые (при подготовке к конкурсам, выставкам)

6. Здоровьесберегающие

Формы занятий:

  1. Традиционные

  2. Комбинированные

  3. Практические

  4. Экскурсии

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

1. Словесный (устное изложение, беседа, рассказ).

2. Наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, показ выполненных педагогом образцов, работа по образцу)

3. Практический (выполнение работ по схемам, технологическим картам, чертежам)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

Объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, просмотр иллюстраций из журналов, демонстрация и иллюстрация.

Репродуктивный метод: изготовление работ по образцу, алгоритму.

Диалогический метод: диалог между обучающимся и педагогом, который обеспечивает более полное, точное, углубленное изучение материала, путём обсуждения, возникающих проблем при разработке творческих проектов, исследовательских проектов.

Эвристический метод: обучающиеся самостоятельно с учётом приобретённых знаний и умений разрабатывают и изготавливают новые модели, изделия,  творческие работы, проводят поиск новых решений.

Проблемно-исследовательские методы: обучающиеся совместно с педагогом проводят исследования, обобщают материалы, используют новые технологии.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

1. Фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися)

2. Групповой (организация работы в группах, подготовка к конкурсам, выставкам)

3. Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий)

Техническое оснащение занятий:

1. Наличие большого, хорошо освещенного кабинета;

2. Компьютер, проектор, экран;

3. Учебные столы, рабочий стол педагога;

4. Стулья;

5. Шкафы для хранения материалов;

6. Полки для выставочных работ;

7. Доска школьная;

Примерный комплект художественных материалов, инструментов и оборудования

Бумага, основа для композиций

  • Листы белой и тонированной бумаги в формате А4, A3.

  • Альбомы для детского художествен­ного творчества.

  • Белый и цветной картон.

  • Наборы цветной и бархатной бумаги.

  • Картонные коробки (для техники, обу­ви, кондитерских изделий и т.д.).

Художественные материалы, инструменты и их «заместители»

  • Краски акварельные

  • Кисти разных размеров (круглые, плоские и флейцы)

  • Краски гуашевые

  • Цветные и простые карандаши

  • Фломастеры

  • Гелевые ручки и краски

  • Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий)

  • Клей ПВА, клеящий карандаши

  • Клеевые кисточки

  • Ватные палочки, тряпочки

  • Скотч, лейкопластырь

Бросовый материал

  • скорлупа яиц, скорлупа орехов

  • капсулы киндер-сюрпризов, цедра лимона и апельсина

  • фольга, фантики

  • перья и пух

Природный материал

  • Осенние листья и лепестки цветов

  • Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха и других плодов

  • Перья и пух (птичий, тополиный)

  • Палочки, веточки

  • Злаки, травы, хвоя, сухостой

Формы аттестации / контроля:

  • устный опрос

  • практическая работа

  • выставки работ

Техника безопасности

Общие правила техники безопасности.

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.

4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

9. Не разговаривай во время работы.

10. Выполняй работу внимательно, не отвлекайся.

Правила обращения с ножницами

1. Пользуйся ножницами с закругленными концами. Храни ножницы в указанном месте в определенном положении.

2. При работе внимательно следи за направлением резания.

3. Не работай тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держи ножницы лезвиями вверх.

5. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режь ножницами на ходу.

7. Не подходи к товарищу во время работы.

8. Передавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

9.Во время работы удерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.

Правила безопасной работы с клеем

1.При работе с клеем пользуйтесь кисточкой, если это требуется.

2.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4.Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Устный опрос по теме «Экологическая тропа осенней экскурсии»

1.Какое время года?

2. Назовите осенние месяцы

3.Какие изменения произошли в природе?

4. Листья каких растений собрали во время экскурсии?

Список литературы для педагога

1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975.

2. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.

3. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.

4. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).

5. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.

6. Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.

7. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.

8. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.

9. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.

10. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.

11. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.

12. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.

13. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008

14. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006

15. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.

16. Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.

17 Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.

Сведения об авторе-составителе

Ф.И.О: Шубина Светлана Петровна

Место работы: МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО», пгт. Ачит, ул. Кривозубова, 6

Должность: педагог дополнительного образования

Образование: Высшее, НОУ ВПО «Восточно-европейский институт». Психолог. Преподаватель психологии по специальности «Психология».

Красноуфимский педагогический колледж. 0312 «Преподавание в начальных классах».

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Специалист по социальной работе.

Стаж работы: 20 лет

Телефон: 8 (34391) 7-12-29

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия «Покорители космоса» приурочена к 85- летию со Дня рождения первого космонавта Юрия Гагарина. Материалы разработки рассчитаны на учащихся в возрасте 8-10 лет и могут использоваться как тематическое мероприятие в образовательных организациях.
0 ₽
Кроссворд предназначен для обучающихся среднего и старшего звена. Разгадывая кроссворд, вы сможете узнать не только то, какие бывают воинские звания, но и происхождение некоторых слов, историю, а где-то – и знаки их различия. Заполнив кроссворд, узнаете воинское звание великого русского полководца А.В. Суворова
0 ₽
Слово «Экология»дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных –помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Следуя этим задачам, и была составлена эта программа.
0 ₽