Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности «До-ми-солька»
Срок реализации программы: 1 год
Общее количество часов: 72
Возраст учащихся: 5-6 лет
Вид программы: модифицированная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «До-ми-солька» разработана в соответствии: с Конституцией РФ (ст. 43), с законом РФ «Об образовании», Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) и действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития детей, а также развитие музыкального слуха, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
Программа разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», программы «Ладушки», И.Каплуновой, И.Новоскольцевой.
Ожидаемый результат
Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети ДОУ проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая, и не опережая друг друга.
Особенности слуха и голоса детей 5-6 ЛЕТ
У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 6-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.
В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 5-6 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию.
Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
песни хором в унисон;
хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.);
при включении в хор солистов;
пение под фонограмму;
пение по нотам.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей в ДОУ правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) необходимо соблюдать следующие условия:
игровой характер занятий и упражнений;
активная концертная деятельность детей;
доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);
звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон);
сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Занятияпо программе «До-ми-солька» проводятся с сентября по май, 72 занятия в год. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью по 25 минут, которые проводятся 2 раза в неделю с оптимальным количеством детей до14 человек.
Новизна программы «До-ми-солька» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно-ориентированные на игровые технологии.
В современной психолого-педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что вкус к творчеству лучше всего формируется в активной творческой деятельности и что музыкальная деятельность более всего соответствует эмоциональной творческой природе восприятия дошкольника. Одним из видов музыкальной деятельности является пение и в рамках образовательной программы ДОУ ведется работа по развитию певческих навыков дошкольников. Однако ограничение временного периода для обучения детей певческим навыкам не позволяет достичь возможных результатов. В связи с этим возникает необходимость разработке отдельной программы для вокально-хорового кружка.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.
В отличие от существующих программ, данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для воспитанников подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, и их вокальных данных.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы - 5-6 лет. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением. Занимаясь по программе, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
песни хором в унисон
хоровыми группами (дуэт, трио и т. д.)
тембровыми подгруппами
при включении в хор солистов
пение под фонограмму
Программа включает подразделы:
восприятие музыки;
развитие музыкального слуха и голоса;
песенное творчество;
певческая установка;
певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Формы подведения итогов реализации программы, являются педагогические наблюдения, концертные выступления.
Цель программы – формирование эстетической культуры дошкольника;
развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные:
Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
Учебно-тематический план программы
вокально-хорового кружка «До-ми-солька»
Всего (В) количество занятий в год 36, в учебный план включены часы теории (Т) и практики (П)
№ | Темы занятий | Т | П | В |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
Музыкальная подготовка | ||||
1 | Развитие музыкального слуха | 2 | 5 | 7 |
2 | Развитие музыкальной памяти | 2 | 5 | 7 |
3 | Развитие чувства ритма | 2 | 6 | 9 |
Вокальная работа | ||||
1 | Прослушивание голосов | 2 | 2 | |
2 | Певческая установка. Дыхание | 2 | 9 | 11 |
3 | Распевание | 2 | 8 | 10 |
4 | Дикция | 2 | 8 | 10 |
5 | Работа с ансамблем над репертуаром | 3 | 12 | 15 |
ИТОГО: | 17 | 53 | 72 |
1.Вводное занятие.
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
2. Музыкальная подготовка.
1. Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
2. Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
3. Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
3. Вокальная работа.
1. Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
2. Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
3. Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
4. Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
5. Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная
Структура занятия.
1. Вводная часть.
- Приветствие
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).
3. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
споем песню с полузакрытым ртом;
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
хорошо выговаривать согласныев конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
использовать элементы дирижирования;
пение без сопровождения;
зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
образные упражнения;
вопросы;
оценка качества исполнение песни
Условия реализации программы: просторное, светлое помещение с естественным и искусственным освещением, музыкальный инструмент – пианино, стол и стул для педагога, стулья по количеству детей, наглядные материалы и пособия, музыкально-дидактические игры, сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста, музыкальный центр, 2 микрофона, мультимедиа проектор.
ДИАГНОСТИКА уровня развития певческих умений
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | |||
0 | н | с | в | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | ||||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | ||||
3. | Умение импровизировать | ||||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5. | Навыки выразительной дикции |
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 1. «Воздушный шар» 2. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
1. «Лисенок и бабочка» 2. «Колобок» «Плакала березка», муз. и сл. И.Осокиной «Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина |
Количество занятий - 8 |
Октябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 1. «Прогулка» (Занятие-игра). 2. «Чудо нос» 3. «Приключения язычка» № 1. Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности.
1. «Кот и мышка» «Плакала березка», муз. и сл. И.Осокиной «Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина |
Количество занятий - 8 |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина. Упражнения:
Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Игра со звуком: «Волшебная коробочка».
А.Евдотьевой «Ежик», музыка С. Алексеевой, слова В. Борисова. Пение знакомых песен |
Количество занятий - 8 |
Декабрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | 1. «Приветствие» Модель И.Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Ветер» Артикуляционная гимнастика «Кот Музик». Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик. (Восход и заход солнца; парад планет - унисон). «По волнам», «Качели», «По кочкам». Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Лягушка и муравей», «Белочки» А.Евдотьевой, Знакомый репертуар. «Дед Мороз-художник» муз. и сл. Л.Еремеевой Пение знакомых песен |
Количество занятий - 8 |
Январь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4. Скороговорки. Стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Учить детей работать с микрофоном. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Насос» 2. Артикуляционная гимнастика «Кот музик» «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). «Король на корону копейку копил». Чтение текста песен. Знакомый репертуар. 1. «Волк и красная шапочка» 2. «По щучьему веленью» А.Евдотьевой «Дело было в январе» В.Шаинского Повторение знакомых песен |
Количество занятий - 8 |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Скороговорки. Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Песни. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Учить детей работать с микрофоном. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. 1. «Поехали» 2. Артикуляционная гимнастика «Принцесса» «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова) «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шёл» «Думал – думал» 1. «Три медведя» А.Евдотьевой Знакомые распевки. 1. «Разговор с мамой», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной |
Количество занятий - 8 |
Март
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонопедические упражнения. 4.Чистоговорки. 5. Упражнения для распевания. 6. Пение. | Психологическая настройка на занятие. Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой Следить за правильной певческой артикуляцией. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато». Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | Упражнение: «В гости». «Здравствуйте». Картушина. Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы». «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал. «Дюймовочка и жук», «Стрекоза и рыбка», А. Евдотьевой «Хомячок», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной Пение знакомых песен |
Количество занятий -8 |
Апрель
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5. Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном. | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Я хороший», «Да и нет» В.Н.Петрушина. 1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А.Евдотьевой 1. «Что такое семья?» Е.Гомоновой Пение знакомых песен |
Количество занятий -8 |
Май
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонационно-фонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию; Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. Совершенствовать вокальные навыки:
| 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Прогулка» М. Лазарев. Голосовая разминка: «Весна», Модель Т.Боровик Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. «На лесной поляне», «Котенок и божья коровка», А. Евдотьевой 1. «Любимый детский сад» К.Костина Пение знакомых песен |
Количество занятий - 8 |
План выступлений вокально-хорового кружка «До-ми-солька»
Осенний праздник | Октябрь |
Новогодний праздник | Декабрь |
Выступление для детей младших групп | Январь |
Концерт для пап | Февраль |
Выступление на утреннике «Мамина радость» | Март |
Отчётный концерт для родителей в рамках «Дня | Апрель |
Выступление для детей младших групп | Май |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М., 1963.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
Гудимов В. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
Каплунова И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176 с.
Кацер О.В. Игровая методика обучения пению. – М.: Музыкальная палитра, 2005. – 48 с.
Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
Орлова Т.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. / С. И. Бекина - М.: Просвещение, 1988. – 143 с.