СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
Пояснительная записка……………………………………………………………………3 |
|
|
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
2.1. Перспективное планирование программного содержания………………….6 |
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы…………………………………………………………………………19 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программ………….20 |
3.2.Материально-технические условия для реализации Программы…………...23 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Преемственность» (далее - Программа) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №4 «Василёк» Старооскольского городского округа (далее – МБДОУ ДС №4 «Василёк») разработана на основе образовательной программы обучения и развития детей дошкольного возраста«Ладушки» Каплуновой И., Новоскольцевой И. и предназначена для художественно - эстетического развития дошкольников.
Пение – один из любимых видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития детей, а также развитие музыкального слуха, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, речь, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.
Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению в ДОУ, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.
Актуальностьпредлагаемой образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей.
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на пятом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети могут петь в диапазоне ре-до 2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки (ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звукдопервой октавы звучит тяжело, его надо избегать.
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.
Для того чтобы научить детей в ДОУ правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) необходимо соблюдать следующие условия:
- игровой характер занятий и упражнений;
- активная концертная деятельность детей;
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях;
- трибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия);
- звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, СD-диски);
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Новизна программы программы «До-ми-солька» заключается в следующем: программа имеет интегрированный характер и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. А также предоставляет возможность для развития творческих способностей обучающихся. В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: личностно-ориентированные на игровые технологии.
Цели и задачи реализации Программы
Цели:формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные:
Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы работы при подготовке детей к обучению:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- системность и плановость;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
- развитие художествен - эстетических качеств: красота, гармония, воображение, речь, мышление, восприятие;
- контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
1.3. Структура Программы
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
-певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
1.4.Планируемые результаты освоения Программы
Воспитанники ДОУ имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Цель мониторинга: определить уровень развитияпевческих умений.
Задачи мониторинга:
1.Определить уровень качественного исполнения песен.
2.Выявить уровень наличия певческого слуха, вокально – слуховой координации, чистоты интонирования.
3.Выявить уровень умения импровизировать;
4.Выявить уровень сформированности навыка выразительной дикции.
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | ||
н н | с | в | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | |||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | |||
3. | Умение импровизировать | |||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | |||
5. | Навыки выразительной дикции |
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Перспективное планирование программного содержания
Сентябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра - приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. |
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | 1. «Воздушный шар» 2. «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина» - вибрация губ. «Самолёт» - на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) |
3. Интонационно-фонетические упражнения | Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. |
4. Скороговорки. Чистоговорки | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). | «Жа-жа-жа», М.Ю. Картушина |
5. Упражнения для распевания | Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. | 1. «Лисенок и бабочка» А.Евдотьевой |
2. «Колобок» А.Евдотьевой | ||
6-8. Песни | Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном. | «Плакала березка», муз. и сл. И.Осокиной |
Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. | «Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина | |
Количество занятий - 8 |
Октябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. |
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | «Прогулка» (Занятие-игра) |
«Чудо нос» | ||
«Приключения язычка» № 1 | ||
3 Интонационно-фонетические упражнения | Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. |
4. Скороговорки. Чистоговорки | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). |
|
5. Упражнения для распевания | Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз. | 1. «Кот и мышка» |
6-8. Песни | Учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; Учить детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном; Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Учить детей исполнять песни а капелла. | «Плакала березка», муз. и сл. И.Осокиной «Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина |
Количество занятий - 8 |
Ноябрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие | Психологическая настройка на занятие. | Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина. |
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова | Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Упражнения:
|
3. Интонационно-фонетические упражнения | Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Игра со звуком: «Волшебная коробочка». |
4. Скороговорки. Чистоговорки | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же). |
|
5. Упражнения для распевания | Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук. |
А.Евдотьевой |
6. Пение | Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику. 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; 3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен; 4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. | «Ежик», музыка С. Алексеевой, слова В. Борисова. Пение знакомых песен |
Количество занятий - 8 |
Декабрь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. 2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | 1. «Приветствие» Модель И.Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Ветер»; Артикуляционная гимнастика «Кот Музик». |
3. Интонационно-фонетические упражнения. | Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер; Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. | Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик. (Восход и заход солнца; парад планет - унисон). «По волнам», «Качели», «По кочкам». |
4.Скороговорки, стихи. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. | Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. |
5. Упражнения для распевания. | Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. | «Лягушка и муравей», «Белочки» А.Евдотьевой, Знакомый репертуар. |
6. Пение. | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Учить детей петь в унисон, а капелла. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Развивать у детей умение петь под фонограмму. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | «Дед Мороз-художник» муз. и сл. Л.Еремеевой Пение знакомых песен |
Количество занятий - 8 |
Январь
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. |
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию. | 1. «Насос» 2. Артикуляционная гимнастика «Кот музик» |
3. Интонационно-фонопедические упражнения. | Учит детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Учить детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Учить детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. Учить детей чётко проговаривать текст, | «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-и-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). |
4. Скороговорки. Стихи. | включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо | «Король на корону копейку копил». Чтение текста песен. Знакомый репертуар. |
5. Упражнения для распевания. | Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала | 1. «Волк и красная шапочка» 2. «По щучьему веленью» А.Евдотьевой |
6. Пение | 1. Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; 2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 4. Чисто интонировать в заданном диапазоне; 5. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него. 6. Совершенствовать исполнительское мастерство. 7. Учить детей работать с микрофоном. | «Дело было в январе» В.Шаинского Повторение знакомых песен |
Количество занятий - 8 |
Февраль
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. |
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | 1. «Поехали» 2. Артикуляционная гимнастика «Принцесса» |
3. Интонационно-фонопедические упражнения. | Учить детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах. Учить детей долго тянуть звук –У - меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух. | «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова) |
4. Скороговорки. Чистоговорки. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). | «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шёл» «Думал – думал» |
5. Упражнения для распевания. | Упражнять детей во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук. | 1. «Три медведя» А.Евдотьевой Знакомые распевки. |
6. Песни. | 1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук; 2.Чисто интонировать в заданном диапазоне. 3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. 4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности. 5.Учить детей работать с микрофоном. | 1. «Разговор с мамой», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной |
Количество занятий - 8 |
Март
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Игра-приветствие. | Психологическая настройка на занятие. | Упражнение: «В гости». «Здравствуйте» Картушина. |
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. | Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». |
3. Интонационно-фонопедические упражнения. | Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой. Следить за правильной певческой артикуляцией. | Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы». |
4. Чистоговорки. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. | «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал. |
5. Упражнения для распевания. | Расширять диапазон детского голоса. Учить детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато». | «Дюймовочка и жук», «Стрекоза и рыбка», А. Евдотьевой |
6. Пение. | Побуждать детей к активной вокальной деятельности. Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук. Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения). | «Хомячок», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной Пение знакомых песен |
Количество занятий -8 |
Апрель
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. |
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). |
3. Интонационно-фонетические упражнения. | Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат. | Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. |
4. Скороговорки, стихи. | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. | «Я хороший», «Да и нет» В.Н.Петрушина. |
5. Упражнения для распевания. | Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться. | 1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А.Евдотьевой |
6. Пение. | Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения. Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать детей работать с микрофоном. | 1. «Что такое семья?» Е.Гомоновой Пение знакомых песен |
Количество занятий -8 |
Май
Содержание работы | Задачи | Музыкальный материал |
1. Коммуникативная игра-приветствие. | Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу. | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. |
2. Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. | Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса. | «Прогулка» М. Лазарев. |
3. Интонационно-фонетические упражнения. | Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию. Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука. | Голосовая разминка: «Весна», Модель Т.Боровик |
4. Скороговорки, стихи. | Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.. Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д. | Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. |
5. Упражнения для распевания. | Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей. | «На лесной поляне», «Котенок и божья коровка», А. Евдотьевой |
6. Пение. | Совершенствовать вокальные навыки:
| 1. «Любимый детский сад» К.Костина Пение знакомых песен |
Количество занятий - 8 |
План выступлений
Осенний праздник | Октябрь |
Новогодний праздник | Декабрь |
Выступление для детей младших групп | Январь |
Концерт для пап | Февраль |
Выступление на утреннике «Мамина радость» | Март |
Отчётный концерт для родителей | Апрель |
Выступление для детей младших групп | Май |
2.1.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка знаний у детей усвоения песни.
2. Приемы, касающиеся только одного произведения:
- споем песню с полузакрытым ртом;
- слоговое пение («ля», «бом» и др.);
- хорошо выговаривать согласныев конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
- настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
- задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит;
- обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;
- использовать элементы дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
- образные упражнения;
- вопросы;
- оценка качества исполнение песни
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы - 4-5 лет.
Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься пением. Занимаясь по программе, дети получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, приобретают навыки выступления перед зрителями.
В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). Возрастные особенности детей позволяют включать в работу два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
песни хором в унисон
хоровыми группами (дуэт, трио и т. д.)
тембровыми подгруппами
при включении в хор солистов
пение под фонограмму
Формы подведения итогов реализации программы, являются педагогические наблюдения, концертные выступления.
Режим занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий: 20 минут.
Программа является инструментом целевого развития индивидуальных способностей детей в речевом развитии. Занятия по дополнительному образованию проводятся в отдельном помещении. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения (ноутбук, музыкальный центр). Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам дополнительной общеобразовательной программы.
Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения обеспечивает:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников;
- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Учебно-тематический план программы «До-ми-солька»
Всего (В) количество занятий в год 72, в учебный план включены часы теории (Т) и практики (П)
№ | Темы занятий | Т | П | В |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
Музыкальная подготовка | ||||
1 | Развитие музыкального слуха | 2 | 5 | 7 |
2 | Развитие музыкальной памяти | 2 | 5 | 7 |
3 | Развитие чувства ритма | 2 | 5 | 7 |
Вокальная работа | ||||
1 | Прослушивание голосов | 2 | 2 | |
2 | Певческая установка. Дыхание | 2 | 7 | 9 |
3 | Распевание | 2 | 7 | 9 |
4 | Дикция | 2 | 7 | 9 |
5 | Работа с ансамблем над репертуаром | 3 | 11 | 11 |
ИТОГО: | 17 | 49 | 72 |
Вводное занятие.
Содержание. Организованное занятие. Объяснение целей и задач вокального кружка. Распорядок работы, правила поведения.
Форма: беседа, прослушивание музыкальных произведений.
2. Музыкальная подготовка.
Развитие музыкального слуха.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Развитие музыкальной памяти.
Содержание. Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими музыкальными инструментами (бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
Развитие чувства ритма.
Содержание. Знакомство с понятием «метр», «темп». Игра на ударных музыкальных инструментах (барабан, бубен, ложки).
Форма. Практическая, дидактические игры.
3. Вокальная работа.
Прослушивание голосов.
Содержание. Прослушивание голосов детей с музыкальным сопровождением и без него.
Форма. Индивидуальная работа.
Певческая установка. Дыхание.
Содержание. Работа над выработкой умений, правильного поведения воспитанника во время занятия. Знакомство с основным положением корпуса и головы. Знакомство с основами плавного экономичного дыхания во время пения.
Форма. Фронтальная, индивидуальная, практическая, игровая.
Распевание.
Содержание. Разогревание и настройка голосового аппарата обучающихся. Упражнение на дыхание: считалки, припевки, дразнилки.
Форма. Фронтальная, практическая, игровая.
Дикция.
Содержание. Отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Индивидуальные занятия с логопедом, игровая деятельность.
Работа с ансамблем над репертуаром.
Содержание. Индивидуальная работа по развитию певческих навыков. Работа над дыханием, поведением, дикцией, артикуляцией.
Форма. Коллективная.
Структура занятия.
1. Вводная часть.
- Приветствие
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания).
2. Основная часть.
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
3. Заключительная часть.
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Расписание образовательной деятельности
День недели | Время |
Вторник | 15.30 – 16.00 |
Четверг | 15.30 – 16.00 |
3.2.Материально-технические условия для реализации программы
Условия реализации программы: просторное, светлое помещение с естественным и искусственным освещением, музыкальный инструмент – пианино, стол и стул для педагога, стулья по количеству детей, наглядные материалы и пособия, музыкально-дидактические игры, сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста, музыкальный центр, микрофон.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М., 1963.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
Гудимов В. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
Каплунова И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176 с.
Кацер О.В. Игровая методика обучения пению. – М.: Музыкальная палитра, 2005. – 48 с.
Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
Орлова Т.М. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. / С. И. Бекина - М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
30