Авторы проекта: Бакланов Лев, Серков Глеб,
Бердников Илья, Чернявский Дима,
обучающиеся МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа
имени Героя Социалистического Труда Гупалова В.К."
города Красноярска
Руководитель: Рыкова Надежда Викторовна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа
имени Героя Социалистического Труда Гупалова В.К."
города Красноярска
Экспериментальная физика
исследовательско-игровой проект для обучающихся 10+
Экспериментальная физика окружает нас в повседневной жизни: кипение воды, ее испарение, преломление солнечных лучей и множество других явлений, направленных на расширение кругозора каждого ребенка.
Эксперимент является основным источником знаний для каждого ребенка, где ведущую роль занимает самостоятельный исследовательский поиск научных и практических обоснований.
Исследовательско-игровой проект «Экспериментальная физика»нацеленна изучение и практическое обоснование простейших физических явлений из окружающей нас среды.
План проекта
1.Подготовительный этап. Беседа-диалог «Знаменитые физики - исследователи»
2.Основной этап. Эксперимент "Электрические заряды". Игра "Соедини правильно". Исследование "Как сделать радугу". Игра "Анаграммы". Экспериментальное проектирование "Самодельный телефон"
3.Итоговый этап. Презентация проекта в конкурсах различных уровней.
Краткое содержание проекта
Подготовительный этап
Беседа-диалог «Знаменитые физики - исследователи»
Обучающимся предлагается исследовать информацию о выдающихся физиках исследователях и ответить на вопросы:
-кто и когда ввел термин "физика"?(Аристотель в IV веке до нашей эры);
-кем и когда введено в русский язык понятие «физика», а также создан первый учебник по физике, переведенный с немецкого языка (М.В. Ломоносовым в 18 веке);
- кто и когда разработал квантовую теорию атома и получил Нобелевскую премию?(Нильс Бор в 1913 году);
- кем и когда закон радиоактивного распада и экспериментально доказан, что атом состоит из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов вокруг него? (Эрнестом Резерфордом);
- кто является одним из основоположников электротехники? (Эмилий Христианович Ленц);
-чем знаменит Борис Львович Розинг? (физик, учёный, педагог, изобретатель телевидения);
-кем из советских изобретателей создана лампа накаливания? (Александром Николаевичем Лодыгиным)
Основной этап
Эксперимент "Электрические заряды"
Цель: показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.
Материал и оборудование: воздушный шарик, шерстяной шарф.
Описание эксперимента: надуть небольшой воздушный шарик, потереть его о шерстяной шарф и дотронуться шариком до различных предметов.
Записать и озвучить результаты исследования, ответив на вопросы: "Что происходит с шариком?" и п "Почему"? (шарик прилипает ко всем предметам: к шкафу, к стенке из-за того, что на шарик попадают частицы, которые притягиваются к противоположным и создают статическое электричество).
Игра "Соедини правильно"
Обучающимся предлагается соединить существительные подходящие к прилагательным (изменяя род, если нужно) из области физических явлений, пояснить свой выбор.
ИДЕАЛЬНОЕ… | ЭНЕРГИЯ |
ПЕРЕМЕННОЕ… | ПАДЕНИЕ |
КОЛЕБАТЕЛЬНОЕ… | ТЕМПЕРАТУРА |
УПРУГОЕ… | ТЕЛО |
АБСОЛЮТНОЕ… | УДАР |
ВНУТРЕННЕ… | КОНТУР |
НОРМАЛЬНОЕ… | ДАВЛЕНИЕ |
АМОРФНОЕ… | ГАЗ |
СВОБОДНОЕ… | ДВИЖЕНИЕ |
БРОУНОВСКОЕ… | ТОК |
Исследование "Как сделать радугу"
Цель: показать, что происходит в результате попадания солнечного света на лист бумаги, проходя через стакан с водой.
Материал и оборудование: стакан воды, белая бумага.
Описание эксперимента: в солнечный день взять стакан воды и бумагу, подойти к окну, расположив стакан с водой так, чтобы на них попал солнечный свет.
Записать и озвучить результаты исследования, ответив на вопросы: "Что происходит с солнечным светом?" и п "Почему"?(солнечный свет проходит через стакан воды, преломляется и образует разноцветную радугу на листе бумаги)
Игра "Анаграммы"
Обучающимся предлагается выписать перечень физических терминов и придумать на них анаграммы, озвучить получившиеся результаты.
ПРИБОР | БОРПРИ |
СИЛА | АСИЛ |
МЕХАНИКА | НИКАМЕХА |
ТЕЛО | ЕЛОТ |
РАДУГА | АРАДУГ |
ЭНЕРГИЯ | ГИЯНЕРЭ |
ТЕМПЕРАТУРА | ПЕРАТЕМТУРА |
Экспериментальное проектирование "Самодельный телефон"
Цель:показать, что происходит в результате натягивания шнура между картонными стаканчиками.
Материал и оборудование: два картонных стаканчика, тонкий шнур или веревка, короткие палочки
Описание эксперимента
Взять два картонных стаканчика, проткнуть их донышки в центре, продев сквозь них тонкий крепкий шнур или веревку. Концы шнура закрепить внутри стаканов, привязав короткую палочку к каждому.
Участникам разговора нужно взять стаканы и разойтись, насколько позволяет шнур, чтобы он как следует натянулся.
Один из участников говорит в стакан, а другой приставляет свой стаканчик к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично слышны.
Записать и озвучить результаты исследования, ответив на вопрос: "Что произойдет если прижать шнур пальцем?"(разговор прекратится)
Итоговый этап
Результаты проекта презентуются в конкурсах различных уровней.
Используемые Интернет-ресурсы
https://multiurok.ru/files/eksperimentalnaia-fizika-13-16-let-tochka-rosta-ra.html