Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках музыки.

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках музыки.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Задача учителя музыки в общеобразовательной школе, помочь детям научиться понимать музыку, её образную основу, образный язык. В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Уроки музыки в школе помогают развивать у детей необходимые универсальные способности: фантазию, воображение, артистичность, интеллект, мышление, речь, что необходимо для различных сфер деятельности человека. В данной работе предлагаются примеры некоторых заданий, которые возможно использовать на уроках музыки, которые помогут развивать духовный мир ребёнка, определять музыкальные предпочтения и данные знания помогли в жизни подрастающего поколения.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Алзамай»

Феоктистова Светлана Михайловна, учитель музыки

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках музыки.

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!»

К.Д. Ушинский

В современном мире в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве. Почему же она становится такой важной? Стали высокими и конкретными требования к современному образованию, её уровню и результатам. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Функционально грамотная личность – это человек:

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке

– обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

-хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя – развить ребёнка.

– развить мышление из наглядно – действенного перевести его в абстрактно – логическое;

– развить речь, аналитико – синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие;

– развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

– развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

       Условия достижения данной цели обучения носит длительный характер:

– учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;

– предоставляется возможность, для приобретения опыта достижения цели;

-правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса.

       Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета. 

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками.

Раньше в школе проходил урок «пения», на котором учитель только разучивал и отрабатывал песни, а теперь это - урок «музыки». И такой урок как раз и требует огромной компетентности учителя, потому что на своих уроках мы формируем музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий. И, в первую очередь, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни. Часто ученики-подростки на уроке ведут дискуссии на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге, после бурных обсуждений, соглашаются с тем, что за какой-то год обучения они стали духовно богаче и грамотней, могут отличить на слух ту или иную мелодию, звучащую по телевидению или на каком-нибудь мероприятии, применить свои знания по определению произведений, стиля того или иного композитора.

Задача учителя музыки в общеобразовательной школе, помочь детям научиться понимать музыку, её образную основу, образный язык. Все это должно привить навыки не только слушать, но и слышать музыку, «видеть» ее. С самых первых встреч детей с музыкой я учу их тому, что они слушают не музыку, а рассказ человека – композитора, который говорит с нами с помощью музыки. Слушая музыкальное произведение, каждый ребёнок создаёт в своём сознании образы и картины, рождаемые его собственным творческим воображением.

       Воображение у детей, особенно младшего школьного возраста, яркое, живое. При слушании музыки их зрительные образы реализуются в рисунках, которые они делают  на уроке или дома. А учащиеся среднего звена учатся формулировать своё понимание от «разговора» с музыкой письменно в форме рассказа или стихотворения. И некоторые ребята после этого открывают в себе задатки поэта или писателя.

       Уроки музыки могут способствовать развитию креативности у школьников. Интуитивное рисование, пластическое интонирование, подбор цветовых ассоциаций развивает чувствительность человека к музыкальным произведениям, помогая через доступную деятельность выразить свое индивидуальное видение содержания музыкального произведения.  Учитель предлагает учащимся задания на развитие воображения, предлагает сочинить мелодию к стихам, придумать ритм, озвучить произведение игрой на инструментах, написать сиквейн на определенную тему. Дети представляют и рисуют картины, придумывают истории и сказки, разыгрывают песни, перевоплощаясь в героев, выражают идею произведения в рисунке или с помощью символов, составляют ассоциативный ряд, импровизируют и т.д.   

      Уроки музыки в школе помогают развивать у детей необходимые универсальные способности: фантазию, воображение, артистичность, интеллект, мышление, речь, что необходимо для различных сфер деятельности человека.

Вот примеры некоторых заданий, которые возможно использовать на уроках:

  1. Задания на развитие анализа и синтеза:

Нота «Соль» звучит выше ноты «Ми», а нота «До» звучит ниже ноты «Ми». Составь схему и ответь на вопрос: какая нота звучит выше «Соль» или «До».

  1. Задания, направленные на формирование умения классифицировать:

Объясни, почему каждый предмет может быть лишним

  1. Задания, направленные на развитие систематизации:

Перепутанные слова. Из данных слов составь строчку из песни

Хмурый от светлей улыбки день

В небе от проснется радуга улыбки

Холодно елочке зимой маленькой

Мы лесу из домой елочку взяли

  1. «10 фактов из жизни и творчества композитора».

Это задание развивает у детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данное задание, ребята стараются найти наиболее яркие и интересные факты. После этого на уроке общими усилиями мы создаём многогранный образ композитора. Важно то, что не учитель дал информацию, а сами дети нашли её.

  1.  «История одной песни».

Ребята самостоятельно ищут информацию об истории создания отдельных песен на заданную тему. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного развития.

  1.   Мини-проекты:

«Моя мама лучшая на свете», «Мама моей мамы», «Песня на войне», «История военной песни» и др. При выполнении данного вида заданий особую ценность имеют личностное отношение и эмоции, рождающиеся в душе ребёнка.

  1.   Задания на логику и мышление: 

– закончите фразу «Я изучаю музыку, поэтому я могу (я знаю) …»; 

– подберите как можно больше слов – ассоциаций к музыкальному произведению; 

– придумайте название к пьесе; 

– выразите эмоции и настроение произведения в рассказе, стихах или рисунке; 

– объясните высказывание о музыке или композиторе; 

– представьте, что каждая мелодия – это человек, расскажите о нем

– послушайте произведение и подумайте, что это, беседа – согласие или беседа – спор? Можно ли определить, о чем «беседуют» инструменты? Можно ли определить время суток, изображенное в музыке? Эмоциональное состояние героев? («Ноктюрн» из квартета №2 А.П.Бородина.)  

– нарисуй несуществующий инструмент; нарисуй инструмент, объединяющий в себе три инструмента.

  1. «Возьмите» интервью у известного композитора, музыканта, дирижера (работа в парах или группах).

  1.  Найдите в интернете современные обработки классических произведений и оформите диск.   

Что еще может сделать компетентный учитель, чтобы построить интересно урок? Вот примеры из моей практики:

Каждый урок стараюсь построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Стараюсь идти в ногу со временем в использовании песенного материала.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.

Требования ФГОС такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность».

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности. Я, как педагог, стремлюсь к тому, чтобы духовный мир ребёнка развивался, определились музыкальные предпочтения и данные знания помогли в жизни, потому что музыка вечна, она всегда с нами и в горе, и в радости. Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Современному ребенку важно обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с постоянно меняющимся окружающим миром; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; - способностью налаживать отношения со сверстниками, учителями, обществом.
0 ₽
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Задача учителя музыки в общеобразовательной школе, помочь детям научиться понимать музыку, её образную основу, образный язык. В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Уроки музыки в школе помогают развивать у детей необходимые универсальные способности: фантазию, воображение, артистичность, интеллект, мышление, речь, что необходимо для различных сфер деятельности человека. В данной работе предлагаются примеры некоторых заданий, которые возможно использовать на уроках музыки, которые помогут развивать духовный мир ребёнка, определять музыкальные предпочтения и данные знания помогли в жизни подрастающего поколения.
0 ₽
Главная задача учителя музыки — бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение «караоке»; игровые моменты). Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества.
0 ₽