Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Алзамай»
Феоктистова Светлана Михайловна, учитель музыки
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках музыки.
«Нельзя человека научить на всю жизнь,
его надо научить учиться всю жизнь!»
К.Д. Ушинский
В современном мире в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем обсуждения на всех уровнях: и в школах, и в Министерстве. Почему же она становится такой важной? Стали высокими и конкретными требования к современному образованию, её уровню и результатам. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Функционально грамотная личность – это человек:
– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами;
– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
– умеющий отвечать за свои решения;
– способный нести ответственность за себя и своих близких;
– владеющий приёмами учения и готовый к постоянной переподготовке
– обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
-хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
– владеющий современными информационными технологиями.
Цель учителя – развить ребёнка.
– развить мышление из наглядно – действенного перевести его в абстрактно – логическое;
– развить речь, аналитико – синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие;
– развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;
– развивать коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.
Условия достижения данной цели обучения носит длительный характер:
– учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;
– предоставляется возможность, для приобретения опыта достижения цели;
-правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса.
Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контексте каждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками.
Раньше в школе проходил урок «пения», на котором учитель только разучивал и отрабатывал песни, а теперь это - урок «музыки». И такой урок как раз и требует огромной компетентности учителя, потому что на своих уроках мы формируем музыкальную грамотность личности, духовный мир подрастающего поколения через изучение творчества композиторов, музыкальных терминов и понятий. И, в первую очередь, учитель музыки должен грамотно построить свой урок так, чтобы ученикам было интересно и познавательно, не было скучно, они смогли расширить свой кругозор, и музыкальные знания, полученные в ходе урока, пригодились бы им в дальнейшей жизни. Часто ученики-подростки на уроке ведут дискуссии на тему: «Зачем нужна музыка?». И в итоге, после бурных обсуждений, соглашаются с тем, что за какой-то год обучения они стали духовно богаче и грамотней, могут отличить на слух ту или иную мелодию, звучащую по телевидению или на каком-нибудь мероприятии, применить свои знания по определению произведений, стиля того или иного композитора.
Задача учителя музыки в общеобразовательной школе, помочь детям научиться понимать музыку, её образную основу, образный язык. Все это должно привить навыки не только слушать, но и слышать музыку, «видеть» ее. С самых первых встреч детей с музыкой я учу их тому, что они слушают не музыку, а рассказ человека – композитора, который говорит с нами с помощью музыки. Слушая музыкальное произведение, каждый ребёнок создаёт в своём сознании образы и картины, рождаемые его собственным творческим воображением.
Воображение у детей, особенно младшего школьного возраста, яркое, живое. При слушании музыки их зрительные образы реализуются в рисунках, которые они делают на уроке или дома. А учащиеся среднего звена учатся формулировать своё понимание от «разговора» с музыкой письменно в форме рассказа или стихотворения. И некоторые ребята после этого открывают в себе задатки поэта или писателя.
Уроки музыки могут способствовать развитию креативности у школьников. Интуитивное рисование, пластическое интонирование, подбор цветовых ассоциаций развивает чувствительность человека к музыкальным произведениям, помогая через доступную деятельность выразить свое индивидуальное видение содержания музыкального произведения. Учитель предлагает учащимся задания на развитие воображения, предлагает сочинить мелодию к стихам, придумать ритм, озвучить произведение игрой на инструментах, написать сиквейн на определенную тему. Дети представляют и рисуют картины, придумывают истории и сказки, разыгрывают песни, перевоплощаясь в героев, выражают идею произведения в рисунке или с помощью символов, составляют ассоциативный ряд, импровизируют и т.д.
Уроки музыки в школе помогают развивать у детей необходимые универсальные способности: фантазию, воображение, артистичность, интеллект, мышление, речь, что необходимо для различных сфер деятельности человека.
Вот примеры некоторых заданий, которые возможно использовать на уроках:
Задания на развитие анализа и синтеза:
Нота «Соль» звучит выше ноты «Ми», а нота «До» звучит ниже ноты «Ми». Составь схему и ответь на вопрос: какая нота звучит выше «Соль» или «До».
Задания, направленные на формирование умения классифицировать:
Объясни, почему каждый предмет может быть лишним
Задания, направленные на развитие систематизации:
Перепутанные слова. Из данных слов составь строчку из песни
Хмурый от светлей улыбки день
В небе от проснется радуга улыбки
Холодно елочке зимой маленькой
Мы лесу из домой елочку взяли
«10 фактов из жизни и творчества композитора».
Это задание развивает у детей определённые компетентности: способность к самостоятельному поиску информации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данное задание, ребята стараются найти наиболее яркие и интересные факты. После этого на уроке общими усилиями мы создаём многогранный образ композитора. Важно то, что не учитель дал информацию, а сами дети нашли её.
«История одной песни».
Ребята самостоятельно ищут информацию об истории создания отдельных песен на заданную тему. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного развития.
Мини-проекты:
«Моя мама лучшая на свете», «Мама моей мамы», «Песня на войне», «История военной песни» и др. При выполнении данного вида заданий особую ценность имеют личностное отношение и эмоции, рождающиеся в душе ребёнка.
Задания на логику и мышление:
– закончите фразу «Я изучаю музыку, поэтому я могу (я знаю) …»;
– подберите как можно больше слов – ассоциаций к музыкальному произведению;
– придумайте название к пьесе;
– выразите эмоции и настроение произведения в рассказе, стихах или рисунке;
– объясните высказывание о музыке или композиторе;
– представьте, что каждая мелодия – это человек, расскажите о нем
– послушайте произведение и подумайте, что это, беседа – согласие или беседа – спор? Можно ли определить, о чем «беседуют» инструменты? Можно ли определить время суток, изображенное в музыке? Эмоциональное состояние героев? («Ноктюрн» из квартета №2 А.П.Бородина.)
– нарисуй несуществующий инструмент; нарисуй инструмент, объединяющий в себе три инструмента.
«Возьмите» интервью у известного композитора, музыканта, дирижера (работа в парах или группах).
Найдите в интернете современные обработки классических произведений и оформите диск.
Что еще может сделать компетентный учитель, чтобы построить интересно урок? Вот примеры из моей практики:
Каждый урок стараюсь построить по-разному с привлечением разного дидактического материала: видео уроки, презентации, учебные модули, аудио-видео-материал; работа в парах, группах; опрос устный и письменный; анализ и обсуждение музыкальных произведений и т.д. Стараюсь идти в ногу со временем в использовании песенного материала.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.
Требования ФГОС такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.
Альберт Эйнштейн сказал: «…образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили в школе…». В этих словах заключена практическая значимость функциональной грамотности. Я, как педагог, стремлюсь к тому, чтобы духовный мир ребёнка развивался, определились музыкальные предпочтения и данные знания помогли в жизни, потому что музыка вечна, она всегда с нами и в горе, и в радости. Если учитель будет функционально грамотен, то и функционально грамотный будет ученик!