Творческие компетенции как компонент
функциональной грамотности посредством занятий по
вокалу в вокальном коллективе «Веснушки»
«Таланты создавать нельзя,
но можно создавать почву,
на которой будут расти,
и процветать таланты».
Г.Г. Нейгауз
Слайд1
Развитие личности происходит только в том случае, если человек активен, деятелен. У детей, как правило, существует потребность в самореализации - как у способных к музыке, так и у не столь одаренных, но желающих приобщиться к творчеству. Детское творчество неисчерпаемо. Задача учителя - создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.
Следует отметить, что развитие творческих способностей на занятиях эстрадным вокалом будет проходить более эффективно тогда, когда данное обучение будет осуществляться систематически, в совместной работе педагога и учеников, с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка.
Безусловно, педагогу необходимо при этом решать множество задач: поддерживать интерес ребенка к выполнению задания, быстро реагировать на ответы учащегося, быть тактичным в своих комментариях, творчески поддерживать любые проявления ребенка. Однако, успешное выполнение данных задач влечет за собой развитие не только актерских, но и творческих способностей учащихся, а также совершенствует их коммуникативные навыки.
Слайд 2
Вокальный коллектив «Веснушки» существует уже 25 лет. Возраст обучающихся от 6 до 18 лет. Это творческий коллектив, а творчество — это отличный способ самовыражения, познания мира и проявления себя в нем. Какие же знания, умения и навыки приобретают учащиеся вокальной студии «Веснушки» для формирования функционально грамотной личности через
творческие компетенции?
Понятие «компетенция» достаточно сложное. Говоря более простым языком, под компетенцией понимается способность учащегося успешно действовать в какой-либо области, то есть применять свои знания, умения, способности.
Слайд 3
Творческие компетенции связаны с творческой деятельностью. Творчество –это процесс создания нового, значимого для самой личности. Каждый человек становиться творцом, если он научился самостоятельно находить решение любой темы в области своей деятельности.
Творческие компетенции ребенок формирует в процессе художественно-творческой работы через свой практический опыт.
Для меня, основная цель, заключается в том, чтобы дать возможность детям проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию их качеств личности. Для реализации цели использую личностно-ориентированные, проблемные, интерактивные технологии обучения.
Работа с коллективом направлена не только на развитие творческих способностей ребят, но и на развитие личности, способной к познанию самого себя и своих возможностей, а также развитию вокальных навыков и поиска своего уникального тембра и манеры исполнения.
Слайд 4
В творческом развитии учащихся важным пунктом необходимо выделить конкурсную и концертную деятельность, как основной компонент воспитательного процесса и важной частью целостного развития каждого учащегося. Возможность участия в конкурсах и выступлениях является сильнейшим стимулом для упорной работы учащихся. Организованная конкурсная деятельность стимулирует учащихся продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям.
Слайд 5
Конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей и усилий. Выход на большую сцену даёт почувствовать уверенность в своих силах, при этом требует более широких знаний, навыков, мастерства, что является дополнительным стимулом над собой. Приобретение творческой смелости, опыта у конкурсантов является дополнительным стимулом для активной самореализации. Сцена играет огромную роль не только в развитии творческого потенциала, но и в становлении лидерских качеств.
Слайд 6
Лидер — это человек с большим авторитетом, способный принимать решения в интересах других. Психология лидера — это психология победителя. Как правило, его личностные качества — уверенность в себе и своих силах, способность сплотить вокруг себя команду. Он обладает нестандартным мышлением, решителен в своих действиях и поступках. Для каждого ребёнка победа на творческом конкурсе — это признание творческой самостоятельности, она дает большие возможности в реализации творческого потенциала победителю, а также несёт моральное удовлетворение и придаёт уверенности и веры в себя. Из выше сказанного понятно, что именно публичные выступления на конкурсах и концертах способствуют формированию у учащихся таких качеств как творческая самостоятельность, решительность, ответственность и смекалка.
Слайд 7
Коллектив и солисты выступают не только на школьной сцене, но выезжем на конкурсы в другие города. Мы уже побывали и поучаствовали в международных конкурсах разных городов Иркутска, Красноярска.
В этих городах мы посещаем известные музеи, галереи, театры, ездим на экскурсии по городу. Такие поездки расширяют детский кругозор, воспитывают
эстетический вкус и гордость за нашу большую страну, появляется желание больше путешествовать и узнавать что-то новое. Запоминаются фестивали и конкурсы в тех или иных городах, не только одержанными победами, а теми встречами, знакомствами, впечатлениями от нового города, которые мы в них получаем. Часто, такие поездки являются стимулом для занятий. Романтика поезда, гостиниц, достопримечательностей городов и неформального общения между участниками коллектива, родителей и педагога. Так как, в школьном возрасте, для детей важны не только достижения, но и процесс общения, взаимопонимания, поездка на фестиваль становиться праздником для учащихся, это мероприятие, в котором дети -активные участники. Участие в конкурсах дает вокалистам возможность получить опыт творческого общения, выйти из зоны комфорта, выступая на чужой сцене, ощутить радость творческого процесса, и конечно, пообщаться в неформальной обстановке со своими ровесниками и педагогами. Кроме того, сцена – это само по себе приятное и полезное времяпровождение. Такая совместная творческая деятельность оказывает влияние на развитие личностных качеств ребенка. Решаются проблемы психологического,
эмоционального и социального характера. Как показывает практика, в процессе обучения, творческих поездок и выступлений, ребята становятся близкими друзьями с общими интересами. Формируется навык общения, умение коммуницировать, развивать эмпатию, взаимопомощь, поддержку друг друга в ситуации, когда ребёнок не удачно выступил и наоборот дети учатся радоваться успехам друг друга. Такие навыки общения, очень помогут ребятам в будущем.
Все это направлено и способствует:
1) повышению социально-психологической компетентности учащихся;
2) развитию у них способности эффективно взаимодействовать друг с другом;
3) формированию активной социальной позиции;
4) развитию у них способности производить значимые позитивные изменения в мышлении;
В заключение своего выступления, мне бы хотелось показать вам небольшой ролик, который записали мои выпускники, родители, к юбилейному концерту нашей группы!