Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Личностно-ориентированный подход обучения на уроках музыки

Личностно-ориентированный подход обучения на уроках музыки

Главная задача учителя музыки — бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение «караоке»; игровые моменты). Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Алзамай»

Феоктистова Светлана Михайловна, учитель музыки

Личностно-ориентированный подход обучения на уроках музыки

На протяжении всего творческого пути меня интересовал вопрос: «Что такое личностно-ориентированный подход в обучении?»

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная и т.д.

Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной, свободной личности, способной жить и творить в демократическом обществе.

Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учётом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Личностный подход – это важнейший принцип психологической науки, предусматривающий учёт своеобразия индивидуальности личности в воспитании ребёнка. Именно этот подход определяет положение ребёнка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а следовательно, означает признание его активным субъектом этого процесса, означает становление субъект-субъектных отношений. Теоретиком личностного подхода был известный психолог С.Л. Рубинштейн.

Значение личностного подхода в педагогике раскрывает В.П. Беспалько. Он отмечает, что личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. Только коллектив педагогов-единомышленников, педагогов нового типа, способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребёнка. Именно личность школьника и личность педагога - главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.

Индивидуальный подход как принцип педагогической деятельности, включает положение личности и дифференцированного подхода.

Индивидуальная работа – это деятельность учителя, осуществляемая с учётом особенностей развития каждого ребёнка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании

В индивидуальной работе с детьми, учитель должен руководствоваться следующими принципами:

 установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс»;

 уважение самооценки личности ученика;

 вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

 постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности ;

 создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания;

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Учителя придумывают различные «завлекалочки» на уроках — игры, слайды и т. д. Но всё это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счёте, качество образования зависят от внутренней мотивации.

Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства. Работа же по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.

Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса. Учитель использует для этого следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

3) рефлексия (через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);

4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации.

Это стало возможно благодаря следующим приёмам:

1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;

2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;

3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;

4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Приемы:

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.

2) необычная форма преподнесения материала.

3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;

4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;

5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;

6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий. Мотивационная сфера – ядро личности.

Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

Главная задача учителя музыки — бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение «караоке»; игровые моменты).

Учителя музыки на своих уроках стараются поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности, которые лежат в основе личностноориентированного подхода, в основе которого заложены следующие принципы: вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта; синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира; приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.

Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества.

При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания. На современном этапе развития педагогической мысли личностно - ориентированный способ обучения является инновационным и повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. В условиях личностно-ориентированного подхода учителя музыки на своих уроках используют такие виды деятельности учащихся на уроке как:

Индивидуальная

Групповая

Коллективная

Самостоятельная

Работая над темой «Личностно-ориентированный подход в преподавании музыки», ставлю перед собой задачи:

· Как сделать урок радостным и интересным?

· Как активизировать деятельность учащихся на уроке?

· Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

Свою работу выстраиваю следующим образом:

1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;

2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос этому, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

Провожу сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим игровым сюжетом урока.

Например: урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование, урок-фестиваль. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности – это «проводники», «ассистенты», «детективы».

В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры. Кроме того, проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно.

Постепенно – от класса к классу – увеличивается и усложняется доля индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся, что позволяет подготовить школьника к самостоятельному анализу учебного материала. Огромное место в системе воспитания личности школьника занимает внеклассная работа по предмету: участие в различных конкурсах, олимпиадах, музыкальных гостиных, конференциях – все это дает учащимся возможность проявить все свои лучшие личностные качества. Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.

«Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое – прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии».

(Абул-Баха)

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Современному ребенку важно обладать: - готовностью успешно взаимодействовать с постоянно меняющимся окружающим миром; - возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; - способностью налаживать отношения со сверстниками, учителями, обществом.
0 ₽
Главная задача учителя музыки — бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение «караоке»; игровые моменты). Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества.
0 ₽
Одна из важнейших задач учителя музыки в воспитании школьников – через красоту музыки, поэзии, изобразительного, театрального искусства найти путь к доброму сердцу ребёнка, раскрыть его духовные силы, его творческий потенциал. Реализация задачи – развитие творческих способностей учащихся, осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются: хоровое пение, пластическое интонирование: музыкально-ритмические движения, импровизация и музыкально-драматическая театрализация. Метод проектов относится к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду творческого, проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской, творческой работы учащихся. В Данной статье рассматриваются схема осуществления, виды, типы проектов в области изучения предмета «Музыка».
0 ₽