Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. " Формирование положительного отношения к трудовой деятельности у обучающихся с ОВЗ."

" Формирование положительного отношения к трудовой деятельности у обучающихся с ОВЗ."

Каждый школьник должен получить трудовую закалку, которая, как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфере деятельности. Целью трудового воспитания и обучения обучающихся, как подчёркивается в документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, должно быть, привитие любви к труду и уважение к людям труда; ознакомление учащихся с основами промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учёбы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

5

ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат №1

Доклад.

Тема:

«Формирование положительного отношения к трудовой деятельности у обучающихся с ОВЗ.»

Подготовила воспитатель 9 класса-Кривоклякина Н. Ф.

«2023-=2024 уч. г.

Доклад «Формирование положительного отношения к трудовой деятельности у обучающихся с ОВЗ»

Трудовое  воспитание  является  важнейшей  частью воспитания  обучающихся с особыми образовательными потребностями,  базой  для  развития их личности, социализации в современном обществе, важнейшим средством формирования культуры поведения и отношения к окружающему миру.

Каждый школьник должен получить трудовую закалку, которая, как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, потребуется ему в любой сфере деятельности. Целью трудового воспитания и обучения обучающихся, как подчёркивается в документах о реформе общеобразовательной и профессиональной школы, должно быть, привитие любви к труду и уважение к людям труда; ознакомление учащихся с основами промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, сферы обслуживания; формирование у них в процессе учёбы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки.

Говоря о воспитании как социальном явлении, мы видим основную задачу специальной коррекционной школы VIII вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизнедеятельности. Молодой человек с недостатком в развитии подготовлен к успешному вхождению в самостоятельную жизнь, если он внутренне готов к самообеспечению, правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, имеет соответствующую возможностям жизненную перспективу. Наличие этих качеств позволяет предполагать, что человек с проблемами в развитии не будет беспомощен в таких сферах, как профессиональная деятельность, бытовое самообслуживание, семейная жизнь. Успешность самореализации в этих сферах жизни возможна, когда он любит и умеет трудиться.

Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке обучающихся  школы-интерната  к  самостоятельной  практической  деятельности  в трудеи быту,профориентации обучающихся. Воспитательная  работа призвана способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых компетенций, профориентации воспитанников, выработке стабильной потребности в труде, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую  возможность  воспитания  нравственных  качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Серьёзной задачей коррекционной школы–интерната является развитие у воспитанников способности и умения трудиться в коллективе, включаться в доступные формы общественно трудовой деятельности.

Также очень важен личный пример взрослого, который демонстрирует необходимые приёмы, способы работы. Из опыта работы, мы видим, что ребята хорошо работают, выполняют трудовые поручения тогда, когда рядом с ними трудиться их воспитатель, когда хорошо организована работа, поставлена правильно цель, когда ребёнок видит конечный результат своего труда. Обучение будет успешным, если ученику не только показывают технологию работы, но и объясняют, что он делает и зачем, какого результата следует добиваться. Разнообразная деятельность на уроках труда носит эмоциональный характер и полностью захватывает детей. Детям, которые не доводят начатую работу до конца, можно оказать некоторую помощь, чтобы и они видели результаты своего труда и радовались этому результату. Одна из основных воспитательных работ по трудовомунаправлениюпривитие навыков  самообслуживания,таккакнельзя недооценивать  важность самообслуживающего труда, являющегося  средством  воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестногоотношения к общественному труду.  Навыки самообслуживания вырабатываются в результате многократных  повторений  одних  и  тех  же  действий  в  определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии,которые в дальнейшем прочно закрепляются. Врезультатеу обучающихся практически формируется  в  труде  такие  качества,  которые  и  выражают  должное отношение к труду, к людям труда разных профессий, результатам их деятельности.

Проблемасоциально-трудовойадаптацииобучающихся с особенными образовательными потребностями является  одной из самых актуальных и острых  проблем  в  современном  обществе.В условиях продолжающейся нестабильности  социально-экономической  и  политической  жизни наблюдается устойчивая  тенденция  неэффективной интеграции  таких  обучающихся  в общество.Дети  данной  категории  имеют  ограниченные  возможности  в  развитии,  нуждаются в особых методах и приёмах организации трудовой деятельности.Формирование   навыков   самообслуживания,   социально - бытовой ориентировки,  привитие  трудовых  навыков,  нацеливание  на  получение профессии, с последующим трудоустройствомоснова социально-трудовой адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями.Создание единого  воспитательного  пространства  в классе для  решения этих задач является  одним  из  условий  коррекции,  способствующим накоплению социального опыта от поступления обучающихся в образовательное учреждение  до  момента  его  выпуска.  Это  делает  особенно  актуальной проблему  создания  условий, дающих  гарантию  к  максимально результативному и комфортному освоению и накоплению знаний, умений и навыков для обучающегося   с  особыми  образовательными  потребностями, способствующих успешной адаптации к самостоятельной жизни и труду

Цель воспитательной работы по трудовому направлению - воспитание  обучающихся  с  особыми  образовательными  потребностями  через привитие навыков самообслуживающеготруда, способствующего социально-трудовой адаптации,помощьв их самоопределении исамореализации в современном гражданском обществе.

Задачи трудового воспитания в школе-интернате:

формирование у обучающихся позитивной установки по отношению к труду,

восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;

формирование положительных качеств личности;

формирование  потребности  учиться  как  основы  стабильности будущей жизни;

формирование основ умственного и физического труда;

развитие системы трудовых компетенций по уходу за собой, классной комнатой, закрепленной территорией школьного двора, в творческой деятельности;

развитие творческих способностей в решении трудовой задачи;

воспитание   трудолюбия,   чувства   долга   и   ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности;

воспитание самостоятельности, умения довести начатое дело до конца;

воспитание ответственности за результаты своей деятельности.

Трудовоевоспитание реализуется через следующие направления  деятельности  воспитанников:

Учебный  труд  обучающихся включает  в  себя  труд  умственный  и физический. Программой предусмотрен физический труд в классной комнате и  на  пришкольных участках, клубные часы, чтение художественной литературы о труде, трудовых буднях и подвигах людей, творческие занятия, мастер-классы, встречи с людьми разных профессий, посещение выставок мастеров декоративно-прикладного творчества, индивидуальные трудовые проекты, экскурсии на предприятия города.

В процессе физического труда создаются условия для проявления обучающимися нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности. Также каждый обучающийся имеет возможность отрабатывать трудовые навыки, осваивать новые техники, пробовать себя в разных профессиях

Общественно-полезный, результативный труд включает в себя такие виды  общественно  полезной  деятельности,  как  работа на  пришкольном участке, на территории школыпо ее благоустройству, по оказанию помощи инвалидам  и  ветеранам  войны  и  труда,  больным  и  престарелым; дежурство по классу и школе; изготовление творческих изделий с участием в выставках разного уровня; участие в «субботниках» по благоустройству территории школы создание  и  ремонт наглядных пособий, книг в школьной библиотеке.

Бытовой самообслуживающий труд направленный на удовлетворение бытовых  потребностей коллектива,  каждого  его члена  за  счёт  личных трудовых усилий. Бытовой труд воспитанников включает в себя: уборку постели; стирку мелких вещей личного пользования; уборку помещений от пыли; чистку собственных вещей и обуви; уход за цветами, озеленение школьной территории; ремонт школьной мебели; создание в  классной комнате уюта.

В процессе реализации внеурочной работы осуществляется коррекция познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

В работе с детьми необходимо проявлять терпение, мудрость, быть чутким и наблюдательным, замечать и развивать любой, даже незначительный успех. Положительных сдвигов в подготовке к труду можно достичь только при положительном отношении ребёнка к тому, что предлагает взрослый. Никогда не надо пытаться работать с детьми через силу, без его добровольного желания – это приведёт к напряжённости, скованности. Мы должны заинтересовать ребёнка и добиться его внимания. Незаконченная, брошенная на полпути работа ведёт к негативным последствиям для личностного развития ребёнка. При постоянных, повторяющихся неудачах ребёнок теряет веру в свои силы, самооценка его снижается, возникает стойкая неуверенность в возможности справиться с заданием. В дальнейшем это приводит к потере интереса к работе, а в более старшем возрасте – к прямому отказу от неё. Поэтому чрезвычайно важно именно на начальных этапах обучения обеспечивать точное соответствие уровня сложности предлагаемых заданий возможностям ребёнка.

Задача – поддержать интерес на протяжении всего процесса выполнения работы связана с выработкой стойкого положительного отношения к занятиям трудом вообще. Прежде всего, ребёнок должен испытать радость от результатов своих действий в конце занятия. Для этого необходимо создание ситуации успеха путём предупреждения возможных ошибок, обучения его рациональным приёмам работы. Большое значение имеет повышение эмоционального тонуса ребёнка: необходимо хвалить его, подбадривать, отмечать даже небольшие успехи.

Трудовое воспитание является составной частью нравственного воспитания. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывает эмоциональный отклик. А. С. Макаренко допускал, что отношение детей к трудовой деятельности может быть различным. Есть так называемые ленивые дети, иногда это слабое физическое состояние ребёнка. «Большей же частью, - писал А. С. Макаренко, - лень у ребёнка развивается благодаря неправильному воспитанию». Деятельность трудолюбивых детей надо использовать в качестве примера для тех, кто не проявляет к трудовой деятельности никакого интереса, уклоняются от любого поручения или не доводят дело до конца, а если и выполняет поручение, то с большим нежеланием. Для трудового воспитания таких детей можно использовать такие приёмы: привлечение к совместной работе, показ, пояснение, стараться найти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать: если ребёнку тяжело, то найти ему такое задание, которое ему по силам; помнить, что ребёнку тогда интересно с нами, когда нам интересно с ним; чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех.

Наблюдая за детьми, нетрудно заметить, что некоторые охотно берутся за дело, умеют аккуратно работать, проявляют самостоятельность и доводят начатое дело до конца. Надо предъявлять к такому ребёнку более высокие требования, подчёркивая, что если научились хорошо работать, то нужно научить этому товарищей. Взаимопомощь воспитывает у детей доброжелательность, чувство коллективизма, уважение друг к другу. В совместном труде формируется умение работать сообща, помогая друг другу, создаются условия для формирования отношений сотрудничества, возникают ростки дружбы, внимательного отношения друг к другу и к продуктам труда другого человека.

Воспитание положительного отношения к труду предусматривает, прежде всего, воспитание морально-волевых качеств в процессе труда: трудолюбия, привычки к трудовому усилию, ответственности, готовности помочь, умения включаться в труд, не ожидая, напоминая и не избегая неприятной работы.

Средством поддержания интереса к труду, развития творческих способностей, расширения профессионального кругозора обучающихся является работа в кружках, имеющих трудовую направленность. Непременным и важным условием педагогической эффективности кружковой работы является её связь с содержанием учебной работы учащихся на уроках трудового обучения. В воспитании любви к труду большое место занимают занятия ручным трудом, выполнение красивых забавных поделок, радующих ребёнка. Эта работа приводит к конкретному, понятному для ребёнка результату. Поделку можно подержать в руках, порадовать ею близких, подарить, украсить дом.

Проблема трудового воспитания – не очередная скоротечная компания, а большая поистине государственная проблема. Решать её нужно, серьёзно, квалифицированно, но научной основе. Трудовое воспитание не удел отдельных специалистов, это - повседневная педагогическая деятельность каждого воспитателя, педагога, наставника.

 И закончу словами Антона Семёновича Макаренко:«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. И поэтому в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны. Демонстрация клипа о Великой Отечественной войне. Ребята, какое время вы увидели: мирное или военное? Вы посмотрели сейчас фрагмент о Великой Отечественной войне, войне советского народа с фашистской Германией. Но мы сегодня не будем с вами говорить об этой жестокой, кровопролитной, самой страшной войне, а поговорим о полном освобождении советскими войсками города Ленинграда, так как в этом году в нашей стране отмечается 79- летие этого события. И наш классный час называется «Дети блокады».
0 ₽
В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский. Есть государственные или официальные языки – польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции, в Киргизии киргизский, в Грузии грузинский, а в России государственным является один язык – русский. В России люди говорят на 100 национальных языках. Каждый народ говорит на своем языке, совершенно не похожем на язык соседнего. Но они могут прекрасно понимать друг друга, если будут говорить на русском языке.
0 ₽
Цель: формирование знаний и представление детей о сезонных изменениях в природе, знакомство с характерными признаками осени. Задачи: развивать умение видеть в осени прекрасное время года; закрепить детей с развивать мышление, память, речь учащихся; прививать любовь к родному краю, к природе. Оборудование: 1. рисунки; 2. поделки из природного материала; 3. картины на тему «Золотая осень»; 4. музыкальное сопровождение; 5. природный материал: листья, шишки, желуди. Форма проведения: внеклассное мероприятие. Метод проведения: словесный, наглядный, иллюстративный.. Методические советы на подготовительный период: пословицы, и поговорки на рисуют рисунки на тему «Золотая осень». Заранее подготовить слова и костюм для действующего лица «Шурши.»
0 ₽