Для успешных занятий пением и достижения положительных результатовнеобходимо создать наиболее благоприятные условия. Прежде всего нужноналадитьнормальнуюпевческуюфункцию,т.е.установитьестественнуювзаимосвязьмеждуотдельнымиорганами,котораяпозволитвсемуголосовому аппарату работать с наименьшим напряжением. Это достигаетсяпривоспитаниипрофессиональныхвокальных навыков.
Чтобысоздатьнужныйрежимзанятий,необходимоучитыватьфизиологическиеособенности(возрастные,индивидуальные).Всеизменения, происходящие в организме певца, так или иначе, влияют на егоголос.
Этоифизическоездоровье,эмоциональноесостояние,котороевлияетнаактивностьи общийтонус организма.
Назвучаниеголоса оказывают влияниеи режим сна (не менее7 часов всутки для взрослых, а для детей 8-10 часов), и режим питания (пищу следуетприниматьза2-3часадопениявумеренномколичестве).Неследуетупотреблять в пищу пряности (корицу, гвоздику), острые приправы. Вредныорехиисеменаподсолнечника.Ихразмельченныечастицызастреваютвскладкахслизистойоболочкиглотки.Следуетизбегатьупотребленияхолоднойпищи,напитковвдниуроковпения.
Довольно часто приходиться встречаться с не смыканием голосовых связок(сильныйсиплый звук-одинизсимптомов).
Этообусловлено:
Ларингитом(длительностьзаболеванияот2-х до3-хнедель);
Узелковымзаболеваниемголосовыхсвязок(причина-пениевбольномсостоянииинеправильные навыкиголосообразования);
Кровоизлиянием в голосовую складку (причина - форсирование звука, крик,неумелоевзятиеверхней ноты,пениевменструальныедни);
Пениевменструальныедникатегорическизапрещается,таккакможетпроизойтикровоизлияниевголосовуюсвязку,отекгортани.Наилучшимлекарствомпривсехострыхзаболеванияхголосовогоаппаратаявляетсяполныйпокой,строгийрежим молчания.
Пениевбольномсостоянии-предрасполагающийфакторвозникновениезаболеваний:
Насморк—воспалениеслизистойоболочкиноса.
Острый ларингит - поражается слизистая оболочка гортани и голосовыесвязки. Простудные ларингиты быстро проходят, но не смыкание складокпосленихможет затянуться.
Хронические тонзиллиты (хронический кашель) - постоянное воспалениегортани.
Трахеиты - при трахеитах ослабевает сократительная способность мышцтрахеи и от этого страдает качество голоса, снижается сила и ухудшается еготембр.
Кашель-связанссильнымивыдыхательнымитолчкамивголосовыесвязки,сихтравмированием.Прикашленеобходимонетолькоотхаркивающие,ноиобязательно успокаивающие средства.
Важно принимать все возможные меры для того, чтобы голос учащегося непереутомлялся.Всеправилагигиеныдолжнытщательновыполнятьсявотношении детских голосов. Хрупкий голосовой аппарат ребенка, находитсяв постоянном развитии, требует особого внимания и бережного обращения.Следует учитывать, что только один правильный певческий режим не можетобеспечитьусловиядлянормальногоразвитиядетского голоса.
Детямсвойственнаповышеннаяэмоциональнаявозбудимость.Онапроявляетсявгромкойречиивкрике.Необходиморазъяснятьдетямопасность перенапряжения голоса, как в речи, так и в пении. От того, какбудет развиваться голос ребенка и, особенно от режима во время мутации,зависиткачествовзрослогоголоса.
Очень бережно надо относиться к тембровым краскам детского голоса. Послепереломаголособретаетновыесвойства.Поэтомунередкоюношиидевушки,неотличавшиесяхорошимиголосамивдетстве,оказываютсяобладателямивполнепрофессиональных певческихголосов.
Охранадетскогоголосавосновномсводится:
кразъяснительнойработепособлюдениюгигиеническихправил,относящихсяк голосувповседневнойжизни
к воспитанию правильных певческих навыков - к необходимому режиму вовремязанятий вцелом
к выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимисяданными.
Самымпростымпутемосвоениядвигательных,асамоеглавноеречевыхнавыковявляется–подражание.Именнопоказзвучанияявляетсясильнейшимэмоциональнымвоздействием.Полноценныйвокально-красивый, выразительный показ содержит в себе эмоциональный подтекст,которыйслегкостьювоспринимаетсядетьми.Врезультатеуребенкавозникаетответнаяреакция–желаниевоспроизвести услышанное.
Нонужноучитывать,чторебеноквоспринимаетиможеткопироватьнетолько те качества звука, которые хочет продемонстрировать педагог, но извуквцелом:индивидуальныйхарактертембраивсеегоособенности.Следуяизэтогоголоспедагогадолженотвечать определеннымтребованиям:
Несодержатьнедостатков(горловой,носовойпризвук,формировку);
При работе с детьми максимально приближаться к характеру звучания ихголосов.