РАЗВИТИЕАРТИКУЛЯЦИИИДИКЦИИ
Навыкартикуляциивключаетвсебя:
отчетливое,фонетическиопределенноепроизношениеслов;
умениенаходитьблизкуюиливысокуювокальнуюпозициюзасчетспециальнойорганизациипереднегоукладаартикуляционныхорганов;
умениемаксимальнорастягиватьгласныеикороткопроизноситьсогласныезвуки впределахвозможностиритмаисполняемоймелодии.
умениесоблюдатьединуюманеруартикуляциидлявсехгласных;
беззвуковыеупражненияподготавливаютартикуляционныйаппараткболеечеткойработе,делаютегоболееподвижным,сильным,улучшаюттонусмышци благоприятствуютсвободемимической мускулатурылица,рта,а также нижнейчелюсти, шеи.
АртикуляционнаягимнастикасиспользованиемупражненийЕмельянова.Упражнение1.Открытьротвертикально,подержатьвтакомположениинемного, закрыть рот, проделать это четыре раза. Упражнение укрепляет,суставы,жевательные мышцы.
Упражнение2.Открытьрот,затемрукой,сжатойвкулак,надавитьнанижнюючелюстьснизу,стараяськакбызакрытьрот,ивтожевремясопротивляясь,держатьегооткрытым.Делатьэтодвижениессопротивлением, считая от пяти до десяти. Потом рот закрыть и повторитьеще четыре-шестьраз.
Упражнение 3.Поворачивать челюсть вправо, влево закрытым ртом, затемповторитьтоже самое соткрытым ртом.
Упражнение4.Проделатьнесколькоразнижнейчелюстьюилицевымимышцамижевательныедвижения.Жевать,широкооткрываярот.Такжежевать с закрытым ртом. Эти упражнения тренируют нижнюю челюсть иделают ее более свободной и подвижной. Полезно упражняться на слогах да-да-да,ля-ля-ля.
Упражнение5.Надуватьпоочереднолевуюиправующеку,затемвместевтянуть.Упражнениеукрепляет итонизирует щечныемышцы.
Упражнение6.Дляукреплениякруговоймышцыртаследуетделатьследующиедвижения:вытянутьсомкнутыегубыв«трубочку»;круговыедвижениягубамив обестороны. Проделывать этидвиженияпо несколькораз.
Упражнение7.Покусываниезубамиязыка.Начинаяскончикаидоегоотказа.Повторитьчетырераза.
Упражнение8.Покусываниеязыкапопеременноправымиилевымибоковыми зубами,как бы жуя его.
Упражнение 9.Сделать языком круговое движение между губами и зубами, сзакрытымртом,какбыочищаязубы.Тожевпротивоположномнаправлении.
Упражнение 10.Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правующеку,влевующеку.Пытаяськакбыпроткнутьихнасквозь.
Упражнение11.Пощелкайтеязыком,изменяяформурта(цокоткопыт).Упражнение12.Покусывание нижнейиверхнейгубы.
Упражнение 13.Вывернуть наружу нижнюю губу, обнажив десна и придавлицуобиженное выражение.
Упражнение 14.Приподнять верхнюю губу, обнажив, десна и придав лицуподобиеулыбки.
Упражнение15.Пройтиповсемулицуоткорнейволосналбу,дошеи,пальцами,круговымразминающеммассажем.Обратитьвниманиенато,чтобыпальцынетерликожулица,асдвигаливсюмягкуютканьотносительно лицевыхкостей.
Упражнение16.Пройтиповсемулицупоколачивающиммассажемкончиками пальцев. Упражнения, связанные с работой губ и открываниемрта,необходимоконтролироватьвзеркале.Вдальнейшейработетакжежелателенпостоянный визуальный контроль.
Начинать дикционные упражнения надо на середине диапазона, на наиболеелегко и правильно звучащих тонах диапазона, с наиболее верно звучащегогласного звука.
Общие принципы работы над дикцией в слогах: Для начала согласную надовыбирать индивидуально по тому же принципу благоприятного влияния нагласный звук. Постепенно надо проработать все гласные и все согласные всамыхразличныхсочетаниях.Всеупражненияначинатьмедленно.Когдаполучитсяхорошовмедленномтемпе,следуетускоритьтемп,ноневущерб дикции. Каждое сочетание слогов произносить несколько раз с перерывами,не доходя до утомления. При быстром темпе надо их говорить и петь наодномдыхании.
Фонетические упражнения.
1.Да-да-ди-до-ду;
2.Лё – ли – ля –ли – лё;
3.Бру-бро-бра-бре-бри.
4.Гру-гро-гра-гре-гриит.п.
Длявыработкидикционнойчеткостивесьмаполезныразличныескороговорки, а также быстрое проговаривание по нескольку раз отдельныхслов,имеющихполезноезвукосочетания:
У вдовы в дому дым.Удояркиплатьеярко.
Надворе-трава,натраве -дрова.
Дващенка щека кщеке щеткущиплютв уголке.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Оттопота копытпыльпо полюлетит.
Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Веникипомеликипо печиволялися,спечиоборвалися.
Шит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать.
Тысверчоксверчи,сверчи,сверчатьсверчатокнаучи.
Сшилпауксебегамаквуголке,напотолке,чтобымухипростопокачалисьвгамаке.
Интенсивностьисогласованностьработыартикуляционныхоргановопределяеткачествопроизнесениязвуковречи,разборчивостьсловилидикцию.Активнаяправильнаяисогласованнаяработаартикуляционныхоргановсоздаетотчетливую,хорошуюдикцию.
Вокальнаяречьимеетсвоиособенности.Главнымивокальнымизвукамиявляются гласные, а согласные нужно пропевать как можно короче, четче ияснее.Следуетсознательноактивизироватьработуартикуляционныхорганов, добиваясь при этом четкой дикции, как гласных, так и согласныхзвуков.
На начальном этапе работы с музыкальным материалом нужно произноситьтекстбезмузыки,вмедленномтемпе,затемускоряясь.Еслииэтонеполучается, то можно пропевать мелодию на слоги ля, ле, ли, бра, брэ, бри,дра. дре, дри и т. п. Поэтому упражнения полезно проговаривать и пропеватьпоочередно.
В дикционную тренировку можно внести разнообразие, если работать надсловом,фразой,пословицей,скороговоркой,изменяявысотузвука,динамику,увеличиваядиапазон.Ведьнетактруднопроизнестисамые
сложныескороговорки,какпропетьих,темболеенавысокомучасткедиапазона.
Такие упражнения помогут приобрести нужный навык для четкой дикции впении.Следуетотметить,чтодикционнаячеткостьввысшейстепениблаготворновлияетназвукообразование.Активностьартикуляциисогласныхснимаетлишнеенапряжениесгортани,сголосовыхсвязок,способствуетправильной атакезвука извучаниюгласных.