ОСНОВЫПЕВЧЕСКОГОДЫХАНИЯ
Каждый исполнитель должен усвоить, что дыхательный аппарат состоит изследующих органов: трахея, бронхи,легкие,диафрагма.
Певческоедыханиевомногомотличаетсяотобычногодыхания.Вповседневной жизни человек дышит непроизвольно, при пении же, дыханиеполностьюподчиняется волепоющего.
Певческоедыханиеобладаетбольшейпродолжительностьюиобъемом.Выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, авдохукорачивается,втожевремя,требуяактивнойработымышц,
поднимающихребра и расширяющих грудную клетку, приводя в рабочеесостояниедиафрагму.
По скорости и объему вдох соответствует темпу, характеру, протяженностимузыкальнойфразы,которуюпредстоитисполнить.Выдохприпениидолжен быть плавный, равномерный, без толчков, а звук при этом ровный иупругий.
Задача педагога - научить детей удерживать дыхание, экономно расходоватьегодляобеспечениядлительногоиплавногозвучанияголоса.Дыханиенужноподаватьровно,следитьзатем,чтобызвучаниеголосаподдерживалось хорошим, ровным дыханием без напряжения и толчков. Приэтомследует избегать«перебора»дыхания.
Звукообразующийаппаратсоставляютгортаньиголосовыесвязки.
В звукоусиливающий аппарат входят: грудной резонатор (трахея, бронхи) иголовнойрезонатор(глотка,полостирта,носаиголовы).
Звуковыводящий (артикуляционный) аппарат составляют: нижняя челюсть,рот,губы,щеки иязык.
Педагог должен проводить занятия активно и сосредоточенно, непременноанализируякаждыйэтапобучения,заострятьвниманиеученикадаженанебольшихудачах,закреплятьнавыкиправильногопенияи,конечноже,исправлятьошибки,добиваясьотребенкаосознанноговыполнениятребований.
Дляправильнойработыголосовогоаппаратаоченьважнособлюдениеследующих правилпевческой установки:
постоянноконтролироватьиподдерживатьтвердуюопорунаобеноги,
ощущатьвнешнююивнутреннююподтянутость,
поддерживатьхорошийтонусорганизма.
Исполнители должны твердо усвоить, что расслабленное состояние корпуса,сгорбленная спина являются причиной тусклого, вялого звучания, посколькуприэтомзвукснимаетсясопоры,теряетсяяркостьтембра,и,главное,интонациястановится неустойчивой.
При пении сидя ребенок держат спину прямо, плечи развернуты, руки лежатнаколенях,ногистоятнаполнойступне.Позапоющегодолжнабытьнепринужденной, удобной, но не расслабленной. Сидеть, положив ногу наногунедопустимо:такаяпозапридаетпевцунебрежныйвид,недаетвозможности правильно функционировать голосовому аппарату, затрудняетработуоргановдыхания;голосбыстроустает,посылзвукастановитсявялым,страдает интонация.
Правильнаяпевческаяустановкапредопределяетуспешноеовладениенавыкамипевческогодыхания,являющегосяосновойдлявоспитанияпевческого голоса.
Дыхание-энергетическийисточникголоса,фундамент,основавпении.Начинаясмладшейступени,нарабатываетсянижнереберно-
диафрагматическое (как наиболее удобное), то есть смешанное дыхание, прикотором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, аостальнаячастьгруднойклеткипочтинеподвижна,активнадиафрагмаимышцыбрюшной полости.
Длительностьисиладыханияразвиваютсяприпомощиупражненийнадыханиебеззвуков.Онипомогаютдыхательныммышцамосуществлятьсвою работу более точно, тем самым мы развиваем способность, управлятьмускулатурой и необходимыми мышцами. Входящее дыхание производитсябыстро,бесшумно, толькочерез нос, иличерезнос и рот одновременно.Характер вдоха, его длительность и объем диктуются музыкальной фразой ивыразительнымизадачами.
Принахождениичувстваопорысоздаетсяособоечувстволегкостизвукообразовании,ощущенияопертостизвука.Этаслаженностьпроцессапения зависит от координации всех компонентов пения: гортани, дыхания,резонирования и артикуляции. Особенно большое значение имеет ощущениенапряжения спинных, поясничных, межреберных мышц и мышц брюшногопресса.Удержаниеприпениивдыхательнойустановкиприводиткощущениюнапряжениявыдыхательноймускулатурыиощущениюстолбавоздуха,какбыопирающегосянадиафрагму.
Дыхательными упражнениями следует заниматься на каждом уроке по пять-десятьминут.Постепенноуправлениедыхательноймускулатуройсовершенствуется, она становится более эластичной, отвечающей на любыезадания.
Дыханиезанимаетособоеместововсякойчеловеческойдеятельностииособенно — в речевой. Работа над дыханием связанное с извлечением звуканазываютфонационным.Оноважнонетолькодляорганизацииверногозвучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки четкой дикции.Задача фонационного дыхания – обеспечить правильную работу голосовыхсвязок.
Пользуясь системой предложенных упражнений в дыхании, вырабатываетсядлительныйвыдох,короткийактивныйвдохиуменьшениедлительностипаузыпослевыдоха.
Становлениенавыковосновываетсянаиспользованиидыхательныхупражнений, которые разогревают мышцы голосового аппарата, и создаютсвоеобразнуюпсихологическуюнастройкувсего организма:
задействуетэмоциональнуюсферу;
развиваетвоображение;
налаживаютпроцессзвукообразования(координациюмышцголосовогоаппарата);
закрепляютусловныерефлексы,вырабатываемыепостояннымизанятиями;
собираюттворческоевнимание.
Вокальныеупражнениядлястановленияисовершенствованияпевческогодыхания должны быть достаточно простыми и в небыстром темпе. Петь ихнужно ровным по силе звуком. В этой работе очень важен самоконтрольслуховой и мышечный. Простые дыхательные упражнения можно чередоватьсвокальнымиупражнениями,чтобынеутратитьчеткостьисвежестьощущений.
Существуетмножествоупражненийдляразвитияпевческогодыхания.Например,длявыработкиправильноговыдохаможноиспользоватьследующие:
Взять дыхание энергично, слегка задержать его, зафиксировать, и считатьвслух нараспев, в высокой позиции: «один... два... три...» и т.д. Вдох при этомдолженбытькоротким,легким,бесшумным.
Взятьдыхание,задержатьегоиактивно,номедленно выдыхать,произнося
«с-с-с-с-с-с…». Ощутить сокращение мьшц брюшного пресса и диафрагмы.Такоеупражнениевырабатываетпостепенныйиплавныйвыдох.
Детямпредлагаетсявзятьактивныйкороткийвдохчерезнос,затеммедленно, тонкой струйкой производить выдох, который должен быть какможнопродолжительнее.Выполняяэтоупражнение,педагогпредлагаетученикампредставитьнадутыйшарик,изкоторогомедленновыпускаютвоздух.
Упражнениястекстомнеобходимопетьровным,одинаковойсилыголосом, связывая один слог с другим. Всякое упражнение нужно начинатьпетьссамогонижнегоизудобныхпевцамзвуковиповторятьегонеоднократно - каждый раз на полтона выше предыдущего. Рекомендуетсяначатьсмалообъемныхподиапазонураспевок,постепеннорасширяяихдиапазон.
Приведенные ниже упражнения рекомендуется проводить в начале урока:детинастраиваютсянапение,запоминаютсвоиощущенияправильногодыхания,педагогфиксируетвниманиедетейнаработемышц,активноучаствующих впроцесседыхания и звукообразования.
Специальныеупражнения,подводящиекфонационномудыханию:1.Короткийвдох,наполняющийвселегкие.Активныйвыдох,сильнымирывками с произношением слога «пфу». Повторить четыре раза, выталкиваявоздух животом.Послекаждого «пфу»сделатьнебольшуюпаузу.
2.Вдохнутьбыстро,наполняявселегкие.Выдохчерезротузкойструей.Выдохнуть, плавно опускай грудь, сжимая ребра и одновременно подаваявоздухживотом.Повторитьчетыре-восемьраз.Упражнениеукрепляетвыдыхательныемышцы.
З. Вдох узкой струей. Можно представить, что как бы пьешь воздух из узкогогорлышка, приставленного ко рту. Вдыхать медленно, через узкую щель губ.В три-четыре приема, равномерно наполняя все легкие снизу-вверх. Выдохрывками,произносяфу-фу-фу,каждыйраз,резкоподаваявоздух животом.
Сделать два легких коротких вдоха, равномерно наполняя легкие, «снизувверх». Этим создаются хорошие условия для работы голосовых связок. Насчетпятьзадержатьдыхание.Насчетсемьмедленновыдыхатьчерезбукву
«с». Выдыхать нужно ровной струей. Такая тренировка совместной работывдыхательныхивыдыхательныхмышцспособствуетощущениюихантагонистической борьбы и кроме удлинения выдоха помогает нахождениючувстваопоры.Повторитьчетыре раза.
Упражнениетожесамое,только счетувеличивается(три,семь,десять).