ГосударственнаяполитикавсфереобразованияРоссийскойФедерации.
ЗаконодательныеосновыобразованиявРоссийскойФедерации
Способность к адаптации в изменяющихся условиях жизни является одной из важных характеристик системы, которая обеспечивает ее стабильное развитие. Эта особенность относится ко всем без исключения сложным системам, как социальным, так и природным. Одним из основных социальных институтов общества является система образования, обеспечивающая воспитание будущих поколений людей. Система образования постепенно изменяется вместе с переменами, происходящими в нашем обществе.
Образование - это традиционная форма социализации подрастающих поколений, основа стабильности общества. Процесс образования человека - это сохранение и передача самых значительных достижений общества, воспитание личности на примерах героев прошлого, формирование чувства патриотизма.
Формирование личности в процессе обучения человека всегда должно быть основано на принципах свободы и равноправия.
Первый принцип означает, что педагогисходит из того, что обучающиеся не просто реципиенты, пассивно воспринимающие информацию, но прежде всего свободные личности со своиммировоззрением и иными убеждениями.
Второй принцип утверждает, что все участники образовательного процесса являются полноправными субъектами педагогическойдеятельности.
Воспитание детей - стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Система правового регулирования обучения и воспитания состоит из нормативных актов различных уровней и направленностей.
Конституция Российской Федерации является высшим нормативным правовым актом Российской Федерации и имеет высшую юридическую силу. Конституции Российской Федерации гарантирует право на образование каждогогражданина (статья 43).
Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» определяет основные направления государственной политики в системе образования, регулирует содержание образования, права и обязанности участниковобразовательного процесса, а такжегарантируетправокаждогочеловекавРоссийскойФедерациина
образование (статья 5). Государственная политика в сфере образования основывается на принципах, указанных в Федеральном Законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.3).
В Законе на основе положений Конституции РФ и Международной стандартной классификации образования уточняется система уровней образования вРоссийской Федерации. В Законе закрепляются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; и уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка.«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, ОУ …..не могут ущемляться права ребенка» (статья 9).
Приоритетные задачи российской государственной политики в области воспитания и обучения сформулированы в нормативно- правовых актах Российской Федерации, некоторые из которых имеют долгосрочный характер:
Указ Президента РФ от 29 мая 2017г. «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
Десятилетие Детства – это продолжение работы, начатой в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Данный указ направлен на поддержку ОО, реализующих инновационные программы, обеспечивающие отработку новых технологий и содержания обучения и воспитания.
Одним из приоритетных направлений деятельности - укрепление института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений, патриотическому воспитанию, пропаганде нравственных ценностей, популяризации ЗОЖ и пропаганде культуры безопасности жизнедеятельности.
Основныеразделы:
повышениеблагосостояниядетейисемейсдетьми;
современнаяинфраструктурадетства;
здоровыйребенок;
обеспечениебезопасностидетей;
всестороннееобразование–детям;
культурноеразвитиедетей;
развитиефизкультурыиспортадлядетей;
доступныйдетскийтуризм;
безопасноеинформационноепространстводлядетей;
ребенокиегоправона семью;
социальнаязащитадетей-инвалидовидетейсОВЗ,ихинтеграция в современное общество;
обеспечениеизащитаправиинтересовдетей;
качественныедетскиетоварыипродуктыпитания;
организационныемероприятия.
Указ президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на периоддо 2024 года» Данный указ предполагаетразработкунациональных проектов (программ) в различных направлениях, в т.ч. в системеобразовании.
ОпределениеприоритетовдеятельностисистемыобразованиянаданныйпериодосуществляетсяврамкахНациональногопроектаРФ
«Образование»,государственнойпрограммыРоссийскойФедерации
«Развитиеобразования»игосударственнойпрограммыРоссийскойФедерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»
Национальныйпроект«Образование»ставитследующиецели:
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
В национальный проект «Образование» включены федеральныепроекты.
Положения вышеуказанных документов определяют образование в качестве одного из стратегических национальных приоритетов, а стратегической целью государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
С 2010 года в стратегическом прогнозировании стали применяться технологии форсайта, успешно использующиеся в странах Евросоюза.В2010 году был разработан форсайт «Детство 2030», неоднозначно воспринятый российской общественностью. С 2012 года рассматривались такие форсайт-проекты как «Образование 2030». Указанные проекты разрабатывались Агентством стратегических инициатив по продвижению новыхпроектов,МосковскойШколойУправленияСколковоиНИУ
«Высшаяшколаэкономики».Основныеположенияизложенывдокладе
«Будущееобразования:глобальнаяповестка».Впрограммефорсайт
«Образование 2030» разработана карта последовательных изменений российского образования в контексте общемировых трендов.
На сайте ФИРО опубликован проект документа «Ключевые направленияразвитияроссийскогообразованиядлядостиженияЦелейи
задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г., в котором обозначены основные направления развития современного образования. На сайте ведутся обсуждения данного проекта.
«Приказ Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»(далее - Стратегия) В Стратегии учтены положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся образования, физической культуры и спорта, культуры, семьи, молодежи, национальной политики, сферы защиты прав детей, ратифицированной Российской Федерацией.
Цель Стратегии – определение приоритетов государственной политики в области образования и социализации детей, основных направлений и механизмов развития образовательных учреждений, а также формирование государственно системы воспитания детей в России.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Основныеположения:
развитиесоциальныхинститутоввоспитания;
обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта,культуры;
оптимальное сочетание отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ;
опора на культурно-исторический, системно-деятельностный подходы к социальной ситуации развития ребенка.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2020 года и отражает общие требования к организации воспитания обучающихся. Нижеуказанные статьи определяют особенностиорганизации воспитательного процесса в образовательных организациях с учетом изменений в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации"
Ст.2 п.2. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей ипринятыхвроссийскомобществеправилинормповедениявинтересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде.
Ст.2 п.2. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направленнаобеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях, проведению мероприятий патриотической направленности.
Данный проект входит в состав национального проекта«Образование».Цельпроекта-воспитаниегармоничноразвитойисоциальноответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ,историческихинационально-культурныхтрадицийпутемвовлеченияк
2025году25%гражданРФвсистемупатриотическоговоспитания.
Согласно проекту доля граждан РФ в возрасте от 5 до 19 лет, непосредственно вовлеченных в реализацию мероприятий проекта должна быть90% к 2024 году.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
единствообразовательногопространстваРоссийскойФедерации;
преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Каждыйстандартвключает3видатребований:
требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
требования к результатам освоения основных образовательных программ.
ПриказМинистерствапросвещенияРФот11декабря2020г.
№712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитанияобучающихся”
Данный приказ вносит изменения в вопросах организации воспитательного процесса в общеобразовательных организациях.
Стандарт направлен на обеспечение единства учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания.
Согласно приказу, программа воспитания обучающихся…направлена на развитие их личности, в том числе духовно- нравственное развитие, достижение результатов освоения основной образовательной программы ООО.
Программавоспитаниядолжнавключать:
цель,задачииструктуруорганизациидеятельностипоеереализации с учетом специфики организации, осуществляющей образовательнуюдеятельность;
видыиформывоспитательнойдеятельности;
систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.
Рабочая программа воспитания реализуетсяв единстве урочной и внеурочной деятельности,осуществляемойорганизацией,осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания, в том числе с организациями дополнительного образования детей.
Помимо вышеуказанных нормативно-правовых актов, в образовательное законодательство включены федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы образования в целом, либо ее отдельных элементов, в том числе кодексы, являющиеся основными источниками отраслей, нормы которых задействованы вправовом регулировании отношений в области образования (Гражданский, Трудовой, Семейный и другие кодексы).
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот
27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Определяет организацию обучения по дополнительным общеобразовательным программам. Настоящий приказ вступил в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 года. Данный приказ обязывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, обновлять дополнительные общеобразовательные программыс учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
1