Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северокоммунарская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: | Утверждаю: | |
на заседании ШПМПк протокол № от ____________ 2019 Руководитель________ Т.И.Анисимова | Директор: _____________Е.А. Овчинникова от ____________ 2019 |
Согласовано:
ФИО родителей______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Индивидуальная образовательная программа
обучающихся с ТНР (тяжёлые нарушения речи вариант 7.2)
по предмету русский язык и математика
на 2019-2020 учебный год
Разработчик программы
Учитель начальных классов
Марамыгина Л.Г.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и математике для индивидуального обучения детей с ТНР (тяжёлые нарушения речи вариант 7.2) в 1 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа базового курса по русскому языку и математике для обучения в 1 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык для I-IV классов» В.П. Канакиной, утвержденной в 2011 г. в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и стандартов 2011г. для специальных классов ТНР
Адаптирована для обучающегося 1 класса ТНР
Структура документа
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку и математике возрастных особенностей младших школьников.
В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной
грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим
школьным предметам cучетом особенностей ТНР (тяжёлые нарушения речи)
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ТНР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
Учащиеся классов ТНР характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоениепервоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника
Программа строит обучение учащегося ТНР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности учащегося, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Данная программа реализуется через следующиеметоды и формы:
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
комментированные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Место предмета в базисном учебном плане. Корректировка программы
Программа строит обучение учащегося с ТНР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала. В рабочую программу по русскому языку для IV класса, разработанную на основе программы начального общего образования, авторской программы В.Г.Канакиной.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий учебник для общеобразовательных организаций «Русский язык» в 2 – х частях. Издательство «Просвещение» 2017
Основные требования к знаниям и умениям учащегося
Учащиеся должны уметь:
писать под диктовку текст в 65—75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;
писать изложение небольшого текста;
списывать с печатного текста 5-6 предложений (55—60 слов), содержащих изученные орфограммы;
давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе;
восстанавливать деформированные предложения;
составлять предложения из заданных слов;
различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание;
различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;
кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных; начальная форма, род, число, падеж имен прилагательных; начальная форма, время, число, лицо (в настоящем и будущем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов;
разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку;
различать предложение и слово, виды предложений по интонации;
выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения в простом двусоставном предложении;
устанавливать связь между словами в предложении по вопросам;
находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок;
пользоваться школьными словарями, памятками, образцами, таблицами.
Содержание рабочей программы
№ раздела | Тема раздела | Количество часов |
Повторение изученного в 3 классе | 2 часов | |
Однородные члены предложения | 4 часов | |
Текст | 4 часов | |
Имя существительное. | 8 часов | |
Имя прилагательное | 5 часов | |
Местоимение | 2 часов | |
Глагол | 6 часов | |
Повторение изученного за год | 3 часов | |
Итого | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № | Тема урока | Деятельность учащегося | Планируемые результаты | ||||||||||
План | Факт | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||
Повторение изученного в 3 классе (2часа) | ||||||||||||||
1 | Слово. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения | Читать и понимать учебный текст, формулировок заданий, правил, определений. | Знать о типах предложений по цели высказывания, по интонации. | Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | |||||||||
Различать Главные и второстепенные члены предложения. | Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь ставить знаки препинания в конце предложения; применять изученные правила по орфографии и пунктуации |
2 | Повторение изученных орфограмм, значимых частей слова | Правильноподбирать однокоренные слова. Выделять корень, приставку, суффикс, окончание. | Уметь находить в предложении подлежащее и сказуемое; словосочетания; правильно объединять слова в предложении, отрабатывать каллиграфическое письмо. | |||||||||||
Различать безударные гласные, звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные. | Уметь осознанно проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне. Уметь выполнять разбор по составу. | |||||||||||||
Различать безударные гласные, звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные. | Знать о звуко - буквенном составе слова. Уметь распознавать ударный слог в словах | |||||||||||||
Различать слова с разделительными ъ и ь | Знать о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова. Уметь анализировать слова, различать части речи. | |||||||||||||
Однородные члены предложения (4 часа) | ||||||||||||||
3 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | Определять однородные члены предложения. | Уметь находить в предложении подлежащее и сказуемое; словосочетания; правильно объединять слова в предложении, отрабатывать каллиграфическое письмо. | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | |||||||||
4 | Предложения с однородными членами предложения, соединённые союзами и, а, но. | Определять однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи | Уметь ставить знаки препинания в предложениях; применять изученные правила по орфографии и пунктуации | |||||||||||
5 | Запятая в предложении с однородными членами с союзами и без союзов. | Определять однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи | Уметь ставить знаки препинания в предложениях; применять изученные правила по орфографии и пунктуации | |||||||||||
6 | Тест «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» | Определять однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами | Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих. |
Текст (4 часа) | ||||||||||||||
7 | Тема и основная мысль текста. Заголовок текста. | определять тему и главную мысль текста -подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста | Уметь определять вид текста, находить в предложении главные члены, зависимые слова; выписывать словосочетания. | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст | Осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | |||||||||
8 | Виды текста. Отличие художественного текста от научного. | Уметь различать научный и художесвенные тексты | Распознавать текст: повествование, описание, рассуждение. | |||||||||||
9 | Основные части текста: вступление, основная часть, заключение | Определять части текста | Уметь определять частитекста. Составлять устный текст по теме, опираясь на основную мысль | |||||||||||
10 | Р.р.№1 Обучающее изложение текста-повествования с элементами описания по опорным словам и готовому плану. ( карточка) | Уметь писать изложение в соответствии с изученными правилами, используя опорные слова и готовый план | ||||||||||||
Имя существительное. (8 часов) | ||||||||||||||
11 | Именительный и винительный падежи имён существительных. | Определять имя существительное как часть речи. Изменять имена существительные по падежам и числам | Знать об имени существительном как части речи: общее значение, вопросы, роль в предложении | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | |||||||||
12 | Родительный и дательный падежи имён существительных. | Изменять существительные по числам и падежам Несклоняемые имена существительные. | Уметь склонять имена существительные в единственном числе |
13 | Творительный и предложный падежи имён существительных. | Уметь склонять имена существительные в единственном числе | ||||||||||||
14 | Ударные и безударные окончания имён существительных. | Находить способы проверки написания безударных падежных окончаний имен существительных | Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных. | |||||||||||
15 | Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже. | Определять основное значение родительного падежа, Приёмы распознавания падежей. | Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных. | |||||||||||
16 | Правописание безударных окончаний существительных в творительном и предложном падежах | Определять склонения имен существительных Различать существительные первого, второго, третьего склонения в косвенных падежах | Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных. | |||||||||||
17 | Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | Определять склонения имен существительных Различать существительные первого, второго, третьего склонения в косвенных падежах | Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных. | |||||||||||
18 | Множественное число имён существительных. Именительный падеж множественного числа. | Определять склонения имен существительных Различать существительные первого, второго, третьего склонения в косвенных падежах | Уметь различать падежи по совокупности их признаков | |||||||||||
Имя прилагательное (5 часов) | ||||||||||||||
19 | Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | Выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными | Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: | Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | |||||||||
20 | Склонение имён прилагательных. | Выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными | Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных. Уметь определять род и число имен прилагательных |
21 | Склонение имён прилагательных женского рода. | -определять род и число прилагательных по родовым окончаниям; | Уметьнаходить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации | |||||||||||
22 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода. | -определять род и число прилагательных по родовым окончаниям; | Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных. Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; Коммуникативные УУД: | Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | |||||||||
23 | Контрольное списывание №1 по теме: «Падежное окончание имён прилагательных в единственном числе». | Уметь списаывть текст в соответствии с изученными правилами | Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста. | |||||||||||
Местоимение (2 часа) | ||||||||||||||
24 | Понятие о местоимении. Местоимения 1,2,3 лица | Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление | Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: | Формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | |||||||||
25 | Правописание местоимений с предлогами | Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи | Знать признаки и склонение личных местоимений. Уметь определять склонение и роль в предложении личных местоимений | |||||||||||
Глагол ( 6 часов) | ||||||||||||||
26 | Глагол. Общее понятие. | определять форму числа, лица и времени глагола; | Знать лексико-грамматические признаки глагола. Уметь употреблять глаголы в речи | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные УУД: | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. |
27 | Изменение глаголов по временам. | определять форму числа, лица и времени глагола; | Уметь различать временные формы глагола и правильно их употреблять | |||||||||||
28 | Неопределённая форма глагола. | устанавливать (называть) начальную форму глагола; | Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола. Знатьсуффиксы глаголов | |||||||||||
29 | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | Определять признаки I и II спряжения глаголов. | Уметь распознавать лицо глаголов. Уметь определять время глагола | |||||||||||
30 | I и II спряжение глаголов | Определять признаки I и II спряжения глаголов. | Знать признаки I и II спряжения глаголов. | |||||||||||
31 | Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме. | Обосновывать написание безударных окончаний глаголов - распознавать спряжение глаголов | Уметь писать безударные личные окончания глаголов. Уметь обосновывать написание окончания. | |||||||||||
Повторение изученного за год (3часа) | ||||||||||||||
32 | Упражнение в определении орфограмм корня слова | Определять способ проверки орфограммы | Уметь находить способ проверки написания слов | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: | формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | |||||||||
33 | Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. | Определять части речи , значение и употребление | Знать признаки частей речи. Уметь применять их на практике | |||||||||||
34 | Итоговый контрольный диктант №2 за 4 класс. | Писать под диктовку в соответствии с изученными првилами | Уметь писать под диктовку тексты с изученными орфограммами |