ДОКЛАД
Инновации на тренировочных занятиях
Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности с использованием здоровье сберегающих технологий.
Инновационная деятельность на тренировочных занятиях осуществляется путем применения педагогических технологий на новом, более высоком уровне и внедрении новой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программам, предпрофессиональной программы по настольному теннису в образовательно – воспитательную систему учреждения.
Для развития способностей обучающихся, внедряются современные образовательные технологии, используемые при работе на отделении настольного тенниса, которые обеспечивают рост спортивных результатов:
Технология личностно-ориентированного обучения. Индивидуальная работа ведется с каждым обучающимся, но в рамках работы со всей учебно-тренировочной группой.
Технология проблемного обучения. Проводится психологическая работа с воспитанниками, направленная на преодоление сложных ситуаций во время участия в соревнованиях.
Игровая образовательная технология, способствующая расширению кругозора, формированию определенных умений и навыков, развитию физических качеств, чувства коллективизма. информированности обучающихся о других видах спорта; улучшению спортивных показателей.
Применение техники БКМ (Большого Количества Мячей) на тренировочных занятиях по настольному теннису. Использование серии упражнений БКМ увеличивают эффективность тренировок в 3-4 раза! Основные преимущества тренировки по настольному теннису на большом количестве мячей: многократное повторение ударов, комбинаций и отработка различных игровых ситуаций: тренировка передвижения, вращения, силы и точности удара; концентрация на технике и скорости выполнения.
Здоровье сберегающая технология, способствующая снижению вероятности травм на учебно-тренировочных занятиях и во время соревновательной деятельности, снижению усталости после значительной физической нагрузки, укреплению здоровья воспитанников и формированию стойкого интереса к систематическим занятиям спортом.
Технология сотрудничества, групповая технология, технология индивидуального обучения, технология взаимного обучения. Большое значение в воспитании и образовании здорового подрастающего поколения является тесное взаимодействие тренера-преподавателя и обучающегося в контакте с родителями и школой.
Только во взаимодействии всех участников образовательного процесса кроется успех в достижении поставленных перед педагогом целей.
Таким образом, использование инновационных форм работы способствует более успешной реализации поставленных целей и задач на учебный год, созданию наиболее оптимальных условий для развития и воспитания детей и подростков.
Темой инновационной педагогической деятельности является воспитание потребности и желания для занятия спортом и настольным теннисом, в частности. К сожалению, число детей, освобожденных от занятий физической культурой и спортом постоянно увеличивается. Да и большинство не видит в этом интереса. Поэтому необходимо введение в занятия элементов новой методики, в процесс обучения – внесение каких-либо новшеств и технологий, чтобы заинтересовать и завлечь обучающихся, чтобы они с желанием посещали мои занятия.
Главные цели инновационной деятельности – совершенствование преподавания и воспитания учащихся в дополнительном образовании и включение тренеров, воспитанников и родителей в деятельность, с применением нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм.
При осуществлении инновационной деятельности ставятся следующие задачи:
развитие индивидуальности воспитанников, их инициативности, самостоятельности и способности к творческому самовыражению;
повышение любознательности и интереса детей к исследовательской деятельности;
стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной);
повышение интеллектуального уровня детей;
развитие креативности и нестандартности мышления;
мотивирование на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия сторон;
расширение педагогических и психологических знаний.
Для воспитания потребности в занятиях настольным теннисом необходимо применение тренажеров, выполняющие функцию инициации физической активности. По программам подготовки юных теннисистов для совершенствования физических качеств важны многократные повторения упражнений, помогающих усваивать различные удары и формирующих правильный динамический стереотип.
Современное развитие техники предопределяет появление все большего количества видов спортивных тренажеров, обеспечивающих широкий спектр занятий настольным теннисом, но в настоящее время финансовые ресурсы образовательного учреждения не позволяют их приобрести.
В тренерской работе, важно использование и приобретенных тренажеров: «робот» и «колесо» и изготовленную с ребятами координационную лестницу. Применяется для работы и нестандартное оборудование, которое разработано и изготовлено своими силами, совместно с ребятами: тренажер для обучения и совершенствования различных ударов и для развития специальных физических качеств и обучения приёму топ-спинов; тренажер двойная сетка для тренировки низких ударов над сеткой. Широкое применение находит простейший инвентарь и подручные средства, например, коврики на столах, для отработки ударов в заданные точки. Такие приспособления помогают тренеру эффективно решать задачи по обучению техническим приемам игры, так как при их использовании обучающийся выполняет элементы в облегченных стандартных положениях. Пройдя такой этап подготовки с использованием нестандартного оборудования, воспитанники в дальнейшем быстрее осваивают все премудрости настольного тенниса и лучше перемещаются у стола.
На учебно-тренировочных занятиях ученики должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.
На учебно-тренировочных занятиях особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце занятия ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля.
На учебно-тренировочных занятиях применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:
Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности.
У учеников появился живой интерес к спорту. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.