Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Инновационные методы обучения музыки в учреждении дополнительного образования (на примере детской музыкальной школы)

Инновационные методы обучения музыки в учреждении дополнительного образования (на примере детской музыкальной школы)

Современное состояние общества характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, в большей мере развиваются за счет внедрения различных инноваций. В данной работе рассматриваются различные методы современного обучения в детской музыкальной школе.

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОРОГОБУЖСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическое сообщение

«ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)»

Преподаватель первой квалификационной категории

Парицкая Анастасия Викторовна

пгт. Верхнеднепровский

2020г.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Современное состояние общества характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, в большей мере развиваются за счет внедрения различных инноваций. Хотя инновации и образование и имеют много общего, внедрение инновационных методов в образование идет очень трудно. Это связано с тем, что производство новых идей и их внедрение в жизнь общества, находятся в сложных, противоречивых отношениях с социальным институтом образования, который, по сути своей, консервативен. Вопросам исследования и применения инноваций в музыкальном образовании посвящено множество работ (Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.). Авторы сходятся во мнении о необходимости внедрения инновационных технологий в учебный процесс.

Однако в практической деятельности учителей наблюдается преобладание традиционных, общепринятых методов и подходов в обучении; недооценка педагогами дополнительного образования значимости инновационных методов обучения; недостаточная возможность в традиционном образовании, предназначенном для передачи знаний, умений и навыков, получить базовые компетенции, позволяющие приобретать знания самостоятельно. Данное обстоятельство и обусловило выбор темы этого методического сообщения, целью которого явилась разработка теоретических и методических основ использования инновационных методов обучения музыке в учреждении дополнительного образования.

Использование инновационных методов обучения музыке в учреждении дополнительного образования будет эффективным, если эти методы будут применяться систематически и комплексно, а также отвечать критериям повышения познавательной активности учащихся и развития их музыкально-творческих способностей.

Комплексное применение инновационных технологий предполагает:

1. Изучение теоретической и методической литературы по проблеме использования инновационных методов обучения музыке.

2. Рассмотрение особенностей использования инновационных методов обучения музыке в учреждении дополнительного образования.

3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования инновационных методов обучения музыке.

Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX века. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX века в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х г. и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Под инновацией мы понимаем создание, разработку и внедрение различного рода новшеств, а также их преобразование в виде усовершенствованного продукта, использованного в практической деятельности. В отечественном музыкальном образовании наблюдается тенденция к интеграции традиций и инноваций (на пример классическая народная музыка переложенная для электрогитар. Когда всем знакомым песням придается современное, более интересное звучание. На пример я сделала переложение песни "Полюшко поле", адаптирую для электрогитар акустические ансамбли).

Мы разделяем точку зрения В. А. Сластенина, который понимает под интеграцией переход количества в качество. Новые варианты решения проблем музыкального образования, были связаны, прежде всего, с переосмыслением целей, содержания и методов обучения музыке. Методы музыкального образования, пропагандируемые в творческом наследии прогрессивных педагогов музыкантов, были нацелены на осмысление музыки как вида искусства с одной стороны, а с другой ориентировались на учет природы человека, развитие его музыкальных способностей.

Рассмотрим методы обучения музыке в детской музыкальной школе. Метод обучения это способ организации учебно-познавательной деятельности. Также в методе обучения находят воплощение особенности работы по достижению цели в соответствии с принципами и правилами, содержанием и формами учебной работы, а так же способами обучающей работы педагога и учебной работы детей, обусловленные личностными и профессиональными свойствами и качествами педагога и условиями протекания учебного процесса. Исторически сложилось так, что общепедагогические методы обучения часто механически переносятся на преподавание музыки в музыкальной школе. И имеют в преподавании музыкальных дисциплин своё специфическое преломление. Например, метод сравнения, который представлен в виде: 1) выявления сходства и различия музыкального материала; 2) идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами; 3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.). Исследователями выделяются также методы наглядно-слухового показа (демонстрация музыкальных произведений) и словесные методы (перевод художественно-образного содержания музыки в словесную форму). Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения. Н. Д. Боровкова основными методами обучения в классе основного музыкального инструмента называет: метод прослушивания ученика и коррекция его исполнения, метод показа (исполняет сам педагог), метод устного объяснения, метод прослушивания, просмотра аудио-видеозаписей, ответы на вопросы (учителя ученику и наоборот).

При работе над новым материалом обычно используются следующие методы: инструктаж (устное разъяснение), метод показа (исполняет сам педагог), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений). Данные методы можно считать классическими, традиционными.

К числу же инновационных методов, применяемых при обучении музыке, относится следующие:

1. Метод образной визуализации это способ зрительного исследования объекта, результатом которого является пецептивный образ ( образ, создающийся в результате восприятия, один из разновидностей чувственного образа) ; его учащиеся могут вербализировать, нарисовать, показать и т. п. Например, звучание какого-либо музыкального инструмента рождает яркий визуальный образ.

2. Метод рецензий это анализ учеником содержания креативного продукта своего товарища, столкновение разных перцептивных гипотез и возможность их понимания и принятия. Более того, и сама рецензия является креативным продуктом, который может оценивать уже сам учитель.

3. Метод рефрейминга. Это изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения. Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах и в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью креативного мышления. Методика рефрейминга должна быть оформлена в некий жанр переосмысление какого-либо качества объекта или субъекта в виде песни, сценки, рисунка, комикса в форме, которая максимально отражает переосмысленное качество. Чем убедительнее рефрейминговый перевертыш, тем успешнее результат задания; по характеру эмоционально-ценностных отношений к изучаемому:

4.Метод адидактических ситуаций. Французский дидакт Ги Бруссо, будучи учителем, на своих уроках исходил из «жизненных ситуаций», чем вызывал интерес учащихся к обучению. Адидактическая ситуация это ситуация не на материале учебника, а из повседневной обыденной жизни ученика. Объяснение нового материала происходит посредством решения житейских задач.

5. Метод «учение через обучение» , который основывается на трех компонентах: педагогическо-антропологическом, учебно-теоретическом и содержательном. Суть его заключается в том, чтобы научить учащихся передавать свои знания сверстникам.

6. Проблемно-креативный метод синтезирует проблемное и креативное обучение, обеспечивает создание учащимися личного «креативного продукта», направлен на развитие музыкально-творческих способностей.

Таким образом, инновационные методы обучения музыке - это современные, новые или значительно преобразованные в музыкально-педагогической практике наиболее эффективные способы достижения цели и решения задач музыкального образования, способствующие творческому личностно-ориентированному развитию учащегося.

Применение таких инновационных методов как проблемно-креативный метода и метод компьютерного моделирования требует саморазвития и повышения квалификации преподавателей.

Инновационные методы сочетают два подхода рациональный (креативное мышление) и эмоциональный (творческая деятельность), таким образом, отвечают специфике музыкального обучения.

Вышеперечисленные методы возможно применять при условии учета конкретных условий: создание необходимой творческой атмосферы урока, учет уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Методическая разработка урока по классу "гитары" Цель урока: Разобрать и освоить форшлаг и легато, а так же тамбурин и народную манеру исполнения – Rasgueado. Задачи урока: - обучающие: научить исполнять форшлаги и другие приемы народной манеры исполнения – Rasgueado - развивающие: развить аккуратность и чистоту исполнения, а так же навык связной игры на инструменте.
0 ₽
Методическая разработка открытого урока по классической гитаре. Формирование у учащегося навыков грамотного использование средств музыкальной выразительности при изучении музыкально произведения. И развитие исполнительских навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения.
0 ₽
Целью урока является формирование у учащегося чувства стиля исполняемых пьес, и грамотного использование средств музыкальной выразительности для передачи стилистических особенностей выбранных пьес. Развитие исполнительских навыков игры на гитаре.
0 ₽