И МБОУ ДО ДДиЮ № 2 города Красноярска
Иванова Анжелика Семеновна,
Директор МБОУ ДО ДДиЮ № 2
Королева Людмила Александровна,
ПДО изостудии «Рисуаль»
«Искусство Византии.»
Методическая разработка занятия по изодеятельности для обучающихся 7-13 лет
В 395 г. Некогда могущественная Римская империя распалась на две части. Восточная часть получила название Византии. Она наследовала традиции римской государственности. Искусство и культура Запада и Востока имели одну религию – христианство, и были тесно связаны с церковью. Столицей Восточной части Римской империи стал Константинополь, основанный на месте греческой колонии. В искусстве Византии существовали строгие нормы, оно поучало и наставляло в духе христианской морали. Красоту реального мира рассматривали как отблеск красоты божественной, неземной. Отсюда ослепительная роскошь религиозных обрядов и придворных церемоний, золото и мрамор, красочность росписей и сияние мозаик в интерьерах византийских церквей. Там простой смертный острее чувствовал свое ничтожество и осознавал могущество Бога и власти императоров.
Методическая разработка «Искусство Византии» нацелена на погружение обучающихся 7-13 лет в многообразие византийского искусства и его художественные особенности,
Цель:Сформировать умение выполнять мозаичную композицию.
Задачи:
- знакомить с многообразием византийского искусства;
- учить пользоваться различными материалами (бумага, гуашь, клей, ножницы);
- сформировать мотивацию к знаниям мирового искусства.
План проведения
Беседа-диалог «Искусство Византии».
Практическое задание «Подготовить кусочки смальты».
Творческое задание «Создать мозаику с белым голубем».
Рефлексия
Материалы и оборудование: листы бумаги формата А 3, вода, палитра, краски гуашевые, большие кисти (белка или пони), картонка, клей.
Ход занятия
Беседа-диалог «Византийское искусство»
Вопросы для обсуждения:
- какие особенности византийского стиля в архитектуре? (Особенностью является куполообразная крыша. Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонныепотолки.)
- как называется самый известный храм в Византии? (Собор Святой Софии в Константинополе (исторический центр современного Стамбула). Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название на сегодня — Большая мечеть Айя-София.)
- какой цвет характерен для византийской мозаики? (Византийские мозаичисты пользовались широким красочным спектром: от нежно – голубого, зеленого и ярко – синего до бледно – лилового, розового и красного различных оттенков и степени интенсивности. Подобно цветному ковру, мозаика повторяла кладку каменных стен, сливаясь с богатой резьбой рельефов и мраморной облицовкой.)
- чем представлена живопись в Византии? (Особо значительную роль в искусстве Византии играла живопись, прежде всего монументальная - мозаика и фреска, а со временем и икона. Центральное место в искусстве занимало изображение человека.)
- какая самая распространенная техника убранства зданий? (Самой распространенной техникой внутреннего убранства зданий была мозаика, которой украшались своды и верхние части стен. Нижние части стен покрывали разноцветными плитами, иногда с инкрустированной и орнаментальной живописью.)
- как монументальная живопись оказала воздействие на икону? (Наряду с монументальной мозаичной и фресковой живописью в византийском искусстве 10-12 вв. развивается своеобразный вид станковой живописи - икона. Она выполнялась техникой яичной темперы или восковыми красками (энкаустика). Монументальная живопись оказала значительное воздействие на икону. Как и в мозаике, в иконе часто встречаются архитектурные элементы (арки, колонны), однако человеческая фигура господствует в композиции. Ландшафт и архитектурный фон - условны, число действующих лиц ограничено. Композиция строится вокруг центральной фигуры, большей по размеру. На иконе изображали Иесуса Христа, Богоматерь, святых. Изображению и самой иконе присваивали священное значение, способность творить чудеса.Крупнейшим произведением этого вида искусства является икона столичной школы Владимирская Богоматерь, исполненная в 12 в. в иконографическом типе "Умиление" (младенец прижимается щекой к щеке матери)
- что мы знаем про книжную миниатюру? (Своеобразным жанром живописи стала и книжная миниатюра, которая в 9-10 вв. переживала период своего классицизма, так как миниатюры помещались не на полях, а занимали целые страницы кодекса и заключались в орнаментальные обрамления. Большое место в миниатюрах отводилось пейзажу, данному в перспективе, архитектурному фону ("Хлудовская псалтирь", 9 в.). Встречаются аллегорические изображения. Например, ночь - женщина с перевернутым факелом, мелодия - женщина с музыкальным инструментом ("Парижская псалтирь", 10 в.). В дальнейшем, в 11-12 вв., книжная миниатюра, как и монументальная живопись, становится более условной (условен пейзаж, архитектура). Книжные миниатюры были замечательны по колориту, они переливались яркими и чистыми цветами - синим, красным, зеленым на золотом фоне. Изумительны по тонкости орнаментальные заставки и инициалы, включающие растительный и геометрический орнаменты, фигурки птиц, животных, иногда людей.)
- какие рукописные книги были особо популярными? (Особо распространенным видом рукописных книг являлось Евангелие, текст которого начинался с изображения евангелиста и сопровождался иллюстрациями евангельских сцен. В некоторых наиболее драгоценных кодексах встречаются портреты заказчиков - императоров и членов их семей (изображение императора Никифора Вотаниата, 1078-1081 гг. в "Слове" Иоанна Златоуста).)
2. Практическое задание «Подготовить кусочки смальты».
Обучающимся предлагается:
- подготовить материалы и инструменты: листы бумаги формата А 3, вода, палитра, краски гуашевые, большие кисти (белка или пони), картонка, клей.
- подготовить лист бумаги с имитацией фактуры смальты, для этого лист белой бумаги красим гуашевыми красками синим, белым, голубым и желтоватым цветами;
- после высыхания краски разрезать лист на кусочки размером 1 см*1 см или меньше;
- разложить перед собой кусочки по цветам, так чтобы каждый кусочек был повернут цветным слоем наверх и все кусочки были видны.
Теперь наша «смальта» готова, и мы можем создавать мозаику с традиционным для Византийского искусства сюжетом – белым голубем.
Творческое задание «Создать мозаику с белым голубем».
- на картонке нарисовать голубя карандашом;
- при помощи клея необходимо заполнить все пространство листа кусочками цветной бумаги. Между кусочками могут оставаться промежутки, надо следить, чтобы они были маленькие.
- самыми светлыми (белыми и светло-голубыми) кусочками выкладываем фигуру голубя.
- из кусочка желтого цвета вырезаем треугольник для клюва;
- из кусочков зеленого цвета вырезаем листики для веточки;
- синими кусочками выкладываем фон.
У нас получилась красивая и сложная мозаика.
Рефлексия
Педагог предлагает обучающимся рассмотреть свои работы и ответить на вопросы?
- Что вы узнали на занятии?
- Какие особенности византийского стиля в архитектуре вы знаете?
- Какой цвет характерен для византийской мозаики?
- Что вам понравилось на занятии?
- Что вызвало трудности?
Байкова Арина 10 лет Корнаухова Марина 10 лет Чугунова Ярослава 11 лет | |
Волкова Елизавета 7 лет Королькова Ксения 8 лет Федорова Мария 8 лет | |
Тургунова София 8 лет Власова Мария 9 лет Бурханова Елизавета 9 лет |
Список литературы:
Детская энциклопедия. Академия педагогических наук СССР. Том 8. Второе издание. Издательство «Просвещение» Москва 1967.
Салимова О.А. . Моя первая книга об искусстве. ООО «Издательство «Эксмо»». Москва,2013
Платонова Н.И. Искусство. Энциклопедия/ М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС» 2004.
Полякова Ю.Ю. В мире прекрасного . Иллюстрированная энциклопедия для детей. Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2006. – 128с.- (Я познаю мир).
Используемые Интернет-ресурсы
https://art24.info/articles/1046
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8_(%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C)#:~:text=Ayasofya)%20%E2%80%94%20%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80,%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%90%D0%B9%D1%8F%2D%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F%20(%D1%82%D1%83%D1%80.