Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Коррекционная работа
  3. Использование кинезиологических упражнений при реализации нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений .

Использование кинезиологических упражнений при реализации нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений .

в статье представлено описание использования кинезиологических упражнений для коррекции речевых нарушений на основании применения нейропсихологического подхода. Подтверждена целесообразность реализации данного подхода с детьми, имеющими недоразвитие речи. Предложено описание применения программы биоэнергопластики.

Возраст

Дошкольники, Дети

Предметы

Коррекционная работа

Категория

Коррекционная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Использование кинезиологических упражнений при реализации нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений

Аннотация: в сообщении представлено описание использования кинезиологических упражнений для коррекции речевых нарушений на основании применения нейропсихологического подхода. Подтверждена целесообразность реализации данного подхода с детьми, имеющими недоразвитие речи. Предложено описание применения программы биоэнергопластики.

Ключевые слова: нейропсихологический подход; кинезиологические упражнения; коррекция речевых нарушений; старший дошкольный возраст; недоразвитие речи.

Нарушение речевого развития – одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности, представляющее один из видов психического дизонтогенеза. Взаимосвязь речевого и психического развития ребенка объясняет наличие смешанных нарушений развития, которые могут выступать и изолированно. Для каждого возраста приоритетны свои речевые расстройства, хотя их строгой возрастной отнесенности не существует [4].

Своевременное развитие таких функций, как контроль, программирование, анализ и обработка информации, полученной сенсорикой организма, а также речевых навыков, позволит избежать негативных последствий и слабых результатов дальнейшего обучения в школе. Отсутствие корректирующего вмешательства приведет к дезадаптации в обществе школьника младших классов, которая будет сопровождаться низкими показателями успеваемости, заторможенностью реакции, нарушением навыков коммуникации с другими сверстниками, а также нарушит соотношение социальных норм и правил с собственными желаниями и потребностями обучающегося.

Для более точной диагностики причин возникновения речевых нарушений или же общего недоразвития речи уместно использование современных нейропсихологических технологий, так как данный аспект диагностики позволяет выяснить, какие части мозга функционально слабы, что определяет дальнейшее направление коррекции речевых нарушений. В ходе нейропсихологического обследования анализируется состояние кинестетического, пространственного, динамического и орального праксиса, сомато-пространственного, акустического и зрительного гнозиса, слухоречевой памяти, внимания, мышления.

Также рассматриваются сформированность графических навыков, процессов чтения и письма, счётных операций. Наиболее прогностически ценным в детской нейропсихологической диагностике является качественный анализ не отдельных психических процессов, а базисных «сквозных» механизмов высших психических функций [6], без которых невозможно как развитие отдельных функций, так и выстраивание их взаимосвязей. Почти у всех детей с ОНР при проведении диагностики наблюдается недостаточность функционирования стволово-подкорковых структур и правого полушария мозга.

Также общим диагностическим показателем для детей, страдающих недоразвитием речи, являются нарушения произвольной регуляции движений [5, c. 35]. Учитывая эту закономерность, коррекционную работу следует начинать с воздействия именно на эти зоны мозга, что позволит сделать акцент на непроизвольные виды деятельности – игру, движение.

В современных условиях практикующими логопедами используются мультидисциплинарные модели коррекционно-педагогической работы с детьми с различными нарушениями речевой функции. Примером такой модели, сочетающей в себе традиционно логопедические и нейропсихологические техники, является программа биоэнергопластики [1, c. 18].

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями пальцев и кистей рук. Как указывал А. Н. Гвоздев, «совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику» [2, c. 35]. Коррекционная работа с применением метода биоэнергопластики повышает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различных игровых персонажей, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Биоэнергопластика носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка, стимулирует интеллектуальную деятельность, развивает координацию движений, мелкую и общую моторику; развивает артикуляционный аппарат. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме [1].

Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трёх этапов: Констатирующий этап, в рамках которого производилось выявление несформированности лексической, морфологической синтаксической и фонетико-фонематической сторон речи дошкольников, имеющих недоразвитие речи. Формирующий этап, целью которого было преодоление речевого нарушения в процессе коррекционно-развивающего обучения с применением различных кинезиологических упражнений. Контрольный этап, в ходе которого определялась эффективность проделанной коррекционной работы. В ходе экспериментального исследования были проведено комплексное логопедическое обследование, составленное на основании рекомендаций Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, в качестве основного наглядного материала использован «Альбом для логопеда» (2020) О.Б. Иншаковой.

Для выявления особенностей функций артикуляционной и мелкой моторики, применялась методика нейропсихологической диагностики Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина (Глозман, 2009), с применением тестов из методической батареи А.Р. Лурия. Кроме того, для установления клинико-педагогических предпосылок, использовалась специально разработанная анкета для родителей, с регистрацией анамнестических данных. В ходе констатирующего этапа экспериментального исследования было обследовано 15 детей дошкольного возраста 5–6 лет (8 мальчиков и 7 девочек) с общим недоразвитием речи, с первично сохранным зрением, слухом и интеллектом.

У данной группы дошкольников были диагностированы такие заболевания, влияющие на общее и речевое развитие, как частые и хронические респираторные и аллергические заболевания, например, бронхиальная астма и др. Указанная группа дошкольников с общим недоразвитием речи принимала участие во всех этапах экспериментального исследования.

Констатирующий этап исследования проводился индивидуально с каждым дошкольником. Все ответы были представлены в протоколе к речевой карте. По итогам проведенного исследования отмечается, помимо фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений, отставание в развитии общей и особенно мелкой моторики рук. Нарушение артикуляционной моторики приводит к нарушениям произношения звуков. Для выработки стойких артикуляционных кинестезий рекомендуется применение нейропсихологических технологий [3], направленных на синхронизацию и совместное использование руки и языка, в частности, технология биоэнергопластики. По мнению специалистов, это сокращает сроки и усиливает результативность логопедической работы по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, слоговой структуры слова, а также активизирует все процессы речевой деятельности.

Анализ специальной документации и анамнестических данных изученной группы детей позволил установить у 100% детей общее недоразвитие речи, соответствующее III уровню речевого развития, а также выявить явления ранней мозговой органики, обусловленной перинатальной патологией и ее последствиями, проявляющимися как в речевом недоразвитии, так и в недоразвитии формирования моторных функций. В результате комплексного логопедического обследования оказалось возможным установить особенности фонетических нарушений в структуре общего недоразвития речи, проявляющиеся как в речевом недоразвитии, так и в недоразвитии формирования общей, мелкой и артикуляционной моторики.

По данным нейропсихологического обследования функций артикуляционной и мелкой моторики у всех детей с недоразвитием речи были выявлены следующие особенности выполнения двигательных проб с нарушениями: – точности, темпа и координации движений при общей утомляемости, напряжении, треморе и гиперкинезах, приводящих к трудностям в удержании поз; – воспроизведения простых и сложных ритмических структур как в статических, так и в динамических движениях; – движений, приводящие к трудностям формирования и удержания поз артикуляционной и мелкой моторики На основании данных констатирующего эксперимента была разработана методика формирующего эксперимента по коррекции функций артикуляционной и мелкой моторики у детей с недоразвитием речи с описанием принципов, этапов и применения нейропсихологических технологий и кинезиологических упражнений в системе комплексного логопедического воздействия.

В качестве примера представим описание нескольких артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики. К статическим упражнениям относятся следующие: Бегемотик. Артикуляционное упражнение выполняется традиционным способом. После полного овладения артикуляционной позы подключается методика биоэнергопластики. Отдыхает «бегемот». Описание движений кисти и пальцев руки. Исходное положение – кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз. На счёт «один» большой палец опускается вниз, 4 четыре сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счёт от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счёт от 1 до 5. Повторить 4–5 раз.

Упражнение «Рупор» – большой палец соединяется с указательным образуя кольцо, губы округлены и выдвинуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Это создает стимулирующее воздействие на функциональное состояние коры головного мозга, создавая кинестетические ощущения. Таким образом, сочетание движений речевого аппарата и кистей рук усиливают кинетическую афферентацию, которая является важнейшим звеном целостной речевой функциональной системы, обеспечивающей постнатальное созревание корковых речевых зон. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Упражнение «Часики» сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо. Упражнение «Качели» – движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз. Коррекционнологопедическое воздействие включает несколько этапов: на первом этапе ребёнка знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями; на втором этапе экспериментатор выполняет артикуляционные упражнения вместе с ребёнком, используя перчатку (персонаж перчаточного театра); на третьем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с использованием нейропсихологической технологии «биоэнергопластика»; на четвёртом этапе экспериментатор показывает упражнение и сопровождает его движениями другой руки.

На пятом этапе экспериментатор показывает упражнение и сопровождает его движениями обеих рук. Шестой этап артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. На этом этапе логопед рассказывает сказки, в которых 266 звучат названия выученных артикуляционных упражнений, ребёнок слушает сказку и обеими руками выполняет знакомые упражнения. Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, допустимо выполнение без зрительной опоры (зеркала). Гимнастику необходимо разучивать постепенно, по мере освоения первого комплекса добавлять более сложные упражнения других комплексов.

При выполнении артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. Пальцево-речевую гимнастику дети выполняют в течение всего учебного года. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и артикуляционными органами требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместного с движениями языка или губ. Применение игрового момента на занятиях значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Анализ данных контрольно-сравнительного этапа позволил установить продуктивный характер влияния нейропсихических технологий на динамику развития функций артикуляционной и мелкой моторики, а также коррекцию звукопроизношения в структуре нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Литература

1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М., 2011. 240 с.

2. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса: дневник науч. Наблюдений. М., 2005. 322 с.

3. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста М., 2009. 270 с. 4. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 2017. 136 с.

4

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Статья отражает описание опыта работы по формированию коллективного творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами освоения техники «батик». На основе анализа психолого-педагогических исследований детского изобразительного творчества выводится исходное, концептуальное положение – идея о разнообразии технических приемов, материалов и инструментов как пути обогащения детского творчества, а также идея о том, что коллективная форма организации изодеятельности дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, развивает привычку к взаимопомощи, строить общение. В целом изодеятельность рассматривается автором не только как средство художественно-эстетического развития, а как средство социализации личности. Отмечено, что актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований, и в итоге личность переходит на более высокий уровень развития. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. Одним из доступных средств развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста может являться техника батик. Занятия техникой батик способна развивать личность ребенка, прививать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, совершенствует навык воплощение в продуктах творческой деятельности определенные переживания, побуждая к созданию новых продуктов. К концу года обучения дети сами придумывали новые композиции, самостоятельно выбирали различные материалы и технологии. В статье представлен конспект проведенного занятия, одного из разработанной авторской программы. Статья адресована воспитателям, руководителям изостудий, может быть полезна родителям
0 ₽
в статье предлагается рассмотреть авторский подход к логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития, фонетико-фонематическим нарушением речи и моторной алалией на материале фольклорного произведения (потешки).
0 ₽
в статье представлено описание использования кинезиологических упражнений для коррекции речевых нарушений на основании применения нейропсихологического подхода. Подтверждена целесообразность реализации данного подхода с детьми, имеющими недоразвитие речи. Предложено описание применения программы биоэнергопластики.
0 ₽