Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Логопедия
  3. Использование средств народной педагогики в коррекционноразвивающей работе с детьми от 1,5 до 7 лет (на материале потешек)

Использование средств народной педагогики в коррекционноразвивающей работе с детьми от 1,5 до 7 лет (на материале потешек)

в статье предлагается рассмотреть авторский подход к логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития, фонетико-фонематическим нарушением речи и моторной алалией на материале фольклорного произведения (потешки).

Предметы

Логопедия

Категория

Логопедия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Использование средств народной педагогики в коррекционно-развивающей работе с детьми от 1,5 до 7 лет (на материале потешек)

Аннотация: в статье предлагается рассмотреть авторский подход к логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития, фонетико-фонематическим нарушением речи и моторной алалией на материале фольклорного произведения (потешки).

Ключевые слова: логопедическое воздействие; ранний и дошкольный возраст; задержка речевого развития; фонетико-фонематическое нарушение речи; моторная алалия; потешка.

Потенциал народной педагогики велик, и актуальность использования средств народной педагогики в коррекционноразвивающей работе педагога обоснована (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Г.И. Батурина, С.В. Григорьев, Н.С. Карпинская, Р.И. Жуковская, С.В. Пьянков, Е.И. Радина, И.Н. Ракитова, О.И. Соловьева и др.).

Во-первых, живой язык, простота сюжета, ритмичность позволяют включить малые жанры фольклора в образовательное пространство начиная с раннего возраста детей как нормотипичного развития, так и ОВЗ.

Во-вторых, возможность «поупражняться в произнесении» звукокомплексов, слов, предложений предоставляется в совместном рассказывании, например, потешки. И на материале одной потешки решаются когнитивные, коммуникативные и нравственные задачи [2].

На материале потешки «Баба шла, шла, шла», мы предлагаем рассмотреть возможность коррекционно-развивавающей и профилактической работы с детьми со следующими нарушениями речи: задержка речевого развития (ЗРР) в раннем возрасте (с 1,5 до 3 лет), фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР) в дошкольном возрасте (с 4 до 7 лет), алалия (1 уровень речевого развития по Р.Е.Левиной) дошкольного возраста (с 3 до 7 лет).

В образовательное пространство ребенка в возрасте от 1,5 до 3, имеющего ЗРР, потешка вводится с целью развития звукоподражания, пассивного и активного предметного и глагольного словаря, мелкой моторики, просодических компонентов речи, зрительного внимания и восприятия. Для анализа продемонстрируем реализацию задач на примере двух строчек потешки: «Баба шла, шла, шла! Пирожок нашла.». Для развития речевого подражания в потешке используются такие речевые единицы, как «ба-ба», «ш-ш-ш», «на», которые многократно повторяются в процессе спланированной игры.

С учетом индивидуальных особенностей и в случаях, когда у ребенка нарушена звуко- и слогонаполняемость, предлагается вариант произнесения более простых звукокомплексов. Например, замена слова «шла» на слова «топ-топ», либо глагол «иди»; «пи-ро-жок» – «ням-ням», либо вводится глагол «ест», «ешь». Таким образом, уточняется пассивный словарь и стимулируется речевая активность ребенка. Развитие мелкой моторики проходит с применением природного материала (крупа, шишки). На занятиях ребенок отрабатывает точность и 234 координацию движений пальцев рук, умение удерживать предмет одной рукой (отрабатывается захват), умение при сжатых в кулак пальцев выводить либо один указательный палец (указательный жест), либо два пальца, указательный и средний («побежали ножки по дорожке»), либо большой и указательный пальцы (щипковый захват). При сжатии и раскрытие ладони формируется умение напрягать и расслаблять мышцы рук. Перебирание и пересыпание крупы способствует самомассажу активных точек на пальцах рук.

В раннем возрасте важно развитие просодических компонентов речи. На материале потешки решаются следующие задачи: развитие речевого дыхания (удлинение речевого выдоха, его плавность), ритмико-интонационная выразительность речи (сила звучания голоса, темп речи). Например, взрослый предлагает длительно пропеть, как шуршат зернышки под ладошками: «ш-ш-ш». Просим ребенка озвучить, как громко падают шишки в контейнер со звуком «ба-ба», и как тихо – зернышки. Показываем ребенку, как Баба обрадовалась, когда нашла пирожок, эмоционально и восторженно издаем звуки радости: «А-а-а!», «У-ра!», и какая вначале шла грустная, уставшая: «О-х!», Ф-ф-у-у!».

Рассматривая природные материалы и иллюстрированный материал к потешке, решается задача на развитие зрительного внимания и восприятия. Например, пробуем вместе с ребенком рассмотреть шишки и зернышки, их размер, цвет, форму, сравнить размер шишки и зернышка, пряча их в ладошке. Недостатки речи при фонетико-фонематическом нарушении выражаются в неправильном произношении звуков, в недостаточном их различение и затруднение в звуковом анализе речи.

Рассмотрим содержание работы на примере поставки шипящего звука [Ш] у детей дошкольного возраста. В работе применялся речевой материал потешки в следующем содержании: «Баба шла, шла, шла! Пирожок нашла. Села, поела и опять пошла». Частота повторения звука [Ш] в словах составляет 5 раз, и встречается в словах: «шла», «нашла», «пошла», что позволяет упражнять в выделении звука на слух на уровне текста. Важным на этапе поставки звука [Ш] является выполнение артикуляционной гимнастики с применением упражнений, которые способствуют выработать правильный артикуляционный уклад для произнесения данного звука изолированно, а также произнесение его в словах и фразовой речи.

В контексте данной работы предложено три комплекса артикуляционной гимнастики, при переходе от одного комплекса к другому, добавляются и 235 усложняются артикуляционные упражнения.

Таким образом, ребенку дается возможность постепенно совершенствовать свои навыки овладения подвижностью языка. Приведем пример. Ребенку предлагается вместе с логопедом и с героем потешки – Бабой, совершить увлекательное путешествие. Логопед построчно (по словам) читает потешку, подробно рассказывая, что же происходило с Бабой, тем самым развивая фантазию и образное мышление у ребенка, мотивируя его к участию в игре, обеспечивая его включенность в работу.

К каждому слову потешки подобрано соответствующее артикуляционное упражнение. Так, например, после произнесения первой строчки потешки «Баба шла, шла, шла» логопед добавляет: «Баба шла медленно и долго по широкой ровной дорожке. Дорожка была вот такая. Положи язычок на нижнюю губку. Вот так» (выполняется традиционное упражнение «Блинчик» («Лопатка»). Далее логопед продолжает: «Баба шла по дорожке, а галоши у нее звонко шлепали. Пошлепай губами по язычку и произноси звук, как я. Вот так». («Накажем непослушный язычок»).

В первом комплексе применяются семь традиционных упражнений в следующем порядке: 1. «Блинчик», 2. «Парус», 3. Кошка», 4. «Качели», 5. «Индюк», 6. «Лошадка», 7. «Катушка» («Конфетка» язык в верхнем положении), 8. «Блинчик», 9. «Лошадка». Во втором комплексе выполняется шесть упражнений, с добавлением новых: «Грибок», «Футбол»: 1. «Блинчик», 2. «Качели», 3. «Лошадка», 4. «Грибок», 5. «Катушка» («Конфетка» язык в верхнем положении), 6. «Блинчик», 7. «Футбол», 8. «Блинчик». В третьем комплексе – 9 упражнений, с добавлением новых: «Чашечка», «Окошко», «Варенье», «Фокус»: 1. «Блинчик», 2. «Парус», 3. «Катушка» («Конфетка» язык в верхнем положении), 4. «Грибок», 5. «Блинчик», 6. «Чашечка», 7. «Окошко», 8. «Варенье», 9. «Фокус», 10. «Лошадка».

С учетом особенностей неговорящих детей с алалией наиболее важным для нас было обеспечить полимодальность в образовании данной группы детей, создать условия для восприятия и обработки информации, варьируя способы и приемы передачи материала. Ориентированный на ребенка-молчуна подход выходит за рамки работы на традиционных занятиях и предусматривает следующие блоки задач:

1. Блок задач, направленных на развитие аудиального восприятия информации: формировать представление о звуковом и слоговом строении слова; формировать подражательную речь и дифференциацию звукоподражаний на слух; формировать восприятие и воспроизведение слогового ритма; совершенствовать мелодико-интонационную и эмоциональную окраску речи; обогащать и активизировать словарь.

2. Блок задач, направленных на развитие визуального восприятия информации: развивать познавательные способности, выявляя общее и различное, обобщая реальные предметы и классифицируя их по разным признакам; развивать способность координировать речь с движением; развивать зрительнопространственную ориентацию.

3. Блок задач, направленных на развитие тактильно-кинестетического восприятия информации: развивать статическую и динамическую координацию в мелкой и общей моторике; формировать оральный и артикуляционный праксис.

Каждое слово в потешке проговаривается ритмично, по слогам с активной артикуляцией, интонационной выразительностью и эмоциональной окрашенностью и сопровождается специально подобранными движениями. Подобранные движения соответствуют образу каждого произнесенного звука. Дидактический материал способствует активизации познавательной, речевой и двигательной активности ребенка [1].

Таким образом, от выбора логопедической технологии, организации предметно-пространственной среды зависит степень сформированности моторной, перцептивной, мнестической и когнитивной сферы, что благотворно влияет и на ребенка в целом – служит стимулом в коммуникативной ситуации, формировании представлений об окружающем мире, помогает ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, все это и является неотъемлемым фактором в процессе развития и коррекции речи и коммуникации ребенка.

Литература

1. Кряжевских Е.Г., Пеккер Е.А. Стимуляция речевого развития детей дошкольного возраста с алалией средствами народной педагогики (на материале потешек) // Сборник материалов конференции «Семья и дети в современном мире». Том VI / Под общей и научн. ред. д-ра психол. наук, проф. В.Л. Ситникова. СПб., 2020. С. 811–815.

2. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.

3

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Статья отражает описание опыта работы по формированию коллективного творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами освоения техники «батик». На основе анализа психолого-педагогических исследований детского изобразительного творчества выводится исходное, концептуальное положение – идея о разнообразии технических приемов, материалов и инструментов как пути обогащения детского творчества, а также идея о том, что коллективная форма организации изодеятельности дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, развивает привычку к взаимопомощи, строить общение. В целом изодеятельность рассматривается автором не только как средство художественно-эстетического развития, а как средство социализации личности. Отмечено, что актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований, и в итоге личность переходит на более высокий уровень развития. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. Одним из доступных средств развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста может являться техника батик. Занятия техникой батик способна развивать личность ребенка, прививать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, совершенствует навык воплощение в продуктах творческой деятельности определенные переживания, побуждая к созданию новых продуктов. К концу года обучения дети сами придумывали новые композиции, самостоятельно выбирали различные материалы и технологии. В статье представлен конспект проведенного занятия, одного из разработанной авторской программы. Статья адресована воспитателям, руководителям изостудий, может быть полезна родителям
0 ₽
в статье предлагается рассмотреть авторский подход к логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития, фонетико-фонематическим нарушением речи и моторной алалией на материале фольклорного произведения (потешки).
0 ₽
в статье представлено описание использования кинезиологических упражнений для коррекции речевых нарушений на основании применения нейропсихологического подхода. Подтверждена целесообразность реализации данного подхода с детьми, имеющими недоразвитие речи. Предложено описание применения программы биоэнергопластики.
0 ₽