Использование средств народной педагогики в коррекционно-развивающей работе с детьми от 1,5 до 7 лет (на материале потешек)
Аннотация: в статье предлагается рассмотреть авторский подход к логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития, фонетико-фонематическим нарушением речи и моторной алалией на материале фольклорного произведения (потешки).
Ключевые слова: логопедическое воздействие; ранний и дошкольный возраст; задержка речевого развития; фонетико-фонематическое нарушение речи; моторная алалия; потешка.
Потенциал народной педагогики велик, и актуальность использования средств народной педагогики в коррекционноразвивающей работе педагога обоснована (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Г.И. Батурина, С.В. Григорьев, Н.С. Карпинская, Р.И. Жуковская, С.В. Пьянков, Е.И. Радина, И.Н. Ракитова, О.И. Соловьева и др.).
Во-первых, живой язык, простота сюжета, ритмичность позволяют включить малые жанры фольклора в образовательное пространство начиная с раннего возраста детей как нормотипичного развития, так и ОВЗ.
Во-вторых, возможность «поупражняться в произнесении» звукокомплексов, слов, предложений предоставляется в совместном рассказывании, например, потешки. И на материале одной потешки решаются когнитивные, коммуникативные и нравственные задачи [2].
На материале потешки «Баба шла, шла, шла», мы предлагаем рассмотреть возможность коррекционно-развивавающей и профилактической работы с детьми со следующими нарушениями речи: задержка речевого развития (ЗРР) в раннем возрасте (с 1,5 до 3 лет), фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР) в дошкольном возрасте (с 4 до 7 лет), алалия (1 уровень речевого развития по Р.Е.Левиной) дошкольного возраста (с 3 до 7 лет).
В образовательное пространство ребенка в возрасте от 1,5 до 3, имеющего ЗРР, потешка вводится с целью развития звукоподражания, пассивного и активного предметного и глагольного словаря, мелкой моторики, просодических компонентов речи, зрительного внимания и восприятия. Для анализа продемонстрируем реализацию задач на примере двух строчек потешки: «Баба шла, шла, шла! Пирожок нашла.». Для развития речевого подражания в потешке используются такие речевые единицы, как «ба-ба», «ш-ш-ш», «на», которые многократно повторяются в процессе спланированной игры.
С учетом индивидуальных особенностей и в случаях, когда у ребенка нарушена звуко- и слогонаполняемость, предлагается вариант произнесения более простых звукокомплексов. Например, замена слова «шла» на слова «топ-топ», либо глагол «иди»; «пи-ро-жок» – «ням-ням», либо вводится глагол «ест», «ешь». Таким образом, уточняется пассивный словарь и стимулируется речевая активность ребенка. Развитие мелкой моторики проходит с применением природного материала (крупа, шишки). На занятиях ребенок отрабатывает точность и 234 координацию движений пальцев рук, умение удерживать предмет одной рукой (отрабатывается захват), умение при сжатых в кулак пальцев выводить либо один указательный палец (указательный жест), либо два пальца, указательный и средний («побежали ножки по дорожке»), либо большой и указательный пальцы (щипковый захват). При сжатии и раскрытие ладони формируется умение напрягать и расслаблять мышцы рук. Перебирание и пересыпание крупы способствует самомассажу активных точек на пальцах рук.
В раннем возрасте важно развитие просодических компонентов речи. На материале потешки решаются следующие задачи: развитие речевого дыхания (удлинение речевого выдоха, его плавность), ритмико-интонационная выразительность речи (сила звучания голоса, темп речи). Например, взрослый предлагает длительно пропеть, как шуршат зернышки под ладошками: «ш-ш-ш». Просим ребенка озвучить, как громко падают шишки в контейнер со звуком «ба-ба», и как тихо – зернышки. Показываем ребенку, как Баба обрадовалась, когда нашла пирожок, эмоционально и восторженно издаем звуки радости: «А-а-а!», «У-ра!», и какая вначале шла грустная, уставшая: «О-х!», Ф-ф-у-у!».
Рассматривая природные материалы и иллюстрированный материал к потешке, решается задача на развитие зрительного внимания и восприятия. Например, пробуем вместе с ребенком рассмотреть шишки и зернышки, их размер, цвет, форму, сравнить размер шишки и зернышка, пряча их в ладошке. Недостатки речи при фонетико-фонематическом нарушении выражаются в неправильном произношении звуков, в недостаточном их различение и затруднение в звуковом анализе речи.
Рассмотрим содержание работы на примере поставки шипящего звука [Ш] у детей дошкольного возраста. В работе применялся речевой материал потешки в следующем содержании: «Баба шла, шла, шла! Пирожок нашла. Села, поела и опять пошла». Частота повторения звука [Ш] в словах составляет 5 раз, и встречается в словах: «шла», «нашла», «пошла», что позволяет упражнять в выделении звука на слух на уровне текста. Важным на этапе поставки звука [Ш] является выполнение артикуляционной гимнастики с применением упражнений, которые способствуют выработать правильный артикуляционный уклад для произнесения данного звука изолированно, а также произнесение его в словах и фразовой речи.
В контексте данной работы предложено три комплекса артикуляционной гимнастики, при переходе от одного комплекса к другому, добавляются и 235 усложняются артикуляционные упражнения.
Таким образом, ребенку дается возможность постепенно совершенствовать свои навыки овладения подвижностью языка. Приведем пример. Ребенку предлагается вместе с логопедом и с героем потешки – Бабой, совершить увлекательное путешествие. Логопед построчно (по словам) читает потешку, подробно рассказывая, что же происходило с Бабой, тем самым развивая фантазию и образное мышление у ребенка, мотивируя его к участию в игре, обеспечивая его включенность в работу.
К каждому слову потешки подобрано соответствующее артикуляционное упражнение. Так, например, после произнесения первой строчки потешки «Баба шла, шла, шла» логопед добавляет: «Баба шла медленно и долго по широкой ровной дорожке. Дорожка была вот такая. Положи язычок на нижнюю губку. Вот так» (выполняется традиционное упражнение «Блинчик» («Лопатка»). Далее логопед продолжает: «Баба шла по дорожке, а галоши у нее звонко шлепали. Пошлепай губами по язычку и произноси звук, как я. Вот так». («Накажем непослушный язычок»).
В первом комплексе применяются семь традиционных упражнений в следующем порядке: 1. «Блинчик», 2. «Парус», 3. Кошка», 4. «Качели», 5. «Индюк», 6. «Лошадка», 7. «Катушка» («Конфетка» язык в верхнем положении), 8. «Блинчик», 9. «Лошадка». Во втором комплексе выполняется шесть упражнений, с добавлением новых: «Грибок», «Футбол»: 1. «Блинчик», 2. «Качели», 3. «Лошадка», 4. «Грибок», 5. «Катушка» («Конфетка» язык в верхнем положении), 6. «Блинчик», 7. «Футбол», 8. «Блинчик». В третьем комплексе – 9 упражнений, с добавлением новых: «Чашечка», «Окошко», «Варенье», «Фокус»: 1. «Блинчик», 2. «Парус», 3. «Катушка» («Конфетка» язык в верхнем положении), 4. «Грибок», 5. «Блинчик», 6. «Чашечка», 7. «Окошко», 8. «Варенье», 9. «Фокус», 10. «Лошадка».
С учетом особенностей неговорящих детей с алалией наиболее важным для нас было обеспечить полимодальность в образовании данной группы детей, создать условия для восприятия и обработки информации, варьируя способы и приемы передачи материала. Ориентированный на ребенка-молчуна подход выходит за рамки работы на традиционных занятиях и предусматривает следующие блоки задач:
1. Блок задач, направленных на развитие аудиального восприятия информации: формировать представление о звуковом и слоговом строении слова; формировать подражательную речь и дифференциацию звукоподражаний на слух; формировать восприятие и воспроизведение слогового ритма; совершенствовать мелодико-интонационную и эмоциональную окраску речи; обогащать и активизировать словарь.
2. Блок задач, направленных на развитие визуального восприятия информации: развивать познавательные способности, выявляя общее и различное, обобщая реальные предметы и классифицируя их по разным признакам; развивать способность координировать речь с движением; развивать зрительнопространственную ориентацию.
3. Блок задач, направленных на развитие тактильно-кинестетического восприятия информации: развивать статическую и динамическую координацию в мелкой и общей моторике; формировать оральный и артикуляционный праксис.
Каждое слово в потешке проговаривается ритмично, по слогам с активной артикуляцией, интонационной выразительностью и эмоциональной окрашенностью и сопровождается специально подобранными движениями. Подобранные движения соответствуют образу каждого произнесенного звука. Дидактический материал способствует активизации познавательной, речевой и двигательной активности ребенка [1].
Таким образом, от выбора логопедической технологии, организации предметно-пространственной среды зависит степень сформированности моторной, перцептивной, мнестической и когнитивной сферы, что благотворно влияет и на ребенка в целом – служит стимулом в коммуникативной ситуации, формировании представлений об окружающем мире, помогает ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия, все это и является неотъемлемым фактором в процессе развития и коррекции речи и коммуникации ребенка.
Литература
1. Кряжевских Е.Г., Пеккер Е.А. Стимуляция речевого развития детей дошкольного возраста с алалией средствами народной педагогики (на материале потешек) // Сборник материалов конференции «Семья и дети в современном мире». Том VI / Под общей и научн. ред. д-ра психол. наук, проф. В.Л. Ситникова. СПб., 2020. С. 811–815.
2. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987.
3