ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ «БАТИК»
Аннотация
Статья отражает описание опыта работы по формированию коллективного творчества у детей старшего дошкольного возраста средствами освоения техники «батик». На основе анализа психолого-педагогических исследований детского изобразительного творчества выводится исходное, концептуальное положение – идея о разнообразии технических приемов, материалов и инструментов как пути обогащения детского творчества, а также идея о том, что коллективная форма организации изодеятельности дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, развивает привычку к взаимопомощи, строить общение. В целом изодеятельность рассматривается автором не только как средство художественно-эстетического развития, а как средство социализации личности. Отмечено, что актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований, и в итоге личность переходит на более высокий уровень развития. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. Одним из доступных средств развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста может являться техника батик. Занятия техникой батик способна развивать личность ребенка, прививать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, совершенствует навык воплощение в продуктах творческой деятельности определенные переживания, побуждая к созданию новых продуктов. К концу года обучения дети сами придумывали новые композиции, самостоятельно выбирали различные материалы и технологии. В статье представлен конспект проведенного занятия, одного из разработанной авторской программы. Статья адресована воспитателям, руководителям изостудий, может быть полезна родителям.
Ключевые слова: изобразительное творчество, коллективная формы работы, батик – роспись по ткани.
Abstract
The Article reflects the experience of work on formation of collective creativity in children of senior preschool age means master the technique "batik". Based on the analysis of psychological-pedagogical studies of children's fine art displays the source, conceptual position – the idea of diversity techniques, materials and tools as ways of enriching children's creativity, as well as the idea that the collective form of organization of esteetilist allows each child to develop skills to work together, developing the habit of mutual help, to build communion. In General, the invention activity is viewed not only as a means of artistic and aesthetic development, but as a means of socialization. Noted that the actualization and development of creative potential of personality suggests its involvement in the creative process that leads to the emergence of mental structures, and in the end the person goes on a higher level of development. Creativity gives a person the experience of his integrity. It reflects his inner world, his aspirations, desires, experiences. One of the available means of developing the fine art of children of preschool age may be the technique of batik. Classes batik technique is capable to develop the personality of the child, to instill sustained interest in fine art, perfecting the skill embodied in the products of the creative activities of certain experiences, encourage the creation of new products. By the end of the year the children come up with new songs independently selected different materials and technologies. The article presents the synopsis of the conducted training, developed by one of the author's program. The article is addressed to educators, heads of art studios, it may be helpful to parents.
Keywords: fine art, collective forms of work, batik painting on fabric.
Изобразительное творчество занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в ее основе деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований, и в итоге личность переходит на более высокий уровень развития. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему изобразительная деятельность, является наиболее близкой и естественной для ребенка дошкольника и занимает особое место в его жизни. Изобразительное творчество стало предметом изучения многих педагогов Н.С. Александровой, Б.Г. Ананьева, А.В. Бакушинского, Н.А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Е.А. Флериной и психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других. Наиболее глубокое, полное, развернутое определение изобразительного творчества, на наш взгляд, было дано Т.С. Комаровой [1].
Одним из доступных средств развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста может являться техника батик. Занятия техникой батик способна развивать личность ребенка, прививать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, совершенствует навык воплощение в продуктах творческой деятельности определенные переживания, побуждая к созданию новых продуктов. К концу года обучения дети сами придумывали новые композиции, самостоятельно выбирали различные материалы и технологии. Таким образом, у детей дошкольного возраста наблюдается развитие творчества, которые проявляются в реализации замысла, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих переживаний, мыслей, чувств, эмоций. На занятиях по росписи ткани дети получают особое удовлетворение при создании совместных работ, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе». Коллективная форма организации дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, развивает привычку к взаимопомощи, строить общение.
При выполнении коллективных работ у дошкольников происходит взаимодействие между друг другом свободно, ребенок имеет возможность видеть, как действуют другие, учиться друг у другу, и у детей возникает желание созидательно трудиться в коллективе. Совместно с детьми расписывали костюмы для сказочных героев: Снегурочка, Снежинка, Зимушка-Зима, Весна-Красна, Золотая осень, Репка и др. Расписные костюмы своими руками дети одевали на утренники, принимали участие в театрализованной деятельности. Таким образом, коллективная деятельность вызывает у дошкольников желание трудиться в коллективе, положительные эмоции, радостное удивление, чувство взаимопомощи и сопереживания за общий результат. Хотелось бы познакомить с опытом нашей работы, одним из занятий для старших дошкольников из программы по росписи в технике «батик» с коллективной формой работы. Технические приемы позаимствованы в разработках И.А. Перелешиной, А. Эм [2; 3].
Занятие: «Костюм «Танцующие снежинки»».
Программные задачи: Продолжать закреплять знания работать в технике трафарет; развивать умение наносить краску поролоном, не разбрызгивая в стороны; развивать умение чувствовать ритм, сложить композицию из разнообразных снежинок, чтобы показать движение; закрепить знания о зиме; воспитывать аккуратность в работе, оказывать помощь друг другу в росписи по ткани в технике трафарет.
Оборудование: Клеенка, блюдца для краски, краска для батика густая, поролон, трафарет с изображением снежинок, контур.
Предварительная работа: Чтение стихов о зиме С. Маршак «Декабрь», А. Усачев «На носу»; наблюдение на улице за снежинками; занятие по аппликации «Вырежи снежинку», занятие по рисованию «Кружатся снежинки». Ход занятия. 1. Организационный момент. 116 В студию заходят дети. Играет музыка «Хруст снега, завывание вьюги» Воспитатель: Здравствуйте ребята! Вы слышите какой шум здесь! На что похож этот шум? Дети: Как будто мы по снегу идем, вьюга началась. Воспитатель: В какое время года мы можем наблюдать за снежинками? Дети: Зимой. Воспитатель: Правильно ребята! Послушайте стихотворение: А. Усачѐв «Снежинки» Ёжик смотрит на снежинки. «Это, – думает, – ежинки... Белые, колючие И к тому ж – летучие». Паучок на паутинке Тоже смотрит на снежинки: «Ишь, какие смелые Эти мухи белые!» Заяц смотрит на снежинки: «Это заячьи пушинки... Видно, заяц – весь в пуху – Чешет шубу наверху». Мальчик смотрит на снежинки: «Это, может быть, смешинки?..» Не поймѐт он, почему Очень весело ему. 2. Воспитатель: Ребята, почтальон принес письмо от Зимушки-Зимы. (Чтение письма) «Здравствуйте ребята! У меня к вам огромная просьба! Распишите для моих подружек-снежинок новые платьица, а то скоро праздник, а они у меня не нарядные». Ребята поможем Зимушке-Зиме? Дети: Да. 3. Воспитатель: Посмотрите, на раме уже натянута ткань. Какого она цвета? Дети: Белого. Воспитатель: Правильно. Ребята, а что же мы нарисуем на платьях? Дети: Много, много разнообразных снежинок. Воспитатель: Распишем ткань с помощью техники трафарет. Посмотрите у нас на столе лежат разные трафареты. Возьмите каждый по одному. На трафарете изображены снежинки. Посмотрите, какие красивые, резные. Краской какого цвета их нарисуем? Дети: Голубого. 4. Воспитатель: Давайте разложим наши трафареты на ткани, нам необходимо показать движение, полет снежинок. Как нам это сделать? Покажите? 117 (Дети выкладывают на ткани трафареты в одном направлении, полукругом). Молодцы ребята. Сейчас будем наносить краску на ткань через трафарет. Но сначала разделимся на две группы, одна группа расписывает, другая помогает держать трафарет, чтобы он не сместился. Затем поменяетесь. Посмотрите, как правильно наносить краску на ткань. Возьмем поролон, обмакнем в блюдце с краской, аккуратно наносим на трафарет, чтобы краска не брызгала в разные стороны, убираем трафарет, так, чтобы не смазать краску на ткани. (Показ воспитателя). А теперь сами попробуйте. (Дети приступили к работе). 5. Динамическая пауза. Дети встают в круг, повторяют движение по тексту. Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. 6. Воспитатель: Посмотрите ребята, как красиво. Нам осталось дорисовать мелкие детали. (Совместно с воспитателем дорисовывают дети узоры голубым контуром). 7. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Зимушке-Зиме понравится? Дети: Да. Воспитатель: Скоро придет Зимушка-Зима, подарим ее подружкамснежинкам.
Библиографический список
1. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
2. Перелешина, И.А. Батик. От основ к импровизации / И.А. Перелешина. – СПб.: «Паритет», 2008.
3. Эм, А. Батик / А. Эм. – Минск: Харвест, 2009.
6