Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и на внеурочной деятельности в начальной школе»
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и
дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным
разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно
признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у
школьников – нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечнососудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.
К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся:
– стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
– недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
– чрезмерная интенсификация образовательного процесса;
– невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовывать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
– несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
– недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;
– низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Е главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
– « не навреди»;
– приоритет действенной заботы о здоровье учащихся (предполагает, что вс происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся);
– триединое представление о здоровье (единство физического, психического и духовного здоровья);
– непрерывность и преемственность;
– субъект – субъектные взаимоотношения с учащимся (связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ, обеспечение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения);
– соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся;
– гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих задач;
– приоритет позитивного влияния над негативным;
– ответственность учащихся за свое здоровье;
– «отсроченный» результат (результат проявится через несколько лет);
– контроль за результатами.
На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.
Пути решения проблемы:
1. Увеличение количества уроков физкультуры (как минимум 3 часа в неделю).
2. Изменение содержания уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой « тропинкой здоровья»).
3. Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.).
4. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью.
5. Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников).
6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будут физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различаются следующие технологии:
Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.
Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.
Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно- гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм. И т. п.
Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.
Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективности заботы о здоровье.
Гигиенические условия обеспечение учебного процесса Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий.
В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры.
Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11 %.
Учитель физической культуры должен:
– осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;
– не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;
– контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;
– перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, надежности и крепления оборудования.
Требования к школьным образовательным технологиям Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:
– разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;
– в содержание преподавателя включены вопросы, связанные с охраной здоровья;
– процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;
– отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;
– учитываются индивидуальные особенности учащихся;
– стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребнка;
– обеспечивается достаточный уровень мотивации;
– учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;
– предупреждается переутомление;
– позитивные воздействия преобладают над негативом;
– показатель успешности используется для развития позитивных начал;
– оценка выполняет стимулирующую роль;
– обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.
Рациональная организация урока От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 минут.
Оценка гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража:
– плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);
– число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т. д.);
– длительность каждого вида деятельности мин);
– частота смены видов деятельности (мин);
– число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;
– места, длительность и условия применения ТСО;
– частота чередования видов преподавания.
Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3 – 5 мнут любого урока занимает врабатывание (8 – 10 минут), устойчивая работоспособность длится 10 – 15 минут для младших школьников, 15 – 20 минут – для среднего звена, 20 – 30 минут – для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.
Двигательная активность школьника Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной ( утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.
2 урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физкультурой должны составлять 8 – 12 часов в неделю. Даже 3 уроков явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организованна, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физ. культуры.
В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по-разному реализуют потребность в физической нагрузке.
Построение уроков физкультуры лежит на плечах учителей физ. культуры.
«Физкультура без освобожденных» – принцип, которым должны руководствоваться учителя физ. культуры. Физическая активность должна быть организованна двумя направлениями:
1. Занятия больших форм – уроки физкультуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время;
2. Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене).
Тест-анкета для самооценки учащимися изменений своего состояния здоровья Инструкция: Оцени изменение своего здоровья и образа жизни за указанный учителем период времени по 11 балльной шкале: «–5 – максимально негативные изменения; до «+5» – положительное влияние; «0» – отсутствие изменений.
1. Как изменилось состояние твоего здоровья? («–5» – ухудшилось; «+5» – улучшилось)
2. Как изменилось тво отношение к здоровью? («–5» – стал меньше заботиться о свом здоровье, «+5» – стал больше заботиться о свом здоровье)
3. Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье?
4. Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в спортсекциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)?
5. Как изменился характер питания?
6. Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (вредные – «–5», полезные «+5»)
7. Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами здоровья?
8. Отмечаешь ли изменения в свом облике? Если да, то в какую сторону?
(«+5» – в лучшую, «–5» – более быстрое и частое, «+5» – реже).
9. Чаще или реже стало наступать состояние стресса?
10. Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? («+5» – реже, «–5» – чаще).
11. Изменился контакт твоих родителей со школой?
Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья Возможны два варианта ответа: да или нет.
1. Я часто сижу сгорбившись.
2. Я ношу портфель, а не ранец.
3. У меня привычка сутулиться.
4. Я чувствую, что мало двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.
6. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.
7. Я нередко читаю при плохом свете, лжа.
8. Я беспечно отношусь к своему здоровью.
9. Бывает, я курю.
Методика самооценки состояния тревожности учащихся (по Кондашу) для 7 – 11 классов оценивается каждая ситуация в баллах: 0 – ситуация не волнует; 1– слабо волнует; 2 – достаточно волнует; 3 – очень волнует.
1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором школы.
3. Учитель решает, кого вызвать.
4. Тебя критикуют.
5. Выполнение контрольного зачта.
6. Учитель называет оценки контрольной работы.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Сдача экзамена. Участие в соревнованиях.
9. Ответ с места. Непонимание объяснение учителя.
10. Неожиданный вопрос учителя.