Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Исследовательская работа "Народная кукла"

Исследовательская работа "Народная кукла"

Исследовательская работа «Народные куклы» Направление: инновации в воспитании (духовно-нравственное, патриотическое, гражданское, экологическое, трудовое, поликультурное воспитание). Содержание 1.Введение……………………………………………………………3 2.История возникновения народной куклы……………………….5 3.Типы и назначение народных кукол…………………………….6 3.1 Куклы-обереги………………………………………………….6 3.2. Игровые куклы………………………………………………….7 3.3. Обрядовые куклы………………………………………………..7 4.Описание изготовления обрядовой куклы «Масленица»………9 5.Заключение ……………………………………………………….12 6.Литература ………………………………………………………13 1. Введение В современное время важнейшим приоритетом образования является духовно-нравственное воспитание детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобщить подрастающее поколение к истокам народного творчества. А для этого нужно, чтобы они знали традиции и обычаи своего народа, историю народной культуры, могли проникнуться чувством понимания ее древности и величия. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ей не подвластно время, она по-прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых. Куклам приписывались различные волшебные свойства. Они могли защищать хозяина от злых духов, принять на себя его болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-обереги хранились бережно в семье и передавались из поколения в поколение. Народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием. После трудового дня люди любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки. Издавна создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева. Ах ты, куколка моя! Ах ты, умница моя! Прародительница, Берегинюшка моя. С лоскутков, сучков И лыка соберу. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», гласит народная мудрость. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже… Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц. Куклы были безликими. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить. Ее никогда не оставляли на улице, не бросали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу. Куклы- обереги были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье Кукла является частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом гл

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Исследовательская работа

«Народные куклы»

Направление: инновации в воспитании (духовно-нравственное, патриотическое, гражданское, экологическое, трудовое, поликультурное воспитание).

Содержание

1.Введение……………………………………………………………3

2.История возникновения народной куклы……………………….5

3.Типы и назначение народных кукол…………………………….6

3.1 Куклы-обереги………………………………………………….6

3.2. Игровые куклы………………………………………………….7

3.3. Обрядовые куклы………………………………………………..7

4.Описание изготовления обрядовой куклы «Масленица»………9

5.Заключение ……………………………………………………….12

6.Литература ………………………………………………………13

1. Введение

В современное время важнейшим приоритетом образования является духовно-нравственное воспитание детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобщить подрастающее поколение к истокам народного творчества. А для этого нужно, чтобы они знали традиции и обычаи своего народа, историю народной культуры, могли проникнуться чувством понимания ее древности и величия. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ей не подвластно время, она по-прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых. Куклам приписывались различные волшебные свойства. Они могли защищать хозяина от злых духов, принять на себя его болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-обереги хранились бережно в семье и передавались из поколения в поколение.  Народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием. После трудового дня люди  любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки.

Издавна  создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.

Ах ты, куколка моя!

Ах ты, умница моя!

Прародительница,

Берегинюшка моя.

С лоскутков, сучков

И лыка соберу.

«Кто в куклы не играл, тот счастья  не видал», гласит народная мудрость. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки, 
ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…
Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Куклы были безликими. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить. Ее никогда не оставляли на улице, не бросали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики

Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу. Куклы- обереги были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье

Кукла является частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность куклы. Она проста, но в этой простоте и таится великая загадка.

Актуальность:

Актуальной темой сегодня является приобщение детейк народной культуре. Детям нужно знать не только историю своего народа, но и его традиции, культуру, ощущать гордость за свою страну, малую родину. Кукла наиболее близка детям. Она проста, но в этой простоте и таиться вся её загадка. В давние времена кукла сопровождала человека от рождения и до конца его жизни. Она помогала в тяжёлые времена, оберегала от злых духов, принимая на себя все болезни. Игра детей в куклы всегда поощрялась взрослыми, ведь с помощью этих игр они познавали себя, учились вести хозяйство. Я работаю воспитателем в дошкольной группе. Все дети моей группы любят играть в куклы и никто из них не знает, что такое народная кукла, её историю появления, какие бывают куклы.И это вдохновило меня на создание проекта «Народная кукла». Рукотворная кукла является частью народной традиции. Изготавливая её, дети узнают историю своего народа. А ведь кукла не всегда была просто игрушкой. Богата наша земля народными обрядами. Кукла является одной из главных персонажем этих обрядов. Её ценили, ставили в красный угол избы. Куклы, как правило, были безликие, чтобы злые силы не могли в неё вселиться. К празднику в семье мастерили новую куклу, вкладывая неё частичку своей души. Куклы не выбрасывали, а хранили в ларчиках.Изготовление с детьми народной куклы, имеет большие воспитательные возможности. Дети приобретают необходимые трудовые навыки, у них развивается эстетический вкус. Народная кукла почти исчезла из повседневного быта. Поэтому я решила провести исследование, когда появилась народная кукла, узнать технологию их изготовления.

Цель:

-изучение истории народной куклы и их связь с народными традициями;

-пробудить интерес к народной кукле.

Задачи:

-воспитывать у детей любовь к народной кукле.

-познакомиться с историей появления кукол в жизни человека; 

-   определить разновидности кукол, их назначение;      

-   узнать какие обрядовые куклы, характерны для нашей местности; 

  -на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

-   создать коллекцию кукол ориентируясь на народный календарь

Гипотеза исследования: в современное время народные куклы не потеряли своей актуальности и всё ещё являются важным атрибутом любого дома, так как люди верят в их чудодейственные силы.

Объект исследования: народные куклы.

Предметом исследования: история возникновения народных кукол, их символическое значение.

Методы исследования:

-опрос детей, родителей;

-обработка литературного материала;

-обработка интернет ресурсов;

Теория новизны работы:

Заключается в исследовании темы, имеющей немаловажное значение в развитии духовно-нравственного воспитания детей.

Практическая новизна работы:

Заключается в будущем её использовании в качестве материала во время кружковой работы.

2.История возникновения народной куклы.

Кукла на Руси появилась более 1000 лет назад. Самые первые куклы делались из золы, которую брали из очагов и смешивали с водой. Потом скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой. И эта традиция была нормой еще до тридцатых годов прошлого века. Ещё одну очень древнюю куклу женщины делали, когда остригали свои волосы и клали их в небольшой мешочек. Таких кукол помещали рядом с больным человеком, и он быстро выздоравливал. Этими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела женщина. Но и мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. Изготовление куклы-оберега считалось по истине таинством. Прежде чем приступить к созданию оберега, женщина чисто мылась, расчесывала волосы, начитывала заговоры и настраивалась на положительный лад. Хранительница домашнего очага делала всю работу в тишине и одиночестве. По своему назначению куклы делятся на три группы: обрядовые, куклы-обереги, игровые.

3.Типы и назначение народных кукол.

Появляясь на свет, первое, что видел в своей люльке новорожденный ребенок, - это куклу-закрутку, которую к его рождению делала мать.  Женщина, когда подходило время родить, уединялась и делала эту куклу, думая о своем будущем ребенке, желая ему светлой и легкой жизни. Бережно скручивая ткань, она как бы вкладывала в эту куклу любовь и ласку к своему ребенку, создавая своими руками тело куклы, руки, голову.

Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

Подрастая, дети тоже начинали сами “вертеть” таких кукол..

Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.

Красивая кукла, с  любовью, сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

«Кто в куклы не играл, тот счастья  не видал», гласит народная мудрость. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, обрядовые, и игровые.

3.1.Куклы обереги

 Куклы обереги были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье. Они являются помощницами, задачей которых является оберегать мир и покой людей от злых духов, а также помогают исполнению самых заветных желаний. Обережные куклы делались для семьи, для дома, для детей, для достатка,для хорошего урожая.

В мордовской деревне тряпичная кукла наиболее распространенная игрушка. По старинным поверьям в каждом доме жил домовой, звали его Кудатя — это сочетание слов «дом» и «мужчина», или «старик». Мастерица выполняла эту куклу в виде старичка с бородой. По её словам, считалось, что если такому домовому как-то не угодить, то он мог и навредить хозяевам. Поэтому хозяева старались его ублажать: ставили блюдце с молоком и клали кусочек хлеба, чтобы не проказничал.

Кукла «Кувадка», которая висела над кроваткой ребёнка, отгоняла злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

 
Кукла «Крупеничка» (Зерновушка)

– это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли, зерном наряжали и бережно хранили в красном углу. Люди верили, что «Крупеничка» принесет в дом достаток и благополучие.

 

Кукла «Пеленашка» древнейшая кукла - оберег. Делали для младенца. Считалось, что она защищает от сглаза. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

3.2. Игровые куклы.

Игровые куклы больше служили для забавы детей. Традиционной игрушкой в деревни, даже в самых бедных семьях, была тряпичная кукла. В некоторых семьях их насчитывалось до сотни штук. Самая распространённая игровая кукла это Стригушка. Она делалась из скошенной травы. Когда мать уходила в поле на сенокос, она брала с собой ребёнка, и чтобы он не отвлекал её, она делала скрутку из травы. А если ребёнок болел, то в куклу вплетали лечебные травы.

Малышок-голышок с ним девочки играли в дочки-матери, нянчили его, баюкали. И, конечно, шили разные одежки. А можно и не шить сложные одежки, а сделать пелёночки и одеяльце - вот кукла- младенец и в обновках!

 Зайчик на пальчик делали детям с 3 лет. Это и друг ребенка, и одновременно их оберег. В старину родители давали игрушку детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребенок не скучал, и ему не было страшно. К зайчику можно было обратится, как другу, поговорить с ним или просто поиграть, а еще ему можно было доверить свои секреты!

Для игры «в свадьбу» девочки-крестьянки делали куклу – Столбушку. Они копировали костюмы персонажей свадьбы, основные действия свадебных обрядов. Игровые куклы делались бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к труду.

3.3.Обрядовые куклы

Богата наша земля обрядами, участниками которых бывают куклы.

Обрядовые куклы считаются символом праздника. Они имели ритуальное назначение. Обрядовые куклы делались с соблюдением особых правил, чтобы потом их утопить, сжечь или закопать в землю.

КуклаКупавка - это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления "Купавки" очень прост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней части креста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканью обтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязывают лямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс, а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принято украшать травой, живыми цветами, зелёными веточками.

С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во всё новое и нарядное. От её имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С её приходом в доме поселится счастье, мир и согласие. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу. 

Кукла  «Масленица

Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в нашем селе. Длится он семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья. Основным символом Масленицы - является плетеная из соломы кукла. Одевают её во все старое, негодное, что являлось символом старого, уходящего времени.С утра устраиваю проводы Масленицы-сжигают ее. Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое. 

Кукла является частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность куклы.

Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите.
И пусть на столе, на стене, на диване
Мы вам улыбнемся, когда захотите.
И, может, теплее кому-нибудь станет.
А если кому-то однажды взгрустнется -
Откройте нам то, что гнетет вашу душу.
И кукла поймет, и щекой к вам прижмется,
И, может быть, круг ваш печальный разрушит.
Но не обижайте, в нас спрятана сказка…
В нас столько тепла и доверия к людям.
И, может быть, кукла – всего только маска
Мечты, о когда-то несбывшемся чуде...

 4. Описание изготовления обядовой куклы «Масленица».

Кукла Масленица – это не только огромное чучело, которое сжигают в конце праздничной недели, провожая зиму. Существует еще маленькая обрядовая кукла Домашняя Масленица, которую принято мастерить собственноручно в период праздничной недели. Домашняя Масленица или «дочка Масленицы», как ее часто называют, на чучело совсем непохожа. Эту маленькую куколку, украшают яркими тканями и цветными лентами и устанавливают в доме на видном месте. Задача у нее простая — радовать домочадцев и сохранять мир в семье. В течение года Домашняя Масленица должна охранять покой в вашем доме. Если в семье случится неприятность, ссора или обида, можно пожаловаться кукле и завязать на ней яркую цветную ленточку. Через год оберег сжигают вместе с большим чучелом. Считается, что когда сгорят все завязанные ленточки, вместе с ними уйдут и все несчастья.

Материалы:

березовая палочка длиной 35-40 см

моток лыка

ветошь или вата для головы

лоскут белой ткани

цветные лоскуты для одежды

красные нитки

Из пучка лыка сформируйте тело, для этого аккуратно примотайте лыко к шее. Все хвосты ткани с головы должны быть полностью прикрыты.

Из пучка лыка сделайте руки, перевязав его по краям как конфету. Можно вставить в этот пучок небольшую палочку для жесткости, но это не обязательно.

Подложите руки в середину пучка лыка и плотно примотайте их, стянув нитками крест-накрест.

Нарядите куклу так, как подскажет ваша фантазия. Из цветных ленточек можно сделать косу. Обязательно нужна пышная юбка. Можно сделать кукле рубашку из разрезанного посередине лоскута. Часто надевают также фартук. Платок у такой куклы завязывается впереди узлом.

5. Заключение

Гипотеза подтвердилась. Древнее искусство создания обрядовых народных кукол живёт до сих пор. Недаром говорят: «только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего». Люди верят в магию кукол и надеются, что такая простая кукла в нашем современном мире принесёт удачу и спокойствие. Народная кукла является воплощением добра и кротости. Это оберег человеческой души. И сегодня среди разнообразия современных кукол народные куклы из ткани являются особым видом с необъятной энергетикой, благотворно влияющие на психику и здоровое развитие ребёнка. Именно поэтому в наши дни они становятся всё более и более популярными. Кукла воплощает в себе важную функцию товарища, друга, с которым ребенок может «уединиться вдвоем», а в старшем возрасте - символа детства, любви, привязанности.

В результате проделанной работы мы познакомились с историей появления народной куклы, её значением и технологией её изготовления. Выяснили, что родители легко могут вместе с детьми смастерить такую игрушку, вложив в неё свою любовь

Во время исследования я получила удовольствие от работы. Было очень интересно разобраться в названиях и назначениях кукол. Я очень рада тому, что научилась делать куклы своими руками.

В следствии данной работы в нашей группе появился уголок «Народная кукла».

6.Литература

1.Волкова Яна, Детские куклы и обереги - Издательство: Хоббитека, 2017 г.

2.Дайн Г. Л., Дайн М. Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007.

3. Агеева И., Агапова О. Куклы из бабушкиного сундука // Народное творчество. 2004г №3 С.42-47

4. Берегова О. Символы славян. М.: «Эксмо», 2007, с. 5-8

5. В.И. Даль. Толковый словарь живого русского языка.

6. Ожегов С.И. СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. – М. ОНИКС «Мир и образование»-2008г

7.Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Санкт - Петербург «Детство – Пресс»-2015г

8. «Я познаю мир» Детская энциклопедия Культура Москва АСТ 1998.

10.Р.Головачёва «Обрядовые куклы. Куклы –обереги»

11.Поисковая система Google по запросу «Обрядовые куклы, куклы-обереги, игровые куклы»

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель: Знакомство с национальным костюмом и вышивкой мордовского народа. Задачи: Образовательные: - расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве; - продолжать знакомить детей с мордовским национальным костюмом, его основными элементами (панар, пулай, панго, каркс, каштаз); - закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовского орнамента («крест», «галочка», «ромб», «ёлочка»); - закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте. Развивающие: - формировать словарный запас, умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента, выделять его характерные особенности; - развивать образное мышление и творческие способности дошкольников; - способствовать развитию любознательности, мышления, инициативы, развитию креативного мышления. Воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ. Методические приемы: игровая ситуация, беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, малоподвижная игра и пальчиковая гимнастика. Предварительная работа: рассматривание альбома «Мордовский национальный костюм», рассматривание мордовских кукол, знакомство детей с мордовскими композиторами, прослушивание народной музыки. Словарная работа: панар (рубаха), панго (головной убор), пулай (набедренное украшение), каркс (пояс), каштаз (венок). Оборудование: мордовский национальный костюм, кукла в национальном эрзянском костюме, аудиозапись мордовской народной музыки, образцы рубашек, картинки, краски, кисточки, непроливайки, подставки для кисточек, салфетки, клеёнки, мяч. ХОД ЗАНЯТИЯ. Учитель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? (ответы детей) У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину. Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в селе Еделево. Значит, это ваша малая родина (Стук в дверь) Учитель:Кто-то стучится? (Заходит мордовочка) Воспитатель:Как тебя зовут? Алдуня:Меня зовут Алдуня. Учитель:Её зовут старинным именем. Учитель:Она хочет с вами познакомиться. (Подходит к каждому ребенку и спрашивает – как его зовут (на эрзянском языке – кода тоньлеметь?) (Дети отвечают,используя эрзянский язык: «моньлемем…»). Учитель: А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья? Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм. Учитель: Молодцы! Учитель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из нескольких предметов. Основной одеждой считается рубах
0 ₽
Учитель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину. Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в селе Еделево. Значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем? Учитель: Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России). Назовите столицу России? (Москва). Учитель: Дети, что мы с вами делали, чтобы больше узнать о своей малой родине? Правильно, мы ходили в наш мини-музей на экскурсии, читали стихи, легенды, сказки, рассматривали фото, картины художника Ф. В. Сычкова, знакомились со скульптурами С. Эрьзи, слушали мордовские, русские песни, рисовали. Дети, а вы хотите побывать у кого-нибудь в гостях? Мы сегодня побываем в гостях у мордовского, русского народа. Россия – самая большая страна в мире, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина. А наше село занимает вот такую небольшую территорию. Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится – село Еделево. Учитель: Дети давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в селе? Дети подходят к выставке кукол в национальных костюмах, рассматривают костюмы,повторяют за воспитателем названия: русский, мордовский. Скажите, а вам интересно было бы познакомиться с традициями и культурой этих народов? Ответы детей. Учитель: Мне тоже очень интересно, поэтому я предлагаю вам поближе познакомиться с одним из народов, который называется - мордва. Чем занимается народ? (Выращивает хлеб, занимается охотой, гончарным делом, делает изделия из бересты). Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме (можно использовать куклу в национальном костюме). Учитель: Дети, к нам пришла гостья. А как тебя зовут? (Алдуня) Это русское имя? Что вы чувствуете, когда произносите это имя? А как вас зовут? (Дети проговаривают свои имена) А какая красивая и необычная у нее одежда. Эта девочка – мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм. Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм. Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей) Алдуня: Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это – панго – праздничный головной убор замужней женщины. Паця – платок. Налобная повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов – для девушки. Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют) А вот это – обязательный атрибут
0 ₽
Исследовательская работа «Народные куклы» Направление: инновации в воспитании (духовно-нравственное, патриотическое, гражданское, экологическое, трудовое, поликультурное воспитание). Содержание 1.Введение……………………………………………………………3 2.История возникновения народной куклы……………………….5 3.Типы и назначение народных кукол…………………………….6 3.1 Куклы-обереги………………………………………………….6 3.2. Игровые куклы………………………………………………….7 3.3. Обрядовые куклы………………………………………………..7 4.Описание изготовления обрядовой куклы «Масленица»………9 5.Заключение ……………………………………………………….12 6.Литература ………………………………………………………13 1. Введение В современное время важнейшим приоритетом образования является духовно-нравственное воспитание детей. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобщить подрастающее поколение к истокам народного творчества. А для этого нужно, чтобы они знали традиции и обычаи своего народа, историю народной культуры, могли проникнуться чувством понимания ее древности и величия. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ей не подвластно время, она по-прежнему находит путь к сердцам детей и взрослых. Куклам приписывались различные волшебные свойства. Они могли защищать хозяина от злых духов, принять на себя его болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-обереги хранились бережно в семье и передавались из поколения в поколение. Народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием. После трудового дня люди любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки. Издавна создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева. Ах ты, куколка моя! Ах ты, умница моя! Прародительница, Берегинюшка моя. С лоскутков, сучков И лыка соберу. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», гласит народная мудрость. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже… Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц. Куклы были безликими. По народным поверьям, кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить. Ее никогда не оставляли на улице, не бросали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу. Куклы- обереги были наделены силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, приносили в дом счастье Кукла является частью культуры всего человечества, она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом гл
0 ₽