Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа с. Еделево
Кузоватовского района Ульяновской области
«Украшение панара мордовским узором»
(конспект)
Автор:
Агеева Елена Анатольевна
Интеграция образовательный областей:
ОО «Речевое развитие»; ОО «Художественно-эстетическое развитие»; ОО «Социально-коммуникативное развитие»; ОО «Познавательное развитие»; ОО «Физическое развитие».
Цель: Знакомство с национальным костюмом и вышивкой мордовского народа.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;
- продолжать знакомить детей с мордовским национальным костюмом, его основными элементами (панар, пулай, панго, каркс, каштаз);
- закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовского орнамента («крест», «галочка», «ромб», «ёлочка»);
- закрепить знание основных цветов, использованных в мордовском орнаменте.
Развивающие:
- формировать словарный запас, умение узнавать и называть элементы мордовского орнамента, выделять его характерные особенности;
- развивать образное мышление и творческие способности дошкольников;
- способствовать развитию любознательности, мышления, инициативы, развитию креативного мышления.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, гордость за свой народ.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, малоподвижная игра и пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Мордовский национальный костюм», рассматривание мордовских кукол, знакомство детей с мордовскими композиторами, прослушивание народной музыки.
Словарная работа: панар (рубаха), панго (головной убор), пулай (набедренное украшение), каркс (пояс), каштаз (венок).
Оборудование: мордовский национальный костюм, кукла в национальном эрзянском костюме, аудиозапись мордовской народной музыки, образцы рубашек, картинки, краски, кисточки, непроливайки, подставки для кисточек, салфетки, клеёнки, мяч.
ХОД НОД
Учитель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? (ответы детей)
У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину. Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек,называют малой родиной.У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в селе Еделево. Значит, это ваша малая родина
(Стук в дверь)
Учитель:Кто-то стучится?
(Заходит мордовочка)
Воспитатель:Как тебя зовут?
Алдуня:Меня зовут Алдуня.
Учитель:Её зовут старинным именем.
Учитель:Она хочет с вами познакомиться.
(Подходит к каждому ребенку и спрашивает – как его зовут (на эрзянском языке – кода тоньлеметь?)
(Дети отвечают,используя эрзянский язык: «моньлемем…»).
Учитель: А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья?
Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм.
Учитель: Молодцы!
Учитель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из нескольких предметов.
Основной одеждой считается рубаха по-мордовски - панар. Главным украшением рубахи была очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.
Что является главным украшением панара?(Вышивка)
А где она располагается? (Ответ: на рукавах, на подоле)
Это пулай – набедренное украшение. Носят пулай чуть ниже талии. Он является обязательным элементом женского костюма. Украшали пулай медными монетами, пуговицами, разноцветным бисером, бусинами, блестками на шею одевали много бус. При ходьбе наличие таких украшений создавало звон. Поэтому говорила мордовочку, сначала слышно потом видно.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, как украшали девушки свою голову? (Ответы детей: лентами, тесемочками…)
До замужества мордовские девочки носили налобные ленты или венок (Прясуре, каштаз). Их украшали как можно наряднее. При замужестве волосы женщины прятали и носили специальный головной убор – панго. Традиционным считается мордовский платок, который завязывали высоко на макушке.Учитель: Давайте проговорим эти слова. Как называется рубаха? (Панар). А как называется пояс который женщины носят на талии? (Пулай). Какой головной убор носят мордва? (Панго). (Дети повторяют новые слова)
В мордовской вышивке выделяют три цвета: Желтый, черный, красный.
-Желтый цвет - цвет тепла и жизни на земле (зарождение).
-Черный цвет- цвет земли, земледелия (хлебороба).
-Красный цвет- цвет любви и жизнелюбия (согласия и мира, созидания)
Учитель: В старые времена на подол рубахи пришивали узорные
полосы, на которых вышивали элементы – знаки. Знаки были разные.
Что они означали? (Знак солнца, знак земли, знак воды, знак засеянного
поля - крестики)
- Посмотрите, какие красивые узорные полосы были на мордовской
народной одежде
Эти знаки являлись оберегами.
Учитель: - А какими элементами мордовочки украшали свои наряды? (Ответы детей: «ромб», «крест», «галочка», «ёлочка»)
Учитель: - Правильно, ребята. Это «ромб», «крест», «треугольники», «галочки».
Вот какие красивые рубахи шили девушки – рукодельницы.
Давайте мы с вами немного отдохнем (Физминутка)
Алдуня:Я хочу посмотреть как вы играете.
(Проводится физминутка «Переводчик». Воспитатель кидает мяч, называя цвет на русском языке. Дети ловят его и дают ответ на эрзянском языке.)
Алдуня: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились!
Учитель: Ой, что-то Алдуня хочет сказать.
Алдунья: У меня есть подруги, которые готовятся к празднику. Им сшили праздничные рубахи, но на них нет вышивки. Ребята давайте украсим их.
Учитель: Ребята, как называется рубаха по мордовски?) (ПАНАР).
Учитель: Ну что, поможем Алдунье?
Дети: Да!
Учитель: А прежде чем приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.
(Проводится пальчиковая гимнастика)
Те атине,
Те бабине,
Те церыне,
Те тейтерне,
Те чеерне,
Каштор, каштор,
Кекшсьчеернесь.
(включается музыка для фона)
Сегодня мы будем украшать одежду для подружек нашеймордовочки, непростую одежду, а праздничную.
Украшать одежду мы будем геометрическим орнаментом.
Учитель: Ребята, перед вами лежат заготовки нашей будущей
рубашки (панар). А так же, лежит цветная бумага двух цветов красная и
черная, её мы и будем использовать в работе.
Чтобы сделать нам орнамент, мы берем бумагу, вырезаем квадраты, затем
их разрезаем по диагонали по намеченным линиям, и получаем
треугольники, вырезаем полоски для орнамента, вырезаем заготовки для
розетки их должно быть 4 штуки.
Составляем узор на наших «панарах», соблюдая композицию мордовского
орнамента и только потом, поэтапно начинаем приклеивать все детали к
рубахе (панар).
Клеем работаем аккуратно, пользуйтесь салфеткой.
Учитель: Ребята, посмотрите какие красивые панары у вас получились.
Алдуня: ребята, спасибо большое, за Вашу помощь. Мои подруги будут очень рады!
Учитель: Спасибо Алдунья, мы рады что помогли вам.
Итог
- Ребята о чем мы с вами говорили на занятии? (Ответы детей: о нашей малой Родине, о мордовской вышивке, о мордовском костюме).
- Что мы с вами делали? (Ответы детей: украшали мордовскую рубаху)
- Понравилось вам занятие? (Ответы детей:Да)
Рефлексия
Учитель: Ребята, а какое у вас настроение после занятия?
(Ответы детей)
Учитель:А трудно было украшать рубахи мордовским орнаментом?
Учитель:Что вам больше всех запомнилось?
Учитель:Вы очень порадовали Алдуню и её подруг!