Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа с. Еделево
Кузоватовского района Ульяновской области
Сценарий праздника с участием родителей
«Наша малая Родина-с. Еделево»
Автор:
Агеева Елена Анатольевна
Задачи:
-расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,
-познакомить с мордовскими и русскими обычаями и традициями, с народным творчеством,
-воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского и русского народа.
-закрепить знания о быте, одежде мордвы, русских.
-воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
-формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
-познакомить с культурой и традициями мордовского, русского народа, вызвать интерес к мордовской, русской национальной кухне.
-способствовать развитию любознательности, мышления,
-развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы. Учить отгадывать загадки, обогащать словарь детей существительными: россияне, мордва, русский; прилагательными: русский, мордовский.
-воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
-знакомить детей с русским, мордовским фольклором.
Материал : Карта России, флаги и гербы России. Народный мордовский, русский костюм, иллюстрации одежды мордвы, русских. Аудиозапись с мордовскими и русскими песнями, куклы (в национальных костюмах –, мордвы, русских). Национальные детские костюмы (мордовские, русские). Женские украшения, д/игра “Назови правильно”. Фрагменты национального быта русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы). Д/игра “Назови одежду”, “Чей головной убор”. Интерьер крестьянского дома (стол, лавки, печь) фонограммы песен о России.
Работа с родителями: подготовка родителями костюмов для детей к участию в занятии, привлечение родителей к сбору атрибутов: национальных костюмов, интерьера крестьянской избы и т. п.
Предварительная работа: чтение русских, мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов (русских, мордвы, рассматривание вышивок, заучивание стихов, частушек, мордовских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в мини-музей д/с. Знакомство с гербом, флагом России, с. Еделево. Разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о своей малой Родине. Слушание народной мордовской, русской музыки.
Учитель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину. Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в селе Еделево. Значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?
Учитель: Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России). Назовите столицу России? (Москва).
Учитель: Дети, что мы с вами делали, чтобы больше узнать о своей малой родине?
Правильно, мы ходили в наш мини-музей на экскурсии, читали стихи, легенды, сказки, рассматривали фото, картины художника Ф. В. Сычкова, знакомились со скульптурами С. Эрьзи, слушали мордовские, русские песни, рисовали.
Дети, а вы хотите побывать у кого-нибудь в гостях? Мы сегодня побываем в гостях у мордовского, русского народа.
Россия – самая большая страна в мире, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина.
А наше село занимает вот такую небольшую территорию.
Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится – село Еделево.
Учитель: Дети давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в селе?
Дети подходят к выставке кукол в национальных костюмах, рассматривают костюмы,повторяют за воспитателем названия: русский, мордовский. Скажите, а вам интересно было бы познакомиться с традициями и культурой этих народов? Ответы детей.
Учитель: Мне тоже очень интересно, поэтому я предлагаю вам поближе познакомиться с одним из народов, который называется - мордва. Чем занимается народ? (Выращивает хлеб, занимается охотой, гончарным делом, делает изделия из бересты).
Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме (можно использовать куклу в национальном костюме).
Учитель: Дети, к нам пришла гостья.
А как тебя зовут? (Алдуня)
Это русское имя? Что вы чувствуете, когда произносите это имя? А как вас зовут? (Дети проговаривают свои имена)
А какая красивая и необычная у нее одежда. Эта девочка – мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм.
Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.
Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)
Алдуня:
Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это – панго – праздничный головной убор замужней женщины. Паця – платок. Налобная повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов – для девушки.
Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют)
А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс) Панар – это белая женская рубаха.
Д/игра “Назови одежду”.
Учитель: Алдуня, мы пришли в гости, чтобы узнать о мордовских обычаях, культуре, фольклоре. Пожалуйста, расскажи нам все, что ты знаете о своем народе.
Алдуня: С удовольствием расскажу. Я хочу пригласить вас в гости. Сегодня мы побываем с вами в мордовской семье.
Рассказ об истории и культуре мордовского народа:
«Вы уже знаете,что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи. Мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает фотографии людей в национальной одежде) .Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай».
Учитель: Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Дети играют в мордовскую игру «Два круга» под народную песню.
Ребята, кроме таких замечательных песен, игр, наш народ придумывал замечательные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, ни минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых –наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду.
Учитель:
Ребята, очень красивые места в нашем селе, а мы все с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя… Россия.
Для каждого из вас дорог тот край, где вы родились. (Спросить 2-3-х детей, где родились). Для нашей гостьи это наше село Еделево, для меня –с. Никольское, а для всех нас и для Алдуни – это большая Родина – Россия. Антон прочитает нам стихотворение.
Антон:
Родина моя, бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал,
Все места для нас святые,
Где бы ты в России не бывал.
Учитель: Какие пословицы вы знаете о Родине и России?
Дети вместе с родителямипроизносят пословицы:
Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.
Жить – Родине служить.
Лучше нет родного края.
Краше Родины нет ничего.
Алдуня: А какие пословицы есть у мордовского народа о Родине? (Дети отвечают).
На родной стороне и ворона родная
Без ветвей не дерево – без детей не семья.
В родном краю, как в раю.
На родной стороне и камушек знаком.
Алдуня приглашает детей на выставку:
Ребята, мордовский народ очень трудолюбив и гостеприимен, есть у нас и свое народное творчество. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин, туесков (дети рассматривают).
Алдуня:
Очень богат наш край, наш народ любит свою Родину и заботится о лесах, реках, бережет достояние республики.
У нашего народа много традиций и обычаев. А какие у вас в группе есть традиции?
Ответы детей:
Справляем именины детей.
День рождения Земли.
Проводы зимы, масленица, колядки.
Алдуня:
Мы тоже любим праздники. У нас есть праздник «Мастораваньморот» название которого в переводе на русский означает «Песни матери земли».Он проходит у нас каждое лето. Для проведения праздника построен этнический комплекс «мордовская деревня».
А на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем.
На память о нашей встрече я дарю вам эту книгу – “Былины мордовского народа” и хочу угостить вас национальными лепешками «сюкоро».
Звучит мордовская песня.
Учитель: Как хорошо, что наши мамы знают и берегут традиции своего народа, правда, ребята? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».А сейчас Полина прочтёт нам стихотворение.
Полина:Мама и Родина очень похожи.
Мама красивая, Родина тоже.
Вы присмотритесь, у мамы глаза
Цвета такого же, как небеса.
Мамины волосы, словно пшеница,
Та, что на наших полях колоситься.
Много у Родины общего с мамой,
Самой красивой, ласковой самой!
Учитель: Как много мы узнали. О чем? О ком?
Много людей разных национальностей живет у нас в нашем селе. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, русские. Все они вместе дружат, вместе играют.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, -
Все напоминает нам о самом важном –
Только здесь родимая земля!
Учитель: Как хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята? Ребята, у меня есть небольшой ларец. Он необычный.
Волшебный ларец:
Позвони в бубенец,
И попали во дворец.
Открывается палата,
Посмотрите, чем она богата?
Нет ли там чудовищ?
Много ли сокровищ? (Да)
-Сейчас мы это узнаем!
Учитель открывает ларец, и дети рассматривают украшения мордовских и русских женщин.
-Дети, что это? (Это украшения) Кто их носил? (Женщины) Женщины какой национальности?
-Это – пончо – праздничный головной убор мордовских женщин. А из чего он сделан?
-А это что? (Нагрудное украшение) Из чего? (Из бисера)
-А это что? (Пулай – пояс) Из чего сделан? Для чего монеты, колокольчики?
-Кто носил кокошник? И т. д.
Учитель: Ой, музыка слышится. Да, я ее узнаю, это русская народная песня. Дети, посмотрите на ребят, и найди среди них девочку и мальчика в русских национальных костюмах. Вижу, вижу, вот они. Выходите, ребята.
Ученик: Я гостей ждала, да блинов напекла. Проходите и рассаживайтесь на скамейки, которые смастерил мой хозяин Матвей.
Русь деревянная, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Учитель: А вы знаете, почему Русь деревянной называют?
-Потому что дома рубили из дерева, посуда была деревянная (воспитатель все показывает).
Учитель: Я вам ребята сейчас загадаю загадки, а вы должны отгадки найти здесь, в избе.
В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (Топор)
Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)
Что за урод, нога и рот,
Ничего не вижу, ртом таскаю
Жижу, сама не глотаю, а выливаю. (Ложка)
Учитель: Молодцы! А еще на гуляньях русский народ всегда частушки поет. Вы знаете частушки?Дети выходят и поют:
Я пойду, разойдусь,
о зеленой, по траве,
Заиграли гармонисты,
Все волнуется во мне.
Эй, девчушки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна плясать пойду,
Нас идут четыре.
Мы в Еделево родились,
И мы в Еделево живем,
Мы – девчоночки-мордовки,
И нигде не пропадем!
Учитель: Давайте поиграем с вами в игру “Русский хоровод”.
Учитель: Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла,
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не найду едоков.
Хозяйку потешьте –
Блинов моих поешьте.
Не красна изба углами –
Красна пирогами.
Учитель:
Ребята, мы побывали сегодня в разных местах. Люди везде добрые да приветливые.Недаром говорят: “Где дружат – там живут, и не тужат!”
А вы пословицы о дружбе знаете? (Ответы детей)
Ребятки наши гости приглашают, нас на чаепитие за стол, за угощение.
Девочки подают угощение. Называют блюда на своем языке с переводом.