Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Как формировать УУД учащихся

Как формировать УУД учащихся

В данной статье обосновывается необходимость формирования УУД учащихся. Именно эти "надпредметные" или общеобразовательные навыки помогают учащимся самостоятельно организовать своё обучение, чтобы не просто получить определённый объём знаний, а уметь ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Как формировать УУД учащихся

Основной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Причины, которые заставляют уделять особое внимание формированию УУД, следующие

1. Происходит постепенное «вымывание» дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает ведущего места в жизни дошкольников, что ведёт к несформированности психологической готовности к школьному обучению.

2. Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребёнка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.

3. Резко возросла информированность детей. Если раньше основным источником получения информации о мире, обществе, природе была школа, то сегодня СМИ, Интернет и улица становятся фактором формирования картины мира у ребёнка, причём не всегда положительной и достоверной.

4. Современные дети мало читают, особенно художественную и классическую литературу. Чтение вытеснили телевидение, Интернет, телефоны и т.д. Отсюда и трудности обучения в школе, связанные с анализом текстов различных жанров, с логическим и образным мышлением, памятью, воображением, бедностью словарного запаса детей.

5. Из-за огромной занятости детей гаджетами, нынешним школьникам характерна ограниченность общения со сверстниками, что затрудняет усвоение моральных норм и нравственных принципов.

6. Категория одарённых и способных детей резко снижается, и напротив, увеличивается число школьников, не умеющих работать самостоятельно, интеллектуально пассивных, детей, с трудностями в обучении и просто проблемных детей.

Таким образом, очевидно, что начальное образование нуждается в новых подходах. На первое место образовательного процесса выходит воспитательная функция. Главным результатом образования должно быть духовно-нравственное развитие личности ребёнка. Также ФГОС – это совокупность требований семьи, школы, общества и государства, он нацелен на обеспечение конкурентоспособности отечественного образования. Третье принципиальное отличие ФГОС НОО – ориентация на результат образования. Главная ценность обучения по ФГОС – деятельность, а не совокупность знаний. Теперь в начальной школе учитель должен не только научить читать, писать и считать. Главными результатами становятся образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера – так называемые УУД, без которых теперь невозможно успешное обучение. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель должен понимать «Как учить?» или, точнее, «Как учить, чтобы у детей возникли собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Формирование УУД осуществляется в контексте разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определённые возможности для формирования тех или иных УУД.
Что же такое Универсальные Учебные Действия? В широком смысле этот термин означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле - это совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Основными функциями являются УУД

•Обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

•Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному обучению; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальность учебных действий заключается в том, что они носят общеучебный (надпредметный, метапредметный) характер, обеспечивают целостность развития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе любой деятельности учащихся, в том числе и внеурочной.

Процесс формирования УУД – достаточно длительный и трудоемкий, который преследует учащихся в течении всей их учебной деятельности, но закладывается преимущественно в начальной школе. Государство заинтересованно в своих гражданах – всесторонне развитых, нравственных, способных не только использовать усвоенные знания и навыки, но и активно добывать их путем самостоятельного поиска наиболее эффективных средств для достижения их цели.
Наблюдая за адаптацией первоклассников и выработкой у них первоначальных учебных действий, мы пришли к выводу, что процесс формирования УУД носит как природный, так и целенаправленный характер. Учитель прилагает усилия, придумывает разнообразные виды деятельности, а самое главное использует игровые методы, ведь именно через игру в первом классе можно сделать процесс обучения интересным и познавательным.

Личностные УУД:

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания,  зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений.

Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла»   и многие другие.

Игра «Какой я буду кошкой»
Цель
: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости. В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ   личности.  Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение?

Регулятивные УУД:

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г.Булановской), диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки.

Игры:  «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие.  

Упражнение «Поймай мышку» Цель: развитие устойчивости внимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки - исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка.  Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски. 

Игра «Фото на память» Цель: развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято». 

Упражнение «Звуковая гимнастика»  Цель: развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» - помогает повысить настроение.


Познавательные УУД:

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Найди отличия», «на что похоже?»,  «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание,  «цепочки»,  хитроумные решения,  составление схем-опор,  работа с разного вида таблицами,  составление и распознавание диаграмм,  работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.

Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др.

Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает  - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище»,  «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Zipp-Zapp»,«Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

Игра «Отгадай задуманное». Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов. Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет».  Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям . 

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данная разработка состоит из двух тестов для экологического кружка "Друзья природы" (начальные классы). Первый проверочный тест - проводится в конце первого полугодия, второй, итоговый, в конце учебного года. Тест включает больший объём знаний, чем программа окружающего мира. В разработке есть ключи для обоих тестов.
0 ₽
Рецензия написана на авторскую программу дополнительного образования экологической направленности "Друзья природы" для младших школьников. . Программа расчитана на три года. В рецензии отмечается интеграция различных учебных предметов в дополнение к основной программе окружающего мира. Новизна заключается в том, что она охватывает и материал из международного экологического календаря и краеведческий. Статья будет полезна тем, кто пишет рецензии на экологические авторские программы
0 ₽
В данной статье обосновывается необходимость формирования УУД учащихся. Именно эти "надпредметные" или общеобразовательные навыки помогают учащимся самостоятельно организовать своё обучение, чтобы не просто получить определённый объём знаний, а уметь ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
0 ₽