Рецензия на авторскую программу «Друзья природы»
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных предметов» НМР РТ
Симачковой Любови Михайловны
Авторская программа «Друзья природы» ориентирована на три года обучения для младших школьников. Она разработана на основе требований Федерального образовательного стандарта. Программа «Друзья природы» реализуется 10 лет учителем высшей категории Симачковой Любовью Михайловной в рамках дополнительного образования учащихся начальной школы. Её основной целью является формирование экологической культуры учащихся. Человечество признает экологическое образование приоритетным направлением.
Актуальность программы обусловлена тем, что экологическое воспитание учащихся – это веление времени. Для того, чтобы человечеству выжить и обеспечить его существование в будущем, реальность толкает нас к познанию законов природы. Современный мир стоит у решающей черты, за которой либо гибель природы и цивилизации, либо выбор пути предотвращения экологической катастрофы. Международное экологическое движение педагогов признает экологическое образование приоритетным направлением. Данная программа помогает ребёнку по–новому взглянуть на окружающий мир, развивает его умение сочувствовать, замечать прекрасное вокруг. Знание закономерностей развития природы позволяет детям по-новому строить взаимоотношения с окружающим миром.
В пояснительной записке даётся теоретико-методическое обоснование выбора содержания и методов практической реализации программы, её целей и задач. В программе оптимально сочетаются принципы научной обоснованности и практического применения знаний, в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста. Все обучение построено на принципах систематичности и последовательности. Содержание программы предполагает постепенное усложнение учебного материала на каждом этапе обучения. Концентрическая структура программы позволяет обучающимся получать новые знания на основе уже имеющихся, углубляя и расширяя их. А ко второму году больше использовать самостоятельную работу в виде проектов, а позже и исследовательских работ. Этим видам работ уделено особое внимание, так как проектно-исследовательская деятельность способствует развитию критического мышления, информационной культуры, творческих и коммуникативных способностей, умения ставить цели и находить пути их реализации.Программа предусматривает разнообразные по форме методы отслеживания качества усвоения содержания программы и отслеживанием формирования основных ключевых компетенций и УУД
Особенностью данной программы «Друзья природы» является интегрирование с такими предметами, как литературное чтение, изобразительное искусство, музыка. Это позволяет разнообразить и обогатить методы и приёмы преподавания, повысить интерес к изучению окружающего мира, формировать эстетическое восприятие природы, развивать творческие задатки и стремление к самостоятельности. Новизна программы, во-первых, заключается в том, что в ней использован материал не только по изучению окружающего мира, но и материал из международного экологического календаря, (различные Всемирные экологические дни по охране природы и животных). Второй важной стороной программы является широкое использование краеведческого материала. Особое внимание уделено изучению природы нашей Республики Татарстан (памятников природного и культурного наследия, заповедников и национальных парков, заказников, полезных ископаемых, объектов из Красной книги республики). Достоинством данной программы является привлечение учащихся к природоохранной деятельности через экскурсии, субботники, практические работы и акции, так же в агитации населения через экологические листовки к сохранению природы и другие практические формы. Причём вся работа строится с учётом психологических особенностей младшего школьника.
Все вышеприведённые факты позволяют педагогу успешно реализовать главную цель программы: формирование экологической культуры младшего школьника. Это значит преодолеть утилитарно-потребительское отношение к природе, формировать естественно-научную функциональную грамотность, углубить знания об окружающем, о том, что всё в нём взаимосвязано, привить учащимся экологически-грамотные привычки, познакомить с заповедниками, национальными парками и другими экологическими понятиями, развивать творческие способности учащихся.
Программа содержит все необходимые структурные части, носит целостный характер, выделены все структурные части, согласованы цели, задачи, общие требования к знаниям, умениям, навыкам, критерии оценки знаний, список литературы. Пояснительная записка составлена методически грамотно. Язык и стиль изложения четкий и логичный.
Авторская программа дополнительного образования «Друзья природы», разработанная педагогом Симачковой Л.М., рекомендуется для практического использования в педагогической деятельности системы дополнительного образования.