Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Родничок», г. Юхнов Юхновского района Калужской области
Воспитатель: Васильева Елена Анатольевна.
Календарно - тематическое планирование в средней группе Тема недели: «Космос» (08.04.24 – 12.04.24 г.)
ЦЕЛЬ: совершенствовать уже имеющиеся представления о космосе, космонавтах; развивать мышление, память, интерес к познанию окружающего мира; воспитывать бережное отношение к планете Земля. Развитие познавательной активности и интереса к познанию окружающего мира.
День недели | Режимный момент | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | |||||
Групповая, подгрупповая работа | Индивидуальная работа | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
08 апреля - понедельник | Утро | ПР РР ФР СКР ХЭР | Приём и осмотр детей в группе. «Утро – радостных встреч». Цель: создать в группе благоприятную обстановку. Конструктивная деятельность из природного материала«Космический корабль». Цель: учить детей строить из крупного и мелкого строительного материала, работать в определенной последовательности, учить украшать постройку элементами природного материала, разного цвета, обыгрывать постройку. Д/И«Опиши предмет». Цель: совершенствовать умения сравнивать предметы, находить отличительные особенности, сравнивать предметы друг с другом. Словесная игра«Угадай созвездие». Цель: учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным; познакомить с символикой некоторых созвездий. Утренняя гимнастика. Утренний круг. | Инд. раб.: Нина П.. Стефани С., Варя Н. Упражнять в прыжках с повышенной опоры на полусогнутые ноги. | Ситуативная беседа:«О космосе». Цель: сформировать у детей понятия: «космос», «космическое тело», развивать кругозор, воображение, любознательность. воспитывать уважение к труду космонавтов. | П/И «Совушка». Цель: развивать умение детей соблюдать правила игры, точно выполнять игроки действия. СР/И «Полет на Луну». Цель: развивать умение самостоятельно развивать сюжет в игре на основе полученных знаний. Самостоятельная игровая деятельность детей «Игры с мозаикой». Цель: развивать у детей строить изображения разных предметов по образу, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук. | Рекомендовать родителям привлекать детей к элементарной трудовойдеятельности в условиях семьи | |||
Занятие | ХЭР | Музыка (План у музыкального руководителя). |
ПР | Ознакомление с природой Тема: «Космические приключения». Цель: формирование знаний детей о космосе. Задачи: образовательные: формировать представления детей об окружающем мире, начальное представление о Солнечной системе; развивающие: развивать познавательную активность, игровые навыки; воспитательные: воспитывать любовь к своей планете, гордость за достижения своего народа. Литература: [https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2023/12/26/kosmicheskie-priklyucheniya] | |||||||
Прогулка | ПР РР ФР СКР ХЭР | Картотека прогулок – апрель. Прогулка №20 Наблюдение за погодой. Цель: совершенствовать знания о сезонных изменениях в природе. | ||||||
Работа перед сном | Культурно – гигиенические процедуры. Чтение рассказа А. Митяева «Первый полет». Цель: дать знания детям о первом полете в космос. Воспитывать гордость за свою Родину. Прослушивание релаксационной музыки. | |||||||
Вечер | ПР РР ФР СКР ХЭР | Постепенный подъем. Гимнастика пробуждения. Хождение по массажной дорожке. (Картотека. Апрель комплекс № 8) КМД«Домик для животных». Цель: учить осмысленному конструированию домика короткой грани (стена) и на узкой длинной грани (окна), учить использовать призму для построения крышу. ЧХЛрусская народная сказка «Гуси-лебеди». Цель:учить детей видеть в произведении опасную ситуацию, правильно вести себя при встрече с незнакомыми людьми. Д/И«Найди пару». Цель: формировать у детей умение классифицировать предметы по заданному основанию, правильно употреблять обобщающие слова. Активизировать словарь, развивать логическое мышление. Работа в уголке музыкального воспитания :знакомство с русской народной попевкой «Сорока». Цель: развивать музыкальный слух, певческий голос. Вечерний круг | Инд. раб.: Упражнение «Какой? Какая? Какое?»: - Катя Б., - Богдан М. | Ситуативная беседа: «Ю.А. Гагарин –первый космонавт» Цель: рассказать детям о первом человеке, полетевшим в космос. | Строительные игры с напольным конструктором: «Строим ракету» Цель: развивать умение детей преобразовывать постройки, придумывать сюжет игры на их основе, играть бесконфликтно, сообща. ХБТ«Каждой вещи – свое место». Цель:формировать навыки самостоятельности при наведении порядка в игровых уголках, умение договариваться между собой о распределении действий. Самостоятельная игровая деятельность детей: поощрять умение детей самостоятельно организовать досуг. | |||
Прогулка | Наблюдение за погодой. Цель: учить детей видеть изменение весенней погоды в течение дня, характеризовать их, используя речевые конструкции «Было», «Стало», понятия «Пасмурно», «Ясно». Развивать наблюдательность, связную речь детей. П/И«Ловишки». Цель: развивать бег. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
09 апреля - вторник | Утро | ПР РР ФР СКР ХЭР | Приём и осмотр детей в группе. Беседа «О важности труда всех людей работающих в детском саду». Цель: углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них. Д/И «Какой? Какая? Какое?» Цель: образование качественных прилагательных, закрепление словаря по лексической теме. Трудовая деятельность «Подготовка раздаточного материала к занятиям». Цель: формировать умение в правильной последовательности раскладывать раздаточный материал. Пальчиковая игра «Мы космонавты». Цель: упражнять в умении выполнять движения в соответствии с текстом. Утренняя гимнастика. Утренний круг. | Инд. раб.: Варя Н., Катя Б., Оксана Е. Д/И «Этот загадочный космос». Цель:закрепить знания о планетах солнечной системы. | Ситуативная беседа: «Космос». Цель: формировать знания дошкольников о космосе и его освоении. | П/И «Космонавты». Цель: продолжать развивать умение двигаться, не задевая сверстников. СР/И«Путешествие в космос». Цель: совершенствовать умение самостоятельно задумывать сюжет игры, распределять роли. СТ/И«Космодром». Цель: развивать строительный навык, фантазию, воображение. Самостоятельная игровая деятельность детей. Цель: развивать умение детей самостоятельно организовать досуг, помогать сверстникам. | Оповестить родителей о фотосессии детей. | |||
Занятие | ФР | Физическая культура Задачи.Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки, ходьбе и беге врассыпную; метании мешочков в горизонтальную цель; закреплять умение занимать правильное исходное положение в прыжках в длину с места. Литература:[№7 с 82 №16] | ||||||||
ХЭР | Лепка Тема: «Космос» Цель: закреплять представления детей о космосе, путем изготовления космических объектов, используя нетрадиционные техники лепки – рисование пластилином; Задачи: продолжать учить передавать в работах несложные образы (космические корабли – планетолеты) и явления действительности путем использования в работе нетрадиционных техник лепки: рисование пластилиновыми комочками; исование пластилиновыми жгутиками; Литература:[ https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-lepke-v-srednei-grupe-na-temu-kosmos.html] | |||||||||
Прогулка | ПР РР ФР СКР ХЭР | Картотека прогулок – апрель Прогулка №21 Наблюдение за ивой. Цели: познакомить с характерными особенностями ивы; научить отличать иву от других деревьев и кустарников. | ||||||||
Работа перед сном | Беседа с детьми о здоровом питании. Чтение русской народной сказки «Гуси лебеди». Прослушивание релаксационной музыки. | |||||||||
Вечер | ПР РР ФР СКР ХЭР | Постепенный подъем. Гимнастика пробуждения. Хождение по массажной дорожке. (Картотека. Апрель комплекс № 8) ЧХЛ«Звездолет Брунька» В. Медведев. Цель: расширять представления о космосе, формировать способности сопереживать герою. Вечерний круг. П/И «Ракеты». Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя. Д/И «Собери картинку» Цель: продолжать формировать умения детей собирать целое из нескольких частей. СР/И «Полет в космос». Цель: продолжать формировать умения детей придумывать сюжет игры, подбирать атрибуты к игре, распределять роли. СТ/И «Самолёты, вертолёты, ракеты, космические станции». Цель: расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, научно- исследовательский, грузовой и пр.), продолжать умение строить по схемам. | Инд. раб. с Максимом И., Богданом М., Эмилем К. Цель: формировать умение детей срезать углы у прямоугольника. | Ситуативная беседа: «Космическое путешествие» Цель: расширять элементарные представления детей о космосе, уточнить понятия «Космос», «космический корабль», первый космонавт, планета Земля. Активизировать словарь на основе углубления знаний детей о космосе. | ХБТ«Уборка игрушек». Цель: продолжать формировать умение детей убирать игрушки на свои места. Прослушивание аудиозаписей по желанию детей. Цель: формировать умение детей внимательно слушать аудиозаписи. Предложить детям раскраски по теме недели. Цель: продолжать формировать умение детей раскрашивать аккуратно, не заходя за линии. Занятия по интересам в центрах развития. Цель: продолжать формировать умение детей выбирать себе игры по интересам. |
Прогулка | Наблюдение «Солнечный денек». Цель: способствовать развитию наблюдательность, воспитывать интерес к природе, стремление заботится о ней и беречь. П/И «Догони пару». Цель: формировать умение детей правильно выполнять игровые действия в качестве игрока и водящего, развивать быстроту и ловкость. Самостоятельная игровая деятельность детей . |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
10 апреля - среда | Утро | ПР РР ФР СКР ХЭР | Приём и осмотр детей в группе. Беседа: «Аккуратно мою руки». Цель: продолжать воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. СР/И «Космос». Цель: формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёра. Развивать умения подбирать предметы и атрибуты для игры. Д/И «Звезды и созвездия». Цель: упражнять в счете в пределах пяти, закрепить знания детей о геометрических фигурах, последовательности суток. Закрепить ориентировку на листе бумаги, составлять фигуры и цифры из счетных палочек. Конструктивная деятельность из бумаги: «Планеты солнечной системы». Цель: продолжать формировать умение детей срезать углы у квадрата, в правильном порядке распределять на листе бумаги, аккуратно приклеивать. Утренняя гимнастика. Утренний круг. | Инд. раб.: с Полиной Н., Оксаной Е., Сашей А. Цель: продолжать формировать умение детейрисовать пластилиновыми комочками и пластилиновыми жгутиками; | Ситуативная беседа: «Солнце и луна». Цель: обогатить знания детей о солнце, как источник тепла и Луна, как спутник земли. | Трудовая деятельность в книжном уголке: ремонт книг. Цель: продолжать формировать умение детей выбирать книги для ремонта. Предложить детям для рассматривания альбом «Небесные светила», книжки, открытки о космосе. П/И «Звезды и Луна». Цель: продолжать формировать умение детей ориентироваться в пространстве, меняя направление. Занятия по интересам в центрах развития. Цель: продолжать формировать умение детей выбирать себе игры по интересам. | Рекомендации для родителей по чтению по теме недели. | |||
Занятие | ФР | Физическая культура Задачи. Продолжать упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки, ходьбе и беге врассыпную; метании мешочков в горизонтальную цель; закреплять умение занимать правильное исходное положение в прыжках в длину с места. Литература:[№7 с 83 №17] | ||||||||
РР | Развитие речи Тема: «Звуковая культура речи: звуки л, ль». Цель:упражнять детей в чётком произнесении звука Л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками Л, ЛЬ. Литература:[№6 с 63 №2] |
Прогулка | ПР РР ФР СКР ХЭР | Картотека прогулок – апрель. Прогулка№ 22 Наблюдение за солнцем Цель: формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется. | ||||||
Работа перед сном | «Сервировка стола». Цель: закрепление у детей умения оказывать посильную помощь в уборке. Чтение художественной литературы Н. Носов «Незнайка на Луне. Прослушивание релаксационной музыки. | |||||||
Вечер | ПР РР ФР СКР ХЭР | Постепенный подъем. Гимнастика пробуждения. Хождение по массажной дорожке. (Картотека. Апрель комплекс № 8) ЧХЛ рассказ А. Митяева «Первый полет». Цель: дать знания детям о первом полете в космос. Воспитывать гордость за свою Родину. Вечерний круг. Конструктивная деятельность из природного материала«Ракета». Цель: формировать творческое и познавательное развитие детей. Продолжать развивать умение выполнять постройку из бросового материала. Д/И«Живая и неживая природа». Цель: систематизировать знания детей о живой и неживой природе. Экспериментальная деятельность«Каждому камешку свой домик». Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. Занятия по интересам в центрах развития. | Инд. раб. Ульяна В., Варя Н., Саша А.Упражнять в беге в определенном направлении. | Ситуативная беседа: «Я здоровье берегу космонавтом быть хочу!» Цель: воспитывать ценностное отношение к своему здоровье | П/И«Догони самолет». Цель: продолжать развивать умение быстро бегать по сигналу водящего. Театрализованная игра «Колобок». Цель: развивать умение следить за развитием событий и участвовать в театрализованной игре. Слушание музыкальных произведений. «Космическая симфония» Цель: развитие слухового восприятия, интереса к классической музыке. Самостоятельная деятельность детей. Цель: развивать умения находить себе занятие по интересам, играть вместе с другими детьми, избегая конфликтных ситуаций. | |||
Прогулка | Наблюдение за небом. Цель: закреплять умение видеть красоту весенней природы; расширять словарный запас. П/И «Найди свое место». Цель: формировать, быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
11 апреля - четверг | Утро | ПР РР ФР СКР ХЭР | Приём и осмотр детей в группе. Беседа«Безопасная улица». Словесная игра «Ассоциации» на тему Космоса.Цель: формировать представления о планете, начальных представлений о строении солнечной системы Д/И«Волшебные цвета». Цель: развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Трудовая деятельность «Дежурство на занятии». Цель: формировать трудолюбие, умение заботиться о других. Утренняя гимнастика. Утренний круг. | Инд. раб.: Оксана Е., Нина П.. Полина П. Д/И «Катина кукла». Цель: формировать умение моделировать музыкальный образ с помощью цвета, линии и формы; развивать способность к сопереживанию, | Ситуативная беседа: «Что мы знаем о космосе?» Цель: систематизировать знания детей по данной теме. | П/И«Попади в круг». Цель: совершенствовать умение действовать с предметами; развивать умение попадать в цель; развивать глазомер, ловкость. СТ/И«Космический корабль». Цель: развивать конструкторские способности, самостоятельность, подбирать нужный материал. СР/И«Пришельцы из космоса». Цель: развивать умение распределять роли в игре, обыгрывать сюжет. Самостоятельная деятельность детей. Цель: развивать умения находить себе занятие по интересам. | Консультация родителей по их запросам. |
Занятие | ПР | ФЭМП Программное содержание. Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от качественных признаков предмета (размер, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. Обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, ещё меньше. Самый маленький, больше. Литература:[№3 с 51 №4] | ||||||
ХЭР | Музыка (План у музыкального руководителя). | |||||||
Прогулка | ПР РР ФР СКР ХЭР | Картотека целевых прогулок – апрель. Тема: «Весенняя мозаика» (экскурсия на луг) Задачи.Учить детей устанавливать простейшую связь между внешним видом растений и условиями их существования (свет, тепло, влага нужна для роста и развития). Учить называть и различать первые весенние цветы (одуванчик. Мать-и-мачеха). Выделять и описывать их характерные признаки (стебель, листья, цветок), понимать их роль в природе (насекомые собирают с них нектар). Воспитывать осознанное , бережное отношение к цветам (многих растений осталось в природе мало, их надо огранять, дети могут помочь выжить растениям – не собирать их, расказыватьвсем об их пользе или о том, что этих растений скоро вообще не будет в природе. | ||||||
Работа перед сном | Беседа с детьми о пользе дневного сна. Чтение Н. Носова «Незнайка и его друзья». Прослушивание релаксационной музыки. | |||||||
Вечер | ПР РР ФР СКР ХЭР | Постепенный подъем. Гимнастика пробуждения. Хождение по массажной дорожке. (Картотека. Апрель комплекс № 8) Кружковая деятельность детей: «Пластилинография: «Одуванчик». Цель: совершенствовать основные приемы лепки: раскатывание прямыми движениями, круговыми движениями, сплющивание, прижимание, размазывание; продолжать учить детей пользоваться стекой. Вечерний круг. ЧХЛЗаучивание стихотворения Л. Дунина«Мать – и мачеха». Цель: продолжать формировать умение детей рассказывать стихотворение громко и чётко. Д/И «Похожий – не похожий звук». Цель: способствовать развитию умения сравнивать звуки; находить в них признаки различия, сходства. СР/И «Покорители космоса». Цель: способствовать развитию интереса к с/р играм, к развитию познавательной деятельности и любознательности; закрепить умение вести диалогическую речь в игре. СТ/И «Роботы». Цель: упражнять в создании схем и чертежей, развивать воображение, внимание, сообразительность | Инд. раб. с Варей Н., Ульяной В., Оксаной Е. Цель: упражнять в умении сравнивать предметы по величине (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности. | Ситуативная беседа: «Покорение космоса – расширять представления о космосе, космическом пространстве, о ближайшей звезде – Солнце, о планетах Солнечной системы, о спутнике Земли – Луне; воспитывать уважение к труду и опасной профессии – космоса. | ХБТ «Каждой игре свое место». Цель: воспитывать желание оказывать посильную помощь своим сверстникам в уборке игровых зон. Прослушивание музыкальных произведений «Край, в котором ты живёшь» муз. Г. Гладкова и др. Цель: способствовать развитию внимания, заинтересованности в прослушивании музыки. П/И«Ловишки». Цель: продолжать формировать умение детей в игре быть быстрыми и точно выполнять движения. Занятия по интересам в центрах развития. Цель: способствовать развитию самостоятельности, умению детей приглашать в игру других детей. |
Прогулка | Наблюдение за ветром Цель:продолжать формировать понятие детей о ветре, его свойствах, определять направление ветра. П/И «Перемена места». Цель: способствовать развитию у детей умения перебегать с одной стороны площадки на другую шеренгу, не наталкиваясь друг на друга. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
12 апреля - пятница | Утро | ПР РР ФР СКР ХЭР | Приём и осмотр детей в группе. Беседа:«Мои добрые поступки». Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки культурного общения со сверстниками. Д/И «Шерстяные клубочки». Цель: способствовать развитию психических процессов, умению делить на группы клубочки. СР/И «Полёт на луну». Цель: способствовать развитию умения брать на себя роль и выполнять соответствующие действия. СТ/И «Арктическая исследовательская станция» Цель: воспитывать навыки коллективной работы по схемам, когда каждый выполняет свою часть общей работы; закреплять навыки работы с различными видами конструкторов. Пальчиковая игра: «Транспорт». Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Утренняя гимнастика. Утренний круг. | Инд. раб.: с Полиной Н., Богданом М., Сашей А. Цель:обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, ещё меньше. Самый маленький, больше. | Ситуативная беседа: «Ракеты и космонавты». Цель: продолжать знакомить с летательными аппаратами и одеждой для космонавтов. | Трудовая деятельность в уголке природы: уход за комнатными растениями. Цель: продолжать формировать соответствующие навыки ухода за комнатными растениями. П/И«Замри!». Цель: упражнять в понимании схематическое изображение позы человека. Предложить раскраски по теме недели. Цель: продолжать формировать умение детей правильно держать карандаш, в одном направлении делать штрихи. Занятия по интересам в центрах развития. Цель: способствовать развитию самостоятельности, умению детей приглашать в игру других детей. | Посоветовать родителям съездить в Калугу с детьми в планетарий. | |||
Занятие | ХЭР | Рисование Тема: «Путешествие в космос». Цель:уточнить знания детей о понятии «космос», «космический корабль», о планете Земля, празднике «День космонавтики». Литература:[конспект нод по рисованию в средней группе... nsportal.ru›detskiy-sad/risovanie/2022/04/05/…] | ||||||||
ФР | Физическая культура на воздухе Задача. Повторить ходьбу и бег по кругу; упражнять в прыжках и подрезании: упражнять в умении сохранять устойчивое равновесие при ходьбе и беге по ограниченной площади опоры. Литература:[№7 с 84 №18] |
Прогулка | ПР РР ФР СКР ХЭР | Картотека прогулок – апрель. Прогулка № 23 Наблюдение за строительной техникой Цели: закреплять и расширять знания о роли техники на разных этапах строительства, о профессии строителя; воспитывать чувство уважения к труду взрослых. | ||||||
Работа перед сном | Продолжать формировать умение детей сервировать стол к обеду. Чтение рассказа Н.Носова «Незнайка на Луне». Прослушивание релаксационной музыки. | |||||||
Вечер | ПР РР ФР СКР ХЭР | Постепенный подъем. Гимнастика пробуждения. Хождение по массажной дорожке. (Картотека. Апрель комплекс № 8) Конструктивная деятельность из бумаги«Ракета».Цель: дать детям представление о космических кораблях. ЧХЛрассказ «О чём рассказал телескоп». П. Клушанцев. Цель: знакомить детей с литературой о космосе. Вечерний круг. Музыкально-театрализованное представление(по мотивам сказки «Теремок», при участии героев Знайки и Незнайки). Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Д/И«Правильно расставь планеты». Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет. Экспериментальная деятельность«Окрашивание воды». Цель: помочь выявить свойства воды Занятия по интересам в центрах развития. | Инд. раб.: Нина П., Ксюша К., Стеша С. Приучать слушать музыкальное произведение в исполнение взрослого на металлофоне. | Ситуативная беседа: «День космонавтики». Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах. | П/И «Мышеловка». Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу. Слушание музыкальных произведенийЦель: развивать умение различать жалобную или весёлую интонацию в музыке. Самостоятельная деятельность детей. Цель: развивать умения находить себе занятие по интересам, играть вместе с другими детьми, избегая конфликтных ситуаций. | |||
Прогулка | Наблюдение за трудом дворника. Цели: формировать готовность прийти на помощь, способность оценить результаты труда; воспитывать уважение к людям труда; - развивать речь, повышать словарный запас (название и предназначение рабочего инвентаря дворника). П/И «Веселый воробей». Цель: формировать умение соблюдать правила игры; воспитывать самостоятельность. |