«Классическая музыка одно из средств духовно-нравственного воспитания»
(консультация для педагогов и родителей детского сада)
«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности» (В.А. Сухомлинский).
Становление музыкальной культуры личности, а через неё - художественной, эстетической и общей духовной культуры должно начинаться в раннем детстве, когда у ребёнка ещё не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать. Маленький ребенок открыт, доверчив, восприимчив. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, ребёнок накапливает тот опыт, от которого во многом зависит его последующее музыкальное и общее развитие.
Большое значение имеет музыкальное развитие ребёнка в семье. Слушание записей детских музыкальных сказок, фрагментов классической музыки, обучение детей игре на музыкальных инструментах, самостоятельное музицирование - всё это обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребёнку. Если взрослые заинтересованно слушают произведения вместе с ним и выссказывают своё отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для малыша: он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке, и увлечение только «лёгкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребёнка, обедняет его кругозор.
В ещё не столь отдалённые времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. В быту ребёнок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, было широко распространено коллективное домашнее музицирование. Детей обучали игре на музыкальных инструментах.
Большое влияние на формирование начал музыкальной культуры оказывала религия. С детства ребёнок слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления от музыки углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.
В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, а может быть, и благодаря этому, ребёнок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.
К сожалению, популярная ныне массовая музыкальная культура преподносит детям и взрослым сомнительные образцы легкой музыки, а истинно ценная, самобытная русская музыка и классика преданы забвению. Думается, что музыкально-эстетическое воспитание детей должно быть построено на музыке добра и гармонии, на лучших образцах русской, классической, церковной музыки, на наших прекрасных песнях, созданных отечественными композиторами, способных возвышать сердца и души детей и взрослых.
Классическая музыка предоставляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо, в общении с ней ребёнок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Активность эмоциональной сферы личности дошкольника является условием его успешного музыкально - творческого развития. Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Феномен музыкального искусства заключается не только в способности обогащать эмоциональные переживания человека, но и в возможности вызывать эмоциональные реакции и оценки, отношения, лежащие в основе интересов, потребностей, предпочтений личности. Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентаций человека, составляющих базис личностной культуры. Если передача знаний требует главным образом обращения к интеллекту личности, то выработка ценностных ориентаций связана, прежде всего, с воздействием на эмоции и чувства человека, которые, в свою очередь, способствуют превращению ценностных установок в его убеждения.
Видный отечественный ученый, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высокое искусство, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным руководителем психического развития детей, выполняет «множество жизненно важных задач... и призвана решать ...самую главную - воспитать в детях чувство внутренней причастности к духовной культуре человечества, воспитать жизненную позицию ребят в мире музыки. ... В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи».
Классическая музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение - это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребёнка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом.
Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребёнка даёт возможность достичь гармонии личности. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок - сама эмоция, и поэтому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить.
Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер.
Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок_музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, слышат и наши дети. Её шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, «попадают» в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.
Родители и педагоги должны сделать всё возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую - настоящую - музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются прежде всего на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого по словам И. Гёте, «расходятся пути по всем направлениям».
Годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии.
К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей музыкальности, то есть системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.
Необходимым условием работы с детьми является тесное сотрудничество с родителями, которых мы знакомим, советуем - какую музыку слушать дома. Если родители предпочитают слушать эстрадную музыку, то им предлагаются замечательные классические произведения в эстрадной обработке: «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова, «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковского, «Космическая рапсодия» Г.Берлиоза и другие.
На музыкальных занятиях дети слушают разную музыку: и весёлую, озорную, и грустную, печальную. Дети сопереживают своим музыкальным персонажам. Например: дети старшей группы, прослушав грустную музыку, решили, что такая музыка нужна людям: она заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. А разве может вызвать такие чувства и переживания тяжелая рок-музыка, которая тревожит и ранит нежную маленькую душу. Или, когда дети импровизируют под «Вальс цветов» Д. Шостаковича, исполняя «Танец цветов», или под музыку «Клоуны» Д. Кабалевского, изображая весёлых и смешных клоунов.
Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков - М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других, позволяет постепенно приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.
Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников являются произведения современных композиторов-классиков - Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов - М. Красева, В. Витлина, Ю. Слонова, Т. Попатенко и др. Интонационно-образный строй современной музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает художественный вкус.
Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать у ребёнка любовь к музыке, умение воспринимать её, развить способность чувствовать и понимать её содержание, развить фантазию и воображение. Решение этой задачи открывает большие возможности, как для музыкального руководителя, так и для всего педагогического коллектива дошкольного учреждения.
Роль воспитателя в приобщении детей к мировой музыкальной культуре
Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке:
1…Активно участвует в процессе обучения детей. Например, в младших группах воспитатель поёт вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поёт чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений тем самым активизируя малышей.
В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое-либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.
2…Воспитатель стимулирует творчество детей: подсказывает тему, распределяет роли, намечает в общих чертах развитие сюжета.
3…Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
4…Участвует в отборе музыкального материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.
В детском саду дети недостаточно слушают произведения классической музыки. Музыка звучит в основном на занятиях и используется сравнительно простой репертуар. Но ведь классическая музыка - это не элитарное искусство. Известный японский педагог Suzuki полагает, что слушание настоящей музыки с первых дней жизни ребёнка, несомненно, благотворно влияет на его дальнейшее развитие. Экспериментально доказано, что ребёнок раннего дошкольного возраста одинаково воспринимает и классическую, и развлекательную музыку. Поэтому важно воспитывать ребёнка с раннего возраста на высокохудожественном репертуаре. В связи с этим О.П. Радынова в своей концепции подчеркивает значимость «накопления уже в раннем и младшем дошкольном возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности». Отмечая важность применения гибких методов и форм работы с детьми, создания условий для творческих проявлений ребёнка, автор подчёркивает необходимость формирования основ музыкальной культуры у детей с раннего возраста на основе прочувствованного и осмысленного восприятия музыки.
Важно подчеркнуть, что ребёнку необходима помощь воспитателя дошкольного образовательного учреждения для постижения музыкального языка и, в конечном итоге, музыкальной культуры.
Музыкальные произведения, систематизированные в программе «Музыкальные шедевры», являются доступными для ребёнка дошкольного возраста, благодаря «соответствию эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка». «Творческое слышание» музыки помогает ребёнку творчески проявлять себя в разных видах и формах музыкальной деятельности. Поэтому система, основанная на принципах: тематическом, концентрическом, контрастного сопоставления репертуара, адаптивности, синкретизма, способствует формированию эмоционально-оценочного отношения к музыке и нахождению личностного смысла в ней. Тематический принцип является основным в программе, так как раскрывает детям особенности музыки и поддерживает интерес к ней.Программу «Музыкальные шедевры» составляют шесть тем, повторяющихся при изучении новых произведений в каждой возрастной группе. Повторяемость тем позволяет выявить принцип цикличности или концентричности. Дети учатся применять усвоенные музыкальные знания в творческой деятельности, а также получают новые знания. Принцип контрастного сопоставления репертуара способствует развитию музыкального мышления, воображения, проявлениям творчества при познании, осмыслении и оценки музыки. Применяя принцип адаптивности, педагог варьирует подбор репертуара, методы и формы обучения детей. Взаимовлияние различных видов искусств обеспечивает принцип синкретизма. «Творческое слышание» музыки способствует проявлению эмоционально-оценочного отношения к музыке и творческой активности детей.
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Музыка развивает ребёнка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке иного отношения к музыке и творческой активности детей.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Чувство ритма формируется, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену её характера, как бы «пропустить её через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только для музыкальной деятельности, но и для общего развития ребёнка.
В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.