Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ольговская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
Классный час
в 6 классе
на тему
«Треугольники судьбы. Фронтовые письма»
Выполнил классный руководитель
6 класса
МКОУ «Ольговская средняя
общеобразовательная школа»
Локатькова Е.М.
2022 г
Тема :«Треугольники судьбы. Фронтовые письма»
Цели классного часа:
1.Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России и ее граждан в судьбе мира;
2.Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества;
3.Воспитание уважения к подвигам героев;
4.Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту своей страны.
Задачи:
1. Образовательные:
- углубить и расширить имеющиеся знания школьников по истории России и родного края;
- совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке публичных выступлений.
2. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся гордость за свой народ, чувство благодарности и уважения к героическому прошлому нашей Родины;
- пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;
3. Развивающие:
- реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся;
- развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли.
Форма и методы: устный журнал с применением презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, письма солдат, видеоролики «Жди меня», «Письма с фронта».
Ход классного часа
Организационный этап.
Постановка проблемы.
Просмотр видеоролика « СтихотворениеК.Симонова «Жди меня»
УчительРебята, как вы думаете, почему именно с этого стихотворения мы начинаем наш классный час? На что оно похоже?
Определение темы и задач классного часа.
Верно. Попробуйте сами определить тему нашего классного часа.
Сегодня мы с вами будем говорить о письмах, солдатских письмах.
Познавательная часть
С началом войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей. Началась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой "треугольник". Народ прозвал его солдатским. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците.
Да, в самом деле, конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно.
Просмотр видеоролика « Письма с фронта» («Письмо матери»
Учитель. Ребята, ка вы думаете,что же было написано в этих письмах?
Вот перед наши лежат такие же «треугольники», что писали в годы войны. В них – выдержки из писем. Давайте же прочитаем некоторые из них.
Чтение писем
Ученик
«Здравствуйте, милые Зиночка и Галочка! Шлю вам свой горячий привет. Зинуля, сейчас одна задача - скорейший разгром Гитлера, чтобы мы могли снова встретиться. Я надеюсь, что после разгрома врага наша встреча состоится. Я надеюсь, что ты с честью выдержишь это жизненное испытание. Помни всегда, что я в боях думаю о вас, что я, не жалея жизни, борюсь за вашу спокойную жизнь, за вашу свободу и независимость. И если .придется умереть, то и тогда не забывай меня, знай, что жизнь моя - цена вашей жизни. Я думаю, что все это ты прекрасно понимаешь.
Горячий привет всем знающим меня и всем нашим. Поцелуй Галочку. Крепко тебя целую много раз. Твой Анатолий».
Ученик «Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское — воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».
Учитель Письма на фронт! Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца.
«Сынок, будь осторожнее!..»,
«Береги себя, любимый!..»,
«Дорогой папа! Я очень по тебе скучаю. Когда ты вернешься домой?», «Любимый, жду!..»,
«Сынок, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись...».
Наверное, каждый фронтовик получал письма с подобными словами. Он знал, что дома его ждут и любят. В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких, писал о вере в победу, писал о любви...
Учитель У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
Ученик
Шла война..
Но запахло в воздухе весной.
Мать на фронт письмо писала сыну:
" Здравствуй, мой Алёшенька родной!
Ты здоров, любимый мой сыночек?
За Отчизну проливаешь кровь...
Как хочу я в эти пару строчек
Уложить огромную любовь!
Я, любимый, по тебе скучаю.
Плачу...
Но прости. Не в этом суть.
Ты живой. Я точно это знаю.
Ведь не может сердце обмануть.
Стать бы мне красивой белой птицей,
Чтобы от разлуки не страдать,
Над Землёю грешной покружиться,
И тебя, мой милый, увидать!
Почему вестей не получаю?
Обещал писать ты, уходя.
Почтальона у ворот встречаю,
Только нету писем от тебя...
Бьёшь фашистов. Понимаю, милый...
Знаю, что о доме ты грустишь...
Но поверь, найду ещё я силы,
Чтоб тебя дождаться, мой малыш.
Помнишь Валю? Жили по соседству?
Так тебя, сказала, будет ждать.
Зайца твоего храню из детства...
Помнишь, как любил ты с ним играть?..."
Мать писала своему ребёнку.
Вся в слезах. Две ночи напролёт.
И не знала то, что похоронку
Почтальон сегодня принесёт...
Учитель. Перед вами лежат белые листы. Как вы думаете. Для чего они?
А сегодня и мы с вами попробуем научиться складывать солдатские треугольники.
Посмотрите, как же сделать такие треугольники.
5.Мастер-класс по изготовлению солдатского треугольника
6.Итог классного часа
У вас получились треугольники. Сейчас я предлагаю подписать эти письма.
Кому они будут адресованы?
Напишите, кому же вы будете писать своё письмо. Не забудьте указать от кого оно. И пометьте небольшое пожелание или слова благодарности.
Вам будет дано домашнее задание: написать письмо Неизвестному солдату от всей семьи.
Учитель: задаёт домашнее задание, благодарит за работу.