Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Комплекс готовых занятий с психологом « Всестороннее развитие учащихся 3-4 классов »

Комплекс готовых занятий с психологом « Всестороннее развитие учащихся 3-4 классов »

Данный комплекс занятий разработан для педагогов – психологов с целью дополнительного развития когнитивной сферы учащихся для того, чтобы облегчить и без того сложный психофизиологический процесс перехода из младшей в среднюю школу. Готовые занятия включают в себя 5 блоков: 1) Память; 2) Внимание; 3) Мышление; 4) Воображение; 5) Речь. Каждый блок состоит из 5 занятий, включающих в себя упражнения для развития той или иной когнитивной сферы, а так же упражнения для переключения деятельности (кинезиология, релаксация, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки).

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Комплекс готовых занятий

с психологом

« Всестороннее развитие учащихся 3-4 классов »

Автор: педагог – психолог

МБОУ «СОШ №10» г. Обнинска

Монастырская Д.А.

Обнинск, 2024 г.

Оглавление

Пояснительная записка1

1 блок занятий « Развитие памяти»5

1 блок занятий « Развитие внимания»10

2. блок занятий « Развитие мышления»15

4 блок « Развитие речи»22

5 блок « Развитие воображения»29



Пояснительная записка

Когнитивные способности человека – способности личности, составляющие основу для продуктивной жизни человека. По мнению В.Н. Дружинина, В.А. Масленникова, Н.А. Сырниковой, уровень развития когнитивных способностей оказывает влияние на дальнейшие достижения и успех человека в жизни.

Поиск информации и познание окружающего мира происходит благодаря когнитивным способностям человека. Когнитивные способности – это способности приобретения, хранения, и прорабатывания информации.

Основой психолого-педагогической деятельности является целенаправленное развитие

когнитивных способностей у детей, таких как память, мышление, воображение, внимание, речь.

Помимо изменений в социальной сфере (увеличение количества школьных предметов, смена коллектива, появление новых учителей – предметников), в жизни подростка меняется физиологическая и психологическая составляющие (гормональный фон, физиологические изменения, когнитивная и мотивационная сферы).

Проблемы перехода из младшей школы в среднюю:

- снижение успеваемости;

- нарушение поведения;

- эмоциональная нестабильность;

- повышенная утомляемость

По мнению Князевой Т.Н., дезадаптивные проявления могут сочетаться с переходом в пубертатный период.

Уровень развитие когнитивной сферы напрямую связан с самооценкой подростка и в целом его успешности в учебной деятельности. От уровня самооценки зависит развитие качеств личности. Например, если у подростка адекватная самооценка, то развивается уверенность в себе, самокритичность, настойчивость. Такой ребёнок активен в учёбе и общественно жизни. Если самооценка низкая или высокая, то ребёнок может проявлять агрессию, ему присуща чрезмерная тревожность, эгоцентризм, что влечет за собой проблемы во всех сферах жизни подростка.

Данный комплекс занятий разработан для педагогов – психологов с целью дополнительного развития когнитивной сферы учащихся для того, чтобы облегчить и без того сложный психофизиологический процесс перехода из младшей в среднюю школу. Готовые занятия включают в себя 5 блоков: 1) Память; 2) Внимание; 3) Мышление; 4) Воображение; 5) Речь. Каждый блок состоит из 5 занятий, включающих в себя упражнения для развития той или иной когнитивной сферы, а так же упражнения для переключения деятельности (кинезиология, релаксация, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки).

Память позволяет сохранять и воспроизводить информацию, что является необходимым навыком для успешного обучения. Если у ребенка плохо развита рабочая память, он не сможет использовать полученную информацию, ему будет крайне трудно учиться.

Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Оно может оказывать влияние на формирование или реализацию других познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия). П. Я. Гальперин отмечает, что внимание не является самостоятельным процессом, а работает как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на каком-либо объекте (Гальперин П. Я. 1998).Внимание играет важную роль в процессе обучения. Именно благодаря ему, дети могут усваивать нужную информацию, отсеивая второстепенную. Младшие школьники еще недостаточно владеют навыком концентрации внимания на определенном объекте длительное время, что может повлиять на успешность в обучении и соответственно требует дополнительного развития.

Одним из ведущих процессов является мышление. Оно есть процесс не только обобщенного, но и опосредованного познания, т. е. в процессе мышления используются дополнительные, опосредующие его орудия.
В младшем школьном возрасте мышление является доминирующей функцией, от которой зависит развитие остальных психических функций. В первые 4 года обучения в школе у ребёнка происходит значительный прогресс в мыслительной деятельности. Осуществляется переход от наглядно-действенного и элементарного образного до словесно-логического мышления. В процессе обучения у младших школьников формируются научные понятия, а вместе с ними развивается теоретическое мышление, которое позволяет школьнику успешно справляться с программой обучения.

Воображение – это умственная способность создавать образы и представления в нашем сознании. Все мыслительные процессы, которые происходят в этих образах, называются воображением. Воображение является формой мышления, которая позволяет нам визуализировать и представлять информацию, искать решения и ориентироваться в сложных ситуациях, даже без необходимости физического вмешательства. Этот процесс играет важную роль, особенно когда нельзя или трудно выполнить необходимые практические действия, или когда они нецелесообразны. Воображение это творческий процесс, основывающийся на жизненном опыте. Развитие воображения – процесс управляемый, соответственно его можно развивать, что будет благотворно сказываться на процессе обучения.

Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе

использования средств языка. Речь выполняет функции общения и сообщения,

эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Приветствие играет большую роль для проведения психологических занятий в группе.

Используется в начале занятия для установления контакта между участниками занятия, чаще всего проводится в игровой форме, что позволяет обучающимся раскрепоститься, настроиться на работу в группе.

Кинезиология -  наука о движении человека, научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях. Использование кинезиологических упражнений способствует не только развитию умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что помогает развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. Кинезиологические упражнения проводятся в любые режимные моменты в качестве динамических пауз. Время проведения 3-5 минут. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительнее изменения. При включении кинезиолгических упражнений в коррекционно – развивающий процесс наблюдается множество положительных сдвигов. У ребят пропадает страх отвечать перед группой детей, становятся спокойнее, увереннее в себе. У некоторых детей появляется готовность и желание выполнять дополнительные задания. Речь из бессвязной и односложной превращается в осознанный рассказ.

Дыхательная гимнастика — один из методов естественного оздоровления организма. Наряду с другими физическими упражнениями, она играет большую роль в развитии детей. Упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка, формирует навык управления собой, улучшает работу головного мозга и нервной системы.

Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

Гимнастика для глаз – упражнения для снятия напряжения глазных мышц.

Данные упражнения способствуют снятию утомления с глаз после монотонной работы, укреплению глазных мышц, восстановления кровотока, насыщению кислородом тканей глазного яблока, стимулированию функций слезных каналов.

Рефлексия — это умение человека фиксировать и анализировать собственные мысли и эмоции, поведение и самочувствие, характер, склонности и личностные черты, ценности, желания и внутренние побуждения. И корректировать свое поведение в соответствии со сделанными в ходе самоанализа выводами. Рефлексия это обратная связь после проведения коррекционно развивающих занятий, позволяющая усовершенствовать последующие встречи с психологом.

1 блок занятий « Развитие памяти»

1 занятие

Положительный эмоциональный настрой на занятие

Здравствуйте ребята, сегодня нас с вами ждет интересное занятие, для начала мы поиграем в игру « какой я», в которой есть правила:1 каждый, кто получает в руки игрушку, немного рассказывает о себе (имя, увлечения, интересы), после чего, игрушку передаем следующему участнику.

1 задание « А что там было?» (развитие зрительной памяти)

  1. 10 карточек с различными предметами вывешиваются на доску (с помощью магнитов), ребятам необходимо в течение 30 секунд запомнить изображенные предметы, после чего, карточки снимаются и ребята записывают то, что запомнили.

  2. Те же 10 карточек, но уже в другой последовательности, снова предлагаются ученикам, но уже изображения снимаются с доски через 20 секунд.

Озвучиваем результаты по количеству записанных изображений.

Ребята, вы все молодцы!

2 задание « Ты..» (развитие памяти, внимания, коммуникативных навыков)

Работа в парах. Сначала один ученик из пары изучает детали внешности соседа 40 секунд, затем отворачивается и описывает те особенности лица, шеи, ушей, цвет глаз другого участника пары, затем ребята меняются ролями.

3 задание – кинезиология (лезгинка, лайк - дизлайк, колечко)

4 задание «Близнец» (развитие памяти, восприятия, мелкой моторики)

Психолог схематично рисует на доске любую картинку (человечка, дом, цветочек, солнце, облака, собаку, птицу, машину, мяч, забор (всего 10 элементов)) или вывешивает уже готовую иллюстрацию. Ребятам дается 1 минута, чтобы запомнить элементы картинки, после чего картинка стирается (закрывается) и каждый самостоятельно воспроизводит то, что запомнил на чистом листе.

Через 5-7 минут обсуждение результатов.

Рефлексия:

- Какое задание понравилось больше всего, почему?

- Что было самым сложным?

- Какое упражнение хотелось бы повторить?

2 занятие

Приветствие (создание дружелюбной атмосферы).

Добрый день, ребята, сегодня мы с вами продолжаем тренировать память, но начнем мы с замечательного упражнения «Я рад тебя видеть, потому что…». Каждый участник по очереди, поворачивается к ближайшему участнику и заканчивает фразу «Я рад тебя видеть, потому что..», например, ты хороший или весёлый.

1 задание « Какого цвета?» ( развитие памяти, восприятия, ассоциативного мышления)

Психолог медленно зачитывает пары слов, логическая связь в которых отсутствует:

- Велосипед – коричневый;

- Телефон – желтый;

- Ананас – красный;

- Лошадь – оранжевый;

- Ковёр – синий;

- Окно – черный;

- Картина – зелёный;

- Дом – снрый;

- Груша – голубой;

- Малина – фиолетовый;

После чего, психолог называет цвет, а ученикам предлагается записать второе слово из пары.

Озвучиваем результаты.

2 задание « Запомни линии» (развитие памяти, мышления)

Ребятам предлагается раздаточный материал, на одной стороне нарисованы различные линии, в течение 40 секунд они запоминают рисунки, после, переворачивают листы и на обратной стороне воспроизводят то, что запомнили.

Shape4Shape3Shape2Shape1

Shape5

Shape9Shape8Shape7Shape6

Обсуждаем результаты.

3 задание – кинезиология (Ладошки с цветом)

4 задание « Маршрут» (тренировка памяти, внимания)

Представьте себе путь в школу. Во время «прогулки» обратите внимание на детали и рассматривайте отдельные объекты. Нарисуйте свой путь в школу, используя как можно больше деталей.

Обсуждаем результаты.

Рефлексия:

- Что запомнилось больше всего, что понравилось, что оказалось сложным?

3 занятие

Приветствие (создание дружелюбной атмосферы).

Добрый день, ребята, сегодня мы начнём наше занятие с особенного приветствия – «комплимент», по цепочке, каждый из вас постарается заметить и озвучить положительные стороны друг друга. Например, ты замечательный человек, у тебя красивые зелёные глаза и т.д.

1 задание «Кроссворд» (развитие памяти, расширение кругозора), индивидуальный раздаточный материал.

2 задание « Вспомни всё» (тренировка визуальной памяти)

Психолог медленно поочередно поднимает карточки с предметами (больше 10), называя каждый, показывает ребятам по одной. После, ученикам предлагается записать все предметы, что запомнили.

Обсуждение результатов.

3 задание – кинезиология (цепочка, коза-заяц, кулак-ребро-ладонь)

4 задание «Моя комната» (тренировка памяти, внимания, восприятия)

Ребятам предлагается нарисовать свою комнату, вспоминая как можно больше деталей.

Обсудить несколько работ, можно оформить выставку «Мой любимый уголок»

Рефлексия:

  1. Понравилось ли вам занятие?

  2. Что понравилось больше всего?

  3. Что нового узнали?

4 занятие

Приветствие (создание дружелюбной атмосферы)

Здравствуйте, ребята, сегодня мы начнём занятие с упражнения « Настроение», по очереди каждый из вас расскажет о своем настроении (хорошее, грустное и почему…)

1 задание « Кто, чем занят?» (тренировка памяти, внимания)

Психолог зачитывает вслух словосочетания:

- Собака прыгает;

- Мальчик бегает;

- Жук ползёт;

- Листья шелестят;

- Облака плывут;

- Кошка лежит;

- Арбуз зреет;

- Дождь идёт;

- Репа растёт;

- Стул стоит.

Далее психолог называет первые слова из пары, а задача ребят записать самостоятельно у себя на листочке через запятую вторые слова из пар.

Обсуждение результатов.

2 задание « Что там нарисовано?»

Психолог вывешивает на доску (выводит на экран) сюжетную картинку. Ребята изучают её в течение минуты, после, картинка закрывается. Ребятам необходимо вспомнить и озвучить детали картинки как можно подробнее.

Обсуждение результатов.

3 задание – дыхательные упражнения: лесенка, снеговик (переключение внимания, снятие напряжение, общее укрепление организма).

4 задание « Тренировочная версия таблицы Шульте» (развитие памяти, внимания, восприятия)

Психолог называет числа сначала в порядке возрастания, задача ребят – успевать находить эти чиста у себя на листе и обводить красным карандашом. Далее, психолог называет числа в хаотичном порядке, задача ребят – находить эти числа и обводить зелёным карандашом.

Рефлексия:

- Понравилось ли занятие?

Что было самым сложным?

5 занятие

Приветствие (создание дружелюбной атмосферы)

Добрый день, ребята, сегодня мы начнём занятие с упражнения « Комплимент», по очереди каждый из вас сделает комплимент друг другу по цепочке (ты замечательный, интересный, весёлый и т.д.)

  1. задание «Поход в магазин» (развитие памяти, ассоциативного мышления)

Ребятам предлагается выбрать 2 любых продукта. Первый озвучивает 2 продукта, второй повторяет продукты предыдущего и два своих, третий соответственно повторяет продукты двух предыдущих и называет два своих и т.д..Сложнее придётся последнему участнику группы, которому необходимо назвать все озвученные продукты и два своих. При быстром и лёгком выполнении задания, можно увеличить количество слов.

2 задание « Что изменилось?» (развитие памяти, восприятия, внимания)

На доске вывешены в ряд 10 карточек с различными предметами, ребятам дается 20 секунд, чтобы запомнить последовательность. После чего, ребята отворачиваются, психолог меняет местами карточки, ребятам необходимо понять, какие карточки поменялись местами.

3 задание - дыхательные упражнения («Дыхание по квадрату»: вдыхаем, считая до четырёх, задерживаем дыхание на четыре счёта, выдыхаем, считая до четырёх, задерживаем дыхание на четыре счёта).

4 задание « Запомни цифры» (развитие памяти, слухового восприятия)

Психолог называет вслух, медленно 10 цифр, ребятам необходимо их запомнить и записать у себя на листочке.

Обсуждение результатов.

Рефлексия:

- Понравилось ли вам занятие?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какое упражнения оказалось самым сложным и почему?

  1. блок занятий « Развитие внимания»

6 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие)

Здравствуйте ребята, сегодня нас с вами ждет занимательное занятие, для начала мы выполним упражнение в парах под названием « Чем мы похожи?». Сначала один участник из пары говорит, что есть общего у него с партнером, потом участники меняются ролями, например, мы любим играть в футбол, сладости и т.д.

  1. задание « Назови цвет» (развитие внимания, восприятия)

  1. задание « Найди предмет» (развитие внимания, восприятия)

3 задание – кинезиология (мир – ок, ривование двумя руками одновременно )

4 задание «Шифр» (развитие внимания)

Рефлексия:

- Какое задание понравилось больше всего, почему?

- Что было самым сложным?

- Какое упражнение хотелось бы повторить?

7 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие)

Здравствуйте ребята, сегодня нас с вами ждет интересное занятие, для начала мы выполним упражнение «Снежный ком». Первый участник называет чувство, который преобладает в настоящий момент (радость, интерес, удивление и т.д.), второй участник называет чувство первого и своё и так до последнего участника, которому сложнее всего, т.к. ему необходимо вспомнить чувства всех участников занятия.

  1. задание «Корректурная проба» (тренировка концентрации внимания)

2 задание «Повтори» (развитие внимания, памяти)

Психолог зачитывает четверостишье стихотворения. Первый раз зачитывает медленно, второй – быстрее, третий – ещё быстрее. Ребятам предлагается воспроизвести данный отрывок письменно на бумаге.

  1. задание «Кинезиология» (работа в парах)

«Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу; пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигать пальцем, который называют. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук».

4 задание « Лабиринт»

Помоги кролику найти потерянную морковку.

Рефлексия:

Что понравилось больше всего? Какие эмоции после занятия?

8 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие)

Здравствуйте ребята, сегодня нас с вами ждет увлекательное занятие. Сейчас мы выполним упражнение «Хорошее и плохое». Каждый участник анализирует свой день и делится с другими одним положительным и одним отрицательным событием, произошедшими за текущий день.

  1. задание « Найди ошибки»

2 задание « Не говори черное, белое, холодное, горячее» (развитие внимания, мышления)

Во время игры детям запрещается произносить определенные слова. От ведущего требуется придумывать самые разные задания, чтобы усыпить внимание игроков и заставить их сделать ошибку. Например: « Какого цвета снег?»

3 задание «Пила» (улучшение функции рецепторов, проводящих путей, укрепление  рефлекторных связей  коры головного мозга с мышцами и сосудами, повышение регулирующей роли ЦНС)

 Кисть и предплечье левой руки на столе. Ребром ладони правой руки сымитировать «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони. Проделать тоже для другой руки.

4 задание « Найди все ягоды» (развитие внимания, восприятия)

Рефлексия:

Что было самым сложным? Общее впечатление о занятии?

9 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие)

Здравствуйте ребята, сегодня нас с вами ждет очередное занятие. Сейчас мы выполним упражнение «Я люблю себя за…». Каждый участник анализирует своё отношение к себе и делится с другими тем, за что себя любит.

  1. задание « Графический диктант» (развитие внимания)

  1. задание «Что пропало?» (развитие внимания, памяти)

Психолог медленно зачитывает 10 слов, несвязанных между собой по смыслу. Второй раз слова зачитываются не все, убираются 2 – 3 слова, ребятам необходимо определить какие слова пропали.

3 задание « Физминутка» (смена деятельности)

«Мы пройдёмся по дорожке» 
Чтобы отдохнули ножки, 
Мы пройдёмся по дорожке. 
Но дорожка не простая— 
Нас от парт не отпускает. 
(Ходьба на месте.) 
Голову тяну к плечу, 
Шею я размять хочу. 
В стороны разок-другой 
Покачаю головой. 

(Вращение головой вправо и влево.) 

Пальцы ставим мы к плечам, 
Руки будем мы вращать. 
Круг вперёд, 
другой – вперёд, 
А потом наоборот. 
(Руки к плечам, вращение вперёд и назад.) 
Хорошо чуть-чуть размяться. 
Снова сядем заниматься. 
(Дети садятся за парты.) 

4 задание « Найди слова» (развитие внимания, восприятия)

Рефлексия:

Что понравилось больше всего? Какие эмоции после занятия?

10 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие)

Здравствуйте ребята, сегодня нас с вами ждет очередное занятие. Сейчас мы выполним упражнение «Взаимосвязь». Психолог показывает любой предмет, задачей ребят по очереди назвать любое слово – ассоциацию с данным предметом.

  1. задание « Найди отличия» (развитие внимания, восприятия)

Picture 9

2 задание « Шифр» (развитие внимания)

3 задание « Гимнастика для глаз»

-10 колебательных движений глазами по горизонтали справа - 
налево, слева – направо. 
-10 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, 
вниз – вверх. 
-10 вращательных движений глазами слева – направо. 
-10 вращательных движений глазами в правую, затем в левую 
стороны — «восьмерка». 

4 задание « Мордочка» (развитие внимания, восприятия)

Ребята садятся в ряд или круг. Задача — имитировать различные выражения лиц других участников по порядку. Участники должны быть внимательными к малейшим мимическим нюансам. Кто не справился с заданием – выбывает.

Рефлексия:

Что понравилось больше всего? Какие эмоции после занятия?

  1. блок занятий « Развитие мышления»

11 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие)

Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с упражнения « Да, я такой».

Перед каждым участником лежит маленький листок (стикер) и ручка, ваша задача написать пять характеристик своей личности и приклеить на себя на то место, куда приклеится стикер. Каждый из вас должен прочитать характеристики всех участников. Далее обсуждение, что больше всего запомнилось, что развеселило и т.д.

1 задание « Веселые аналогии» (развитие мыслительной деятельности)

Психолог зачитывает поочередно аналогии, дети должны подобрать подходящие слова по смыслу и записать себе в тетрадь. После того, как будут прочитаны все аналогии, обсуждение результатов.

Школа- обучение, а больница…

Нога-сапог, а рука…

Пальто- пуговица, а ботинок…

Птица- гнездо, а человек…

Рыба- сеть, а муха…

Корова – молоко, а курица…

Трава – зеленый, а снег…

Девочка – бант, а мальчик…

Машина – дорога, а поезд…

Лягушка – болото, а пчела…

Птица – щебет, а собака…

Зима – сапоги, а лето…

Облака – над, а земля…

Россия – Москва, а Белоруссия…

2 задание «Составь слова из заданных букв» (развитие мышления, расширение кругозора)

На доске записан ряд букв, ребятам необходимо составить из них как можно больше слов.

А

В

Н

К

Е

М

О

С

У

Т

  1. задание « Физкультминутка» (смена деятельности, физическая активность)

Ребята встают и двигаются соответственно инструкциям в тексе, который зачитывает психолог:

Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.

4 задание « Увлекательный рассказ» (развитие мышления, речи)

Ребятам необходимо произнести одно предложение, таким образом, чтобы в результате получился небольшой рассказ.

Рефлексия:

Что было самым сложным? Общее впечатление о занятии?

12 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие)

Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с упражнения « Как давно мы не виделись, ура!».

Ребята разбиваются на пары и приветствуют друг друга так, как будто спустя долгое время встретили лучших друзей («обнимашки», рукопожатия, свои приветственные ритуалы).

1 задание « Продолжи ряд цифр» (развитие мышления)

Бланк с заданием раздается каждому участнику индивидуально, после выполнения – обсуждение результатов.

1) 1, 3, 5, 7, . , . , .

2) 24, 20, 16, . , . , .

3) 72, 62, 52, . , . , .

4) 15, 20, 25, . , . , .

5) 110, 107, 104, . , . , .

6) 10, 20, 40, . , . , .

7) 100, 20, .

8) 11, 13, 15, . , . , .

9) 33, 53, 73, . , . , .

10) 29, 20, 11, .

  1. задание « Рифмы» (развитие мышления)

Дети слушают стихи-загадки и подбирают подходящее слово.

В реке большая драка: поссорились два…(рака). – Где обедал воробей? – В зоопарке у…(зверей). Ра-ра-ра – начинается…(игра). Ир-ир-ир – мой папа…(командир). Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары). Арь-арь-арь – на стене висит…(фонарь). Ро-ро-ро – у Раи новое …(ведро). Ло-ло-ло – на улице…(тепло). Ру-ру-ру – продолжаем мы …(игру). Лу-лу-лу – стол стоит в …(углу). Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе). Ша-ша-ша – мама моет…(малыша). Ри-ри-ри – на ветках…(снегири). Шу-шу-шу – другу я письмо…(пишу). Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар). Жа-жа-жа – есть иголки у…(ежа).

  1. задание « Дыхательное упражнение» (улучшение ритмики организма, развитие самоконтроля, произвольности)

Выполняется стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5-ти и вынырнуть — открыть нос и сделать выдох.

4 задание « Слова» (развитие мыслительной деятельности, речи)

Первый участник называет любое слово, второй называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего и т.д.

Рефлексия:

- Какое задание понравилось больше всего, почему?

- Что было самым сложным?

- Какое упражнение хотелось бы повторить?

13 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие)

Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с упражнения « Забавный привет». Каждому участнику необходимо смешно поприветствовать остальных, должны присутствовать движение и слово. Например: прыжок – мяу

1 задание « Словесный крокодил» (развитие мышления, речи)

Участник вытягивает из волшебного мешочка записку, на которой записано слово и должен описать этот предмет словесно, не указывать напрямую и не называть его. Ребятам необходимо отгадать этот предмет. Кто угадывает первым, тянет записку следующим.

Например: слово – лодка, для того, чтобы плыть, ловить рыбу и т.п.

  1. задание « Какое слово следующее» (развитие логики, мышления)

Ребятам раздаются индивидуальные бланки, после выполнения задания – обсуждение.

  1. Кружка, тарелка, кастрюля, …

  2. Берёза, осина, клен, …

  3. Пушкин, Толстой, Достоевский,…

  4. Море, океан, река, …

  5. Муха, жук, кузнечик, …

  1. А, В, Д, …

  2. Кофта, футболка, куртка, …

  3. Смородина, малина, ежевика, …

  4. Крапива, лопух, одуванчик, …

  5. Сапоги, туфли, ботинки, …

  1. задание « Акробат – статуя » (улучшение ритмики организма, развитие самоконтроля, произвольности)

По команде «акробат» - интенсивные движения телом, по команде «статуя» - замереть, сильно напрягая мышцы. 6-8 раз

4 задание « Первая буква» (развитие мыслительной деятельности, речи)

Психолог называет любую букву, ребятам необходимо называть слова, начинающиеся на заданную букву в произвольном порядке (решает психолог кого спросить), пока не происходит смена буквы.

Рефлексия: опишите, пожалуйста, свои впечатления от занятия.

14 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие, развитие коммуникативных навыков).

Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с упражнения « Скажи мне здравствуй». Первый участник получает игрушку и с определённой интонацией говорит соседу « Здравствуй» и передаёт ему игрушку, и так по цепочке до последнего участника. Важно, интонации не должны повторяться!

1 задание « Одно лишнее» (развитие мышления, тренировка ууд)

Психолог зачитывает ряды слов, в каждом ряду одно слово не соответствует определенному признаку, объединяющему три других слова. Ребятам необходимо назвать это слово и объяснить свой выбор.

  1. Парус, стол, перец, платье (общий признак: первая буква);

  2. Колос, молоток, игра, бежать (общий признак: часть речи);

  3. Кулинария, баскетбол, футбол, плавание (общий признак: вид спорта);

  4. Колобок, баба-яга, снегурочка, котёнок (общий признак: сказочные герои);

  5. Водолей, змея, скорпион, близнецы

(общий признак: знаки зодиака)

  1. Под, над, и, за (общий признак: предлоги);

  2. Сало, яйцо, село, река (общий признак: средний род существительных);

  3. Крот, слон, нота, трон (общий признак: количество слогов);

  4. Тетрадь, ручка, карандаш, тюль (общий признак: канцелярские принадлежности);

  5. Портфель, сумка, книга, корзина (общий признак: вещи для переноса предметов).

  1. задание « Абракадабра» (развитие мышления, внимания)

На доске написаны запутанные слова, для того, чтобы получить существующие слова, ребятам необходимо переставить в них буквы. Каждый участник выполняет задание самостоятельно у себя на листе. После выполнения, обсуждение результатов.

Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.

Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.

Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.

Ковора, кируца, шакок, сакоба.

  1. задание « Гимнастика для глаз»

Ах, как долго мы писали, 
Глазки у ребят устали. 
(Поморгать глазами) 
Посмотрите все в окно 
(посмотреть вправо-влево) 
Ах, как солнце высоко 
( посмотрите вверх) 
Мы глаза сейчас закроем, 
( закрыть глаза ладошками) 

В классе радугу построим 
Вверх по радуге пойдём, 
(Посмотреть по дуге вверх – влево и вверх – вправо) 
Вправо-влево повернём, 
А потом скатимся вниз, 
( Посмотреть вниз) 
Жмурься сильно, но держись 
( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими) 

4 задание « Закономерности» (развитие мышления, внимания, восприятия)

Ребятам раздаются индивидуально бланки с заданиями, где необходимо определить закономерность и дорисовать необходимое.

Picture 2

Рефлексия:

- Что оказалось самым сложным?

- Какое задание оказалось самым лёгким?

15 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие)

Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с упражнения «Я тебе желаю». Первый участник желает, что-то положительное следующему и так по цепочке до последнего участника. Например: Я желаю тебе хорошего настроения.

1 задание « Что это?» (развитие мышления, расширение кругозора)

Ребятам предлагается обдумать перечисленные определения и угадать предмет или явление, которое они характеризуют.

Крепкий, душистый, сладкий, горячий — … (чай).

Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — … (лето).

Преданная, лохматая, шумная, любимая — … (собака).

Круглое, яркое, желтое, горячее — … (солнце).

Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.

Темная, тихая, лунная, черная — … (ночь).

Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — … (дорога).

Добрая, заботливая, любимая, красивая — … (мама).

Короткие, длинные, стриженые, блестящие — … (волосы).

Волшебная, интересная, народная, добрая — … (сказка).

  1. задание « Назови одним словом» (развитие мышления)

  1. Зебра, лошадь, корова, коза (парнокопытные);

  2. Шляпа, фуражка, панама, шапка (головные уборы);

  3. Стол, диван, кресло, кровать (мебель);

  4. Грабли, лопата, тяпка, лом (садовый инвентарь);

  5. Подосиновик, сыроежка, лисичка, белый (грибы);

  6. Море, река, озеро, пруд (водоём);

  7. Печенье, торт, зефир, конфета (сладости);

  8. Машина, поезд, автобус, мотоцикл (транспорт);

  9. Блок, Пушкин, Маяковский, Фет (поэты);

  10. Скрипка, балалайка, труба, флейта (музыкальные инструменты).

  1. задание « Физкультминутка» (смена деятельности, снятие умственного напряжения)

«Прогулка» 
Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.) 
Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево – вправо.) 
Это — «эс», а это — «А », 
(Повороты туловища влево – вправо.) 
«Ж»- похожа на жука. (Хлопок руками спереди – сзади.) 
Вот четыре буквы: 
«Воды». (4 хлопка в ладоши.) 
Вот еще четыре: 
«Моды». (4 хлопка в ладоши.) 
«Воды» — «моды» — «лимонад»! (Приседания.) 
Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди – сзади.) 
Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево – вправо) 
Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево – вправо.) 
Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.) 
Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.) 

4 задание « Реши и раскрась верно» (развитие мышления, тренировка ууд)

Рефлексия:

- Что понравилось больше всего?

- Что оказалось самым сложным?

4 блок « Развитие речи»

16 занятие

Приветствие (формирование позитивного мышления, осознание своих внутренних качеств)

Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с упражнения « Мой ник».

Каждый выбирает себе ник (псевдоним), называя его соседу, объясняет свой выбор, сосед в ответ делает комплимент и так до последнего участника.

1 задание « Противоположности» (развитие речи, тренировка ууд)

Психолог зачитывает поочередно слова, дети должны подобрать подходящие антонимы и записать к себе на лист. После того, как будут прочитаны все слова, обсуждение результатов.

  1. Война - …(мир);

  2. Холод - …(тепло);

  3. Грохот - …(тишина);

  4. Свет - …(тьма);

  5. Чёрный - …(белый);

  1. Твердый - …(мягкий);

  2. Шершавый - …(гладкий);

  3. Мокрый - …(сухой);

  4. Много - …(мало);

  5. Разный - …(одинаковый).

  1. задание «Назови 4 слова на букву…» (развитие речи, расширение кругозора)

Каждому задается одна буква, необходимо придумать 4 слова, начинающиеся на данную букву таким образом, чтобы можно было составить предложение. Например: «П» Папа пел празднично песню. После выполнения, зачитываем свои предложения.

  1. задание « Кинезиология» (смена деятельности, развитие межполушарного взаимодействия)

Ребятам необходимо одновременно двумя руками обвести по контуру рисунок соответственно правой и левой стороны.

4 задание « Эссе по картинке» (развитие речи, мышления)

Ребятам предлагается любая иллюстрация, по которой необходимо составить не менее 5 предложений, отразив суть картины.

Рефлексия:

- Какое задание было самым увлекательным?

- Что вызвало затруднение?

17 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие)

Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с игры « Пожалуйста».

Психолог демонстрирует какие – либо движения, ребятам необходимо повторить, но только в том случае, если в конце психолог говорит слово «пожалуйста». Кто ошибается, рассказывает смешной случай из жизни.

1 задание « Синонимы» (развитие речи, тренировка ууд)

Психолог зачитывает поочередно слова, дети должны подобрать подходящие синонимы и записать к себе на лист. После того, как будут прочитаны все слова, обсуждение результатов.

  1. Идти - …(шагать);

  2. Смех - …(хохот);

  3. Метель - …(вьюга);

  4. Прочный - …(крепкий);

  5. Маленький -…(крошечный);

  1. Красиво - …(прекрасно);

  2. Родина - …(Отечество);

  3. Противно - …(неприятно);

  4. Красный - …(алый);

  5. Буря - …(ураган).

  1. задание «Составь предложение из слов» (развитие речи, тренировка ууд)

Ребятам предлагается набор слов, их задача правильно составить из них предложения. После выполнения, обсуждаем результаты.

  1. задание « Кинезиология» (смена деятельности, развитие межполушарного взаимодействия)

«Флажок – рыбка – лодочка», « Сарай – дом с трубой – пароход».

4 задание « До и после»

Ребятам самостоятельно необходимо составить рассказ по ряду сюжетных картинок ( одна картинка – одно предложение). Обсуждение результатов.

Рефлексия: опишите, пожалуйста, свои впечатления о занятии.

18 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие, развитие внимания и скорости реакции)

Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с игры « Летел лебедь».

Ребята образовывают круг и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна быть «поверх» ладони игрока справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева.

Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок):

Летел лебедь,
По синему небу,
Читал газету,
Под номером…

Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое число. Дальше «хлопанье» продолжается, но называются цифры — Раз-Два-Три-Четыре-Пять и так далее, до нужного «ключевого». Игрок, называющий «ключевое» число, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа — отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится число.

1 задание « Омонимы» (развитие речи, тренировка ууд)

Психолог зачитывает слова «омонимы» (слова, которые одинаковы по написанию, но имеют разные значения), ребятам необходимо назвать разные значения озвученных слов

( работа «по руке»)

Ключ, соль, коса, кран, лист, замок, белки, атлас, кран, мука.

  1. задание «Чтение по ролям» (развитие речи)

Глупая лиса

Действующие лица: автор, лиса, уши, ноги, глаза, хвост.

Автор. Жила-поживала лисичка-сестричка. Любила лисонька кур, уток да гусей. Часто кумушка на птичий двор заглядывала. Один раз схватила она курицу, а тут собаки бегут, лают. Бросила лиса добычу. Сама еле ноги унесла. Спряталась в норе и стала спрашивать.
Лиса. Глазки мои, что вы делали?
Глаза. Мы по сторонам смотрели. Куда лисоньке лучше бежать.
Лиса. Ушки-ушки, вы что делали?
Ушки. Мы слушали, далеко ли собаки.
Лиса. Ножки мои, что вы делали?
Ноги. Мы изо всех сил бежали. Лисоньку спасали.
Лиса. Хвост, а ты что делал?
Хвост. А я под ногами путался. Бежать мешал.
Лиса. Ах ты, негодный хвост! Сейчас я тебя накажу! Пусть тебя собаки потреплют.
Автор. Высунула глупая лиса хвост из норы. Собаки схватили хвост. А за ним и всю лису из норы вытащили.

Весенний ручеёк

Русская народная сказка

Действующие лица: ручей, заяц, кабан, медведь, крот, автор

Автор. Бежит весенний ручей к реке, звенит, радуется. Вдруг на его дороге большой камень встал. Ручей бился, бился о него, толкал, толкал — и не сдвинул. Прибежал напиться воды заяц. Ручей просит:
Ручей. Заяц, заяц, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Заяц толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Прибежал напиться воды кабан. Ручей просит:
Ручей. Кабан, кабан, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Кабан толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Пришёл напиться воды медведь. Ручей просит:
Ручей. Медведь, медведь, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Медведь толкал, толкал камень, не сдвинул и ушёл. Из норы вылезает крот и говорит:
Крот.  Ручей! Дай мне воды напиться, я сдвину камень.
Автор. А ручей ему:
Ручей. Куда уж тебе, маленькому да слепому, камень сдвинуть! Его заяц, кабан и медведь толкали, толкали и — не сдвинули!
Автор. Напился крот воды. И давай под камнем норы да ходы рыть. Всю землю под камнем прорыл-пропахал. Камень зашевелился и — провалился под землю.
Обрадовался ручей, зазвенел, зажурчал и дальше к реке побежал.

Как Сашу торопливость подвела

Действующие лица: Саша, мама, автор

Автор. Саше задали нарисовать синицу. Саша взял карандаши, альбом, уселся за стол и рассудил так.
Саша. Синица – птица, есть голова туловище хвостик, клювик, две ноги. Ничего особенного. Лёгкое задание.
Автор. Саша быстро нарисовал птичку, раскрасил её синим карандашом. Мама была на кухне.
Саша. Мама, я уже справился. Вот, посмотри.
Автор. Мама посмотрела и спросила:
Мама. А почему птичка синяя?
Автор. Саша удивился:
Саша. Как почему? Раз синица, значит синяя.
Мама. Нет. Синица – потому что весело поёт весной «синь-синь-черрере»
Автор. Пришлось Саше рисовать птичку снова. Но теперь он не торопился. Сначала посмотрел в книге, как синица выглядит, а потом раскрасил рисунок.

  1. задание «Упражнения для релаксации» (способствуют расслаблению, снятию напряжения)

“Сорви яблоки”

Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

4 задание « Толкование пословиц» ( развитие речи, расширение кругозора)

Психолог зачитывает пословицы, ребятам необходимо объяснить их смысл (работа «по руке»)

Семеро одного не ждут.

Тише едешь — дальше будешь.

Поспешишь — людей насмешишь.

Всякому овощу свое время.

Обещанного три года ждут.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Век прожить — не поле перейти.

Делу время, потехе час.

Рефлексия:

- Какое задание вызвало наибольший интерес, почему?

- Что оказалось самым сложным?

19 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие, самоанализ)

Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с упражнения « Я хочу стать…»

1 задание « Сравни предметы» (развитие речи, обогащение словарного запаса)

Психолог зачитывает пары слов, ребятам необходимо подумать и сказать, чем они похожи, в чем их отличия (психолог спрашивает детей спонтанно).

  1. Учитель – робот;

  2. Слон – мышка;

  3. Телефон – телевизор;

  4. Стол – книга;

  5. Забор – трава;

  1. Платье – туфли;

  2. Кот – рысь;

  3. Рамка – фото;

  4. Солнце – земля;

  5. Стакан – кружка.

  1. задание «А что было дальше?» (развитие речи, тренировка ууд)

Ребятам индивидуально предлагаются бланки, на которых написаны несколько предложения (начало рассказа), далее каждый должен придумать продолжение и концовку. После выполнения, ребята зачитывают свои рассказы.

  1. Наступила поздняя осень. Маша сидела дома совсем одна и грустила.

………………………………………..

4) Удивительные люди – учёные. Как же много изменилось со времен каменного века.

………………………………………………

  1. Однажды, зимним утром я увидел на дереве снегиря. Он был красив как наливное яблочко.

……………………………………….

5) Это замечательная книга. Она моя самая любимая.

………………………………………………..

  1. Наступила весна. Природа просыпалась от зимней спячки.

……………………………………….

6) Растительный мир прекрасен. Если зайти в лес, поле, огород, то можно наблюдать, насколько он многообразен.

…………………………………………………

  1. задание « Релаксация» (смена деятельности, снятие напряжения)

“Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

4 задание « Спрятанные слова»

Ребятам индивидуально предлагаются бланки с заданием, где необходимо соединить разбросанные слоги таким образом, чтобы получились слова.

Рефлексия: опишите, пожалуйста, свои впечатления от занятия.

20 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие, развитие коммуникативных навыков)

Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с игры « Говорун и слушатель».

Ребята делятся по парам, желательно так, чтобы в жизни их общение было минимальным.

В течение 3-5 минут один участник в паре является «говоруном», другой – слушателем, после они меняются ролями. Темы для разговора участники выбирают сами.

1 задание « Описание» (развитие речи)

Психолог зачитывает слова, ребятам необходимо озвучить для чего этот предмет, какой это предмет и т.д. Например: «Стол». За ним можно писать, обедать. Он может быть деревянным, высоким, крепким и т.д. (работа «по руке»).

  1. задание «Каких слов не хватает?» (развитие речи, тренировка ууд)

Ребятам индивидуально раздаются карточки с заданием, где необходимо вставить подходящие по смыслу слова. После выполнения задания, обсуждаем результаты.

  1. задание « Релаксация» (смена деятельности, снятие напряжения)

Упражнение « Малыш»

Всем участникам группы предлагается разбиться по парам. “Вспомните себя маленькими. Вы, наверное, играли в детстве в “Ладушки”. Сейчас у вас есть уникальная возможность вспомнить эту игру и те чувства, ощущения, которые вы испытывали тогда”. В течение 3 минут все играют в эту игру, а затем обмениваются своими впечатлениями.

4 задание « Метафоры» (развитие речи, расширение кругозора)

Метафора – это фигура речи, которая используется для переноса значения от одного слова на другое, чтобы создать сравнение без использования слова «как» или «такой же». Она помогает улучшить понимание или описать что-то с помощью аналогии, иногда позволяя опускать целые куски предложений.  

Психолог зачитывает метафоры, задача ребят объяснить суть высказываний (работа «по руке».

  1. Его сердце – камень;

  2. Золотые руки;

  3. Серебряные волосы;

  4. Работает как пчёлка;

  5. Подвешенное состояние;

  1. Докопаться до сути;

  2. Корень проблемы;

  3. Утрясти вопрос;

  4. Жемчужины неба;

  5. Пустые глаза.

Рефлексия:

- Какие задания понравились, какие нет, почему?

- Опишите своё настроение после занятия.

5 блок « Развитие воображения»

21 занятие

Приветствие (формирование позитивного мышления, узнавание друг друга)

Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с упражнения « Моя мечта».

Каждый участник делится с группой своей мечтой.

1 задание « Сказочный художник» (развитие воображения, творческих способностей)

Каждый ребёнок превращается в художника в сказочной стране. Психолог предлагает варианты названий этой страны, например: всё в стране треугольное, или все цвета страны зелёно – жёлтые. Ребятам необходимо представить себе картинку из этой страны и нарисовать на бумаге. После выполнения задания, обсуждаем рисунки, организуем выставку.

2 задание «Дорисуй» (развитие воображения, мышления)

Ребятам предлагаются индивидуальные бланки, с незаконченными картинками, их задача – дорисовать её так, чтобы получились понятные образы. После выполнения, обсуждаем результаты.

Shape17Shape16Shape15

3 задание «Релаксация» (смена деятельности, снятие напряжение с мышц шеи)

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо. 
 А потом опять вперед – тут немного отдохнет. 
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! 
 Возвращается обратно – расслабление приятно! 
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: 
 А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! 
 Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

4 задание « Что будет, если…» (развитие воображения, мышления, речи)

Ребятам предлагается ряд вопросов « Что будет, если…», их задача – дать максимально полные и необычные ответы. Например: Что будет, если мы пойдём в лес?

Что будет, если кошки начнут гавкать? Что будет, если человек перестанет думать? (работа «по руке»)

Рефлексия: опишите, пожалуйста, свои впечатления о занятии.

22 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие, самоанализ)

Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с игры « Мои планы».

Ребятам предлагается проанализировать и озвучить свои ближайшие планы на пару дней.

1 задание «Точки» (развитие воображения)

Ребятам необходимо у себя на листочке поставить множество точек в хаотичном порядке, поменяться листочками с соседом и соединить точки. После выполнения, проанализировать что получилось, обсудить результаты.

. . .

. .

. . .

. . .

. . . . .

. . . .

. . .

. . . . .

. . . .

. . .

2 задание « Отгадай» (развитие воображения, мышления, речи)

Из волшебной коробочки один участник вытаскивает листок, на котором написано слово, задача остальных – задавать наводящие вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет», кто отгадывает слово первым – побеждает.

3 задание « Снеговик» (смена деятельности, расслабление всего организма)

Ребята представляют, что каждый из них снеговик. У него есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и он стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снеговик начинает таять. Далее дети изображают, как тает снеговик. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снеговик превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

4 задание « Необычные гипотезы» (развитие воображения, мышления)

Детям предлагаются 2 коробочки (мешочка), в одной находятся карточки с существительными, в другой – с глаголами, первый участник тянет карточку сначала из одной, потом из другой коробки. Получается, например, Собака – Летит, ребятам необходимо связать эти слова таким образом, чтобы это было логично (собака летит в самолёте).

Рефлексия:

- Опишите свои эмоции от занятия;

- Какое задание хотелось бы повторить?

23 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие, узнать друг друга лучше)

Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие мы начнём с задания« Вопросы».

Ребята по цепочке задают вопрос соседу, сосед отвечает на вопрос и задает свой следующему участнику и т.д. Важно: никаких «неудобных» вопросов (очень личных, несущих негативную окраску).

1 задание «Пантомима» (развитие воображения, мышления, речи)

Первый участник вытягивает из мешочка листик с написанным словом, ему необходимо изобразить это слово только с помощью жестов, мимики, движений, не использовать слова. Задача остальных угадать это слово. Кто отгадывает первым, тянет листочек следующим.

2 задание « Несуществующее животное» (развитие воображения, мышления), можно использовать как диагностический материал.

Ребятам необходимо придумать и нарисовать животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого до них никто не придумывал - которого нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах. Придумать ему фантастическое имя. Описать, как оно выглядит, двигается, питается. Где живет это животное? С кем дружит? Есть ли у него враги?

3 задание « Тихо!» (смена деятельности, расслабление всего организма)

Психолог читает текст:

Тише, тише, тишина! 
 Разговаривать нельзя! 
 Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать, 
 И тихонько будем спать.

Ребятам нужно расслабиться и лечь на парту, полежать с закрытыми глазами некоторое время.

4 задание « Как это?» (развитие воображения, мышления, чувств)

Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»

Рефлексия:

- Что понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

24 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие, узнать друг друга лучше)

Здравствуйте ребята, сегодня наше занятие мы начнем с игры «Кто спросил?». Выбирается доброволец, который становится спиной к группе. Остальные свободно расходятся по классу в разных направлениях, и по очереди задают ему любые интересующие вопросы. Тот по голосу узнает говорящего – называет его имя, и отвечает на вопрос.

1 задание « Кто этот человек?» (развитие воображения, мышления)

Ребятам предлагается посмотреть в окно, выбрать незнакомого человека и по внешнему виду постараться придумать разные детали из его биографии. Записать мысли у себя на листе. После выполнения, обсуждение результатов.

2 задание «Иллюстрация» (развитие воображения)

Психолог зачитывает рассказ ребятам. Их задача – внимательно прослушать рассказ и нарисовать к нему рисунок. После выполнения задания, обсуждение результатов и главной мысли.

Печенье.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…

3 задание «Гимнастики мозга» Пола Деннисона (активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект—тело», улучшает концентрацию внимания)

«Слон».

Ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, по 3—5 раз каждой рукой.

4 задание « Клякса» (развитие воображения)

Психолог показывает ребятам карточки с различными кляксами, ребятам надо постараться увидеть и озвучить на что они похожи.

Shape18

Shape19

Shape20

Shape21


Shape22

Рефлексия: опишите, пожалуйста, свои впечатления от занятия.

25 занятие

Приветствие (положительный эмоциональный настрой на занятие, узнать друг друга лучше)

Здравствуйте ребята, сегодня наше заключительное занятие мы начнем с упражнения «Что нового?». Ребята смотрят друг на друга, анализируют. После, они озвучивают, что нового заметили.

1 занятие « Кастрюля» (развитие воображения, мышления)

Ребятам необходимо представить себе стандартную кастрюлю, и озвучить как можно больше предметов, которые могли бы туда поместиться.

2 задание « Сила музыки» (развитие воображение, приобщение к культуре)

Психолог включает музыку (классическое произведение), задача ребят, закрыть глаза и прослушав произведение, озвучить какие образы пришли в голову, какие чувства испытывают.

3 задание « Физкультминутка для нормализации осанки»

Упражнения в ходьбе на месте. 1.Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять. 2. Ходьба обычная, следя за осанкой. 3. Ходьба на носках, руки за головой. 4. Ходьба на пятках, руки на поясе. 5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

4 задание « Мои впечатления» (развитие воображения, творчества)

Ребятам предлагается коробочка с разноцветными геометрическими фигурами (из цветного картона), клей – карандаш, лист А4. Задача участников проанализировать свои ощущения от курса занятий с психологом и создать соответствующую картину из фигурок. Организовать выставку финальных работ участников занятий.

Рефлексия:

- Какие упражнения из курса занятий запомнились?

- Какие задания вызвали большие затруднения?

- Хотели бы стать участниками следующего курса занятий с психологом?

Литература:

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000г.

  2. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000г.

  3. Рабочая книга школьного психолога под. ред. И. В. Дубровиной. М., 1991г.

  4. Шведовская А.А. Развитие идей научной школы Л.С. Выготского. научный журнал «Культурно-историческая психология» .

  5. Гальперин П. Я. 1998. Психология как объективная наука: Избр. психол. тр. /Под ред. А.И. Подольского. - М., Воронеж: МОДЭК, - 480 с.

  6. Гиппенрейтер Ю.Б. 2008. Введение в общую психологию.

  7. Саидова, З. Х. Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека / З. Х. Саидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111).

  8. Белюченко О.П., Ждамирова И.В. Особенности воображения младших школьников //Проблемы науки, 2016. №9 (10).

  9. М.Р. Львов. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя.- 2 - е изд; перераб. - М.: Просвещение, 1985.

  10. Психологические основы развития речи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 4.

  11. Лукашкова, И. Л. Дыхательная гимнастика: метод, рекомендации / И. Л. Лукашкова, Т. В. Мискевич, О. В. Савицкая. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2008. – 48 с.

  12. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.–2005.–№2.

  13. Елена Шваб: Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы). ФГОС
    изд. Учитель, 2020 г.

  14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4

  15. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. -- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Долгое время в мире основополагающим было мнение, что талант - генетически-врождённая способность. Однако это мнение остается дискуссионным, так как опровергается множество фактов, когда в простой семье рождались поэты, писатели, изобретатели, музыканты. Многолетние экспериментальные исследования в педагогике, выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней. Многие учёные полагают, что у каждого человека есть как минимум один талант. Талант – понятие многогранное.
0 ₽
Агрессивный ребенок сразу выделяется из толпы, он дерется, ломает и крушит все вокруг себя, грубо выражается и кричит. Такие дети осложняют работу учителей и ставят в тупик воспитательную работу родителей. В чем же причина такого поведения?
0 ₽
Важность педагога-психолога в школе до сих пор понимают не все. Деятельность школьного психолога не всегда понятна, но именно она является тем инструментом, который может сделать школьную жизнь устойчивой и безопасной.
0 ₽