Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Конспекты
  3. Конкурсная работа Развитие мелкой моторики

Конкурсная работа Развитие мелкой моторики

Хочу поделиться опытом по развитию мелкой моторики при работе с глубоко умственно-отсталыми детьми. Сначала небольшое отступление. В семейный центр я пришла очень давно, тогда это был детский дом для умственно-отсталых детей. Был это далекий 1983 год. Работа в детском доме была построена несколько по-другому. Да и дети были другие, и ценности жизненные тоже. Огромное внимание уделялось подготовке детей к дальнейшей жизни в обществе. Для этого у нас в интернате было свое подсобное хозяйство (свинарник, коровник), были поля с картофелем, свеклой и морковью, свое овощехранилище. Дети были постоянно заняты в хозяйстве, в поле, дежурили по столовой, помогали в уборке помещений, ухаживали за комнатными растениями. И даже вязали и шили! Через труд развивалось все: мышление и память, общая и мелкая моторика. Труд приносил радость, поднимал самооценку.

Предметы

Конспекты

Категория

Конспекты
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Развитие мелкой моторики у глубоко умственно-отсталых детей – основа социализации в общество.

Хочу поделиться опытом по развитию мелкой моторики при работе с глубоко умственно-отсталыми детьми. Сначала небольшое отступление. В семейный центр я пришла очень давно, тогда это был детский дом для умственно-отсталых детей. Был это далекий 1983 год. Работа в детском доме была построена несколько по-другому. Да и дети были другие, и ценности жизненные тоже. Огромное внимание уделялось подготовке детей к дальнейшей жизни в обществе. Для этого у нас в интернате было свое подсобное хозяйство (свинарник, коровник), были поля с картофелем, свеклой и морковью, свое овощехранилище. Дети были постоянно заняты в хозяйстве, в поле, дежурили по столовой, помогали в уборке помещений, ухаживали за комнатными растениями. И даже вязали и шили! Через труд развивалось все: мышление и память, общая и мелкая моторика. Труд приносил радость, поднимал самооценку.

Сейчас все иначе. Нет, все неплохо, дети постоянно заняты, они обучаются согласно календарно-тематическому плану, у них каждый день коррекционно-развивающие занятия с воспитателями и специалистами. Но дети сейчас другие, поступают многие из дома в 12 лет, а иногда и позже. Многие не умеют ничего делать, да и себя обслуживают не совсем полностью. Дома родители часто не хотят обучать детей обслуживать себя, потому что это долго и трудно, легче включить телевизор или компьютер. Некоторые дети умеют играть в компьютерные игры и это при глубокой умственной отсталости! А почему бы не научить ребенка что-то делать своими руками?! Этот вопрос всегда висит в воздухе.

Вот тут-то и начинается наша работа. В первую очередь при работе с детьми нужно развивать мелкую моторику, которая в свою очередь необходима при привитии навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, которые потом смогут облегчить жизнь этих детей, их родителей и обслуживающего персонала. Развитие мелкой моторики является первостепенной задачей для детей нашего семейного центра. В процессе работы по развитию мелкой моторики решаются задачи по психическому и физическому развитию, развитию произвольных психических процессов, познавательных и творческих способностей, формированию элементарных знаний об окружающем, обеспечение эмоционального благополучия, воспитание положительных нравственных качеств, стимулирование коммуникативной и игровой деятельности.

Основное средство развития мелкой моторики—пальчиковая гимнастика.

В своей работе я уделяю ей большое внимание. Потешка у нас на первом месте, несмотря на то, что и дети уже достаточно большие, но это им интересно.

Веселя и развлекая, потешка учит и развивает. Дети охотно повторяют движения вслед за воспитателем в соответствии с текстом. А чтобы содержание потешки еще было и понятно нашим детям, всегда дополнительно использую карточки, картинки, иллюстрации , где изображены персонажи и каждое действие.

Большаку – дрова рубить,

А тебе – воды носить,

А тебе – печь топить,

А тебе – суп варить.

А малышке – песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Такие наглядные потешки не утомляют детей, способствуют развитию, пониманию, усвоению действий. Когда потешка усваивается и уже начинает надоедать, берем следующую. В течение года разучиваем несколько потешек.

Дети в группе все разные, уровень развития мелкой моторики тоже разный. У некоторых подвижность суставов рук совсем слабая. Здесь важен массаж. Провожу его индивидуально, особенно со слабенькими детьми. Для этого использую массажные мячики разных размеров и щетки. Дети очень любят эти упражнения, охотно берут мячики и во внеурочное время и стараются сами повторять упражнения.

Физические упражнения являются важным средством для развития мелкой моторики. Тонкая моторика связана с общей моторикой. Мне кажется, любые физические упражнения благотворно влияют на развитие тонкой моторики.

Как правило, у детей плохо развита координация, равновесие, ориентировка в пространстве. Поэтому у них всегда проблемы и при выполнении заданий, требующих движений мелких мышц. Поэтому в занятия в дополнение к мячам, скакалкам, веревочкам, кеглям включены маленькие мячики, которые прокатываем и крутим.

Конструирование и изобразительная деятельность также способствует развитию мелкой моторики. Здесь дети знакомятся с различными материалами. Появляется и накапливается опыт тактильных ощущений, движений кисти в различных направлениях, развивается взаимодествие в системе «глаз—рука». Дети конструируют не только на занятиях, но и в свободное время. Обычно это башни, ворота, гаражи. В это помогает конструктор «Лего», который у нас всегда имеется в достаточном количестве. Рисование – один из самых любимых детьми видов деятельности. Очень важно, чтобы у умственно отсталых детей имелись конкретные представления о тех объектах, которые будут изображаться. Необходимо постоянно контролировать детей, и обращать внимание, как они держат карандаш.

Здесь наиболее часто использую разукрашивание карандашами, красками, обводка, штриховка.

Развивается мекая моторика и при играх, и выполнении заданий с различными предметами:

Для этого использую:

Различный природный материал: орехи, желуди, шишки;

лепка;

прищепки;

пазлы;

сухой бассейн с мелкими игрушками;

песок;

застежки и шнуровки;

бусины, различные предметы для нанизывания на шнур;

наматывание ниток на клубок

Хорошо для развития моторики использовать бумагу. Ее можно рвать, мять и складывать. Поэтому я часто в занятиях при выполнении аппликаций использую эти манипуляции с бумагой. Детям нравится, потому что просто, доступно, объемно.

Вся моя работа строится опираясь на два основания: планирование, направленное на усвоение детьми знаний и умений и педагогическую импровизацию с помощью которой под каждого ребенка подстраивается содержание, формы и методы работы .

При планировании обязательно учитываются приципы систематичности, последовательности, постепенности.

Из-за быстрой утомляемости детей занятия проводились с ограничением по времени(10-15минут).

Развитие мелкой моторики тесно связано с самообслуживанием . Постепенно с течением времени у детей накапливаются умения, развиваются пальчики, движения становятся более уверенными , правильными . Дети больше вовлекаются в различные мелкие бытовые работы. Все это способствует большей степени социализации в дальнейшей взрослой жизни. Даже если наши дети никогда не смогут жить самостоятельно, будут жить в интернатах, в семьях, навыки приобретенные в нашем центре останутся у них, хочется верить, навсегда. А поможет в этом развитие мелкой моторики.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Одуванчик - символ счастья и преданности, доброты и детства. Картины с одуванчиками внесут хорошую энергетику в любое помещение. Ведь счастье и радость так нужны всем и везде. А так как детки наши «Солнечные», решила сделать аппликацию желтого, доброго цветка и повесить ее в своей группе.
0 ₽
Конспект развлекательного познавательного мероприятия « В день знаний» 2024г. Цель: создать радостное настроение, желание участвовать в играх. Задачи: - повторить жесты, которые изучали ранее; - развивать общую и мелкую моторику; - создать ощущение праздника; - воспитывать дружеские отношения, желание помочь
0 ₽
Конспект занятия по хозяйственно-бытовому труду « Складывание одежды» Цель: Формирование навыка складывания одежды Задачи: - формировать знания о предметах одежды, способах ухода за ней; - формировать мыслительные процессы, целенаправленную деятельность, произвольное внимание; - воспитывать положительную мотивацию к учебному процессу
0 ₽