Развитие мелкой моторики у глубоко умственно-отсталых детей – основа социализации в общество.
Хочу поделиться опытом по развитию мелкой моторики при работе с глубоко умственно-отсталыми детьми. Сначала небольшое отступление. В семейный центр я пришла очень давно, тогда это был детский дом для умственно-отсталых детей. Был это далекий 1983 год. Работа в детском доме была построена несколько по-другому. Да и дети были другие, и ценности жизненные тоже. Огромное внимание уделялось подготовке детей к дальнейшей жизни в обществе. Для этого у нас в интернате было свое подсобное хозяйство (свинарник, коровник), были поля с картофелем, свеклой и морковью, свое овощехранилище. Дети были постоянно заняты в хозяйстве, в поле, дежурили по столовой, помогали в уборке помещений, ухаживали за комнатными растениями. И даже вязали и шили! Через труд развивалось все: мышление и память, общая и мелкая моторика. Труд приносил радость, поднимал самооценку.
Сейчас все иначе. Нет, все неплохо, дети постоянно заняты, они обучаются согласно календарно-тематическому плану, у них каждый день коррекционно-развивающие занятия с воспитателями и специалистами. Но дети сейчас другие, поступают многие из дома в 12 лет, а иногда и позже. Многие не умеют ничего делать, да и себя обслуживают не совсем полностью. Дома родители часто не хотят обучать детей обслуживать себя, потому что это долго и трудно, легче включить телевизор или компьютер. Некоторые дети умеют играть в компьютерные игры и это при глубокой умственной отсталости! А почему бы не научить ребенка что-то делать своими руками?! Этот вопрос всегда висит в воздухе.
Вот тут-то и начинается наша работа. В первую очередь при работе с детьми нужно развивать мелкую моторику, которая в свою очередь необходима при привитии навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, которые потом смогут облегчить жизнь этих детей, их родителей и обслуживающего персонала. Развитие мелкой моторики является первостепенной задачей для детей нашего семейного центра. В процессе работы по развитию мелкой моторики решаются задачи по психическому и физическому развитию, развитию произвольных психических процессов, познавательных и творческих способностей, формированию элементарных знаний об окружающем, обеспечение эмоционального благополучия, воспитание положительных нравственных качеств, стимулирование коммуникативной и игровой деятельности.
Основное средство развития мелкой моторики—пальчиковая гимнастика.
В своей работе я уделяю ей большое внимание. Потешка у нас на первом месте, несмотря на то, что и дети уже достаточно большие, но это им интересно.
Веселя и развлекая, потешка учит и развивает. Дети охотно повторяют движения вслед за воспитателем в соответствии с текстом. А чтобы содержание потешки еще было и понятно нашим детям, всегда дополнительно использую карточки, картинки, иллюстрации , где изображены персонажи и каждое действие.
Большаку – дрова рубить,
А тебе – воды носить,
А тебе – печь топить,
А тебе – суп варить.
А малышке – песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Такие наглядные потешки не утомляют детей, способствуют развитию, пониманию, усвоению действий. Когда потешка усваивается и уже начинает надоедать, берем следующую. В течение года разучиваем несколько потешек.
Дети в группе все разные, уровень развития мелкой моторики тоже разный. У некоторых подвижность суставов рук совсем слабая. Здесь важен массаж. Провожу его индивидуально, особенно со слабенькими детьми. Для этого использую массажные мячики разных размеров и щетки. Дети очень любят эти упражнения, охотно берут мячики и во внеурочное время и стараются сами повторять упражнения.
Физические упражнения являются важным средством для развития мелкой моторики. Тонкая моторика связана с общей моторикой. Мне кажется, любые физические упражнения благотворно влияют на развитие тонкой моторики.
Как правило, у детей плохо развита координация, равновесие, ориентировка в пространстве. Поэтому у них всегда проблемы и при выполнении заданий, требующих движений мелких мышц. Поэтому в занятия в дополнение к мячам, скакалкам, веревочкам, кеглям включены маленькие мячики, которые прокатываем и крутим.
Конструирование и изобразительная деятельность также способствует развитию мелкой моторики. Здесь дети знакомятся с различными материалами. Появляется и накапливается опыт тактильных ощущений, движений кисти в различных направлениях, развивается взаимодествие в системе «глаз—рука». Дети конструируют не только на занятиях, но и в свободное время. Обычно это башни, ворота, гаражи. В это помогает конструктор «Лего», который у нас всегда имеется в достаточном количестве. Рисование – один из самых любимых детьми видов деятельности. Очень важно, чтобы у умственно отсталых детей имелись конкретные представления о тех объектах, которые будут изображаться. Необходимо постоянно контролировать детей, и обращать внимание, как они держат карандаш.
Здесь наиболее часто использую разукрашивание карандашами, красками, обводка, штриховка.
Развивается мекая моторика и при играх, и выполнении заданий с различными предметами:
Для этого использую:
Различный природный материал: орехи, желуди, шишки;
лепка;
прищепки;
пазлы;
сухой бассейн с мелкими игрушками;
песок;
застежки и шнуровки;
бусины, различные предметы для нанизывания на шнур;
наматывание ниток на клубок
Хорошо для развития моторики использовать бумагу. Ее можно рвать, мять и складывать. Поэтому я часто в занятиях при выполнении аппликаций использую эти манипуляции с бумагой. Детям нравится, потому что просто, доступно, объемно.
Вся моя работа строится опираясь на два основания: планирование, направленное на усвоение детьми знаний и умений и педагогическую импровизацию с помощью которой под каждого ребенка подстраивается содержание, формы и методы работы .
При планировании обязательно учитываются приципы систематичности, последовательности, постепенности.
Из-за быстрой утомляемости детей занятия проводились с ограничением по времени(10-15минут).
Развитие мелкой моторики тесно связано с самообслуживанием . Постепенно с течением времени у детей накапливаются умения, развиваются пальчики, движения становятся более уверенными , правильными . Дети больше вовлекаются в различные мелкие бытовые работы. Все это способствует большей степени социализации в дальнейшей взрослой жизни. Даже если наши дети никогда не смогут жить самостоятельно, будут жить в интернатах, в семьях, навыки приобретенные в нашем центре останутся у них, хочется верить, навсегда. А поможет в этом развитие мелкой моторики.