Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Орска»
Сценарий конкурсной познавательной программы
«Путешествие в мир сказок» для детей 5-7 лет
Автор (составитель): Долгошеева Я.А. – педагог – организатор
2022 год
Цель: углубление знаний детей о сказках.
Задачи:
Закреплять знания о сказочных персонажах и волшебных предметах;
Развивать мышление, наблюдательность, смекалку, речь;
Формировать ответственность, умение работать в группе.
Оборудование и технические средства: компьютер/ ноутбук, с возможностью выхода в интернет, музыкальные колонки.
Место проведения: актовый зал.
Декорации, реквизит, атрибуты: жетоны: «звезда» - 7 шт. «квадрат» - 8 шт., треугольник 48 шт., коробка – 1шт., яблоко – 1 шт., монетка 1 – шт., конфеты – 15 шт, игрушка золотой рыбки – 1 шт., бумажная игла – 1 шт., стулья – 15 шт., стол – 2 шт.
Участники:дети старшего дошкольного возраста.
Мультимедийное и музыкальное сопровождение:
Звук №1 Торжественная музыка.
Звук №2 Сказочная музыка.
Звук №3 Веселая музыка.
Звук №4 Веселая музыка.
Звук № 5 Веселая музыка.
Звук №6 Веселая музыка.
Звук №7 Сказочная музыка.
Звук №8 Спокойная музыка.
Видео №1. Видеофрагмент из сказки «Ну, погоди».
Видео №2. Видеофрагмент из сказки «Малыш и Карлсон».
Видео №3. Видеофрагмент из сказки «Мешок яблок».
Видео №4. Видеофрагмент из сказки «Дюймовочка».
Приложение А. Презентация «Путешествие в мир сказок».
Приложение Б. Интерактивная презентация - тест «Мир сказок».
Условия и особенности реализации.
Мероприятие проводится в помещении.
Методические советы по проведению.
Ведущий проводит несколько репетиций перед непосредственной реализацией мероприятия.
Сценарий викторины «Путешествие в мир сказок»
В зале на стене располагается плакат на сказочную тематику, развешаны воздушные шары. В центре зала располагаются два стола со стульями для участников. Демонстрируется презентация №1. Слайд 1. Ведущий входит в зал через входную дверь. Звучит трек № 1. Ведущий перед началом мероприятия проводит манок: предлагает участникам выбрать жетоны разных форм. Приветствие ведущего.
Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами совершим настоящее путешествие в удивительный мир сказок. В нашем путешествии мы увидим различные волшебные предметы и вспомним сказочных героев. Но для того, чтобы нам с вами туда отправиться, нужно знать много сказок. Скажите, ребята, вы знаете много сказок?(Ответы детей) Отлично!
Ведущий:Ребята, скажите, что такое сказка? Как вы считаете?
(Ответы детей: волшебство, магия, выдуманная история).
Ведущий:Все верно.Ребята, а вы знаете, что бывают сказки, которые передавались от одного человека другому много-много лет подряд? Они называются «народные». А есть те сказки, которые написали авторы. Эти сказки называются «авторские»
Ведущий демонстрирует слайд 2 на презентации, представляет картинки сказок, относящихся к народным и авторским. С названиями авторских сказок указывается автор. Презентация №1. Приложение А.
Ведущий: Давайте подумаем и вспомним народные сказки
(Ответы детей: «Морозко». (Слайд 3), «Колобок». (Слайд 4), «Репка». (Слайд 5), «Теремок». (Слайд 6), «Три медведя». (Слайд 7), «Гуси-лебеди». (Слайд 8), «Лисичка со скалочкой». (Слайд 9)).
Ведущий: Молодцы.
Ведущий: А теперь вспомним авторские сказки…(Демонстрируется слайд 10)
(Ответы детей: «Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне». (Слайд 11), «Сказка о рыбаке и рыбке». (Слайд 12), «Снежная королева». (Слайд 13), «Мойдодыр» (Слайд 14), «Волк и семеро козлят». (Слайд 15)).
Ведущий:Молодцы. Правильно.
Ведущий:
Любят сказки все на свете:
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
Ведущий:О чем же мы с вами сегодня будем говорить, кто догадался?
(Ответы участников: о сказках).
Ведущий:Да, совершенно верно, о сказках. Ребята, перед началом мероприятия вы выбрали жетон. Сейчас справа от меня встают обладатели жетонов в виде «звездочки», слева – обладатели квадратных жетонов.
Участники выполняют задание ведущего, происходит деление участников на команды
Ведущий:Итак, команды готовы. Внимательно у вас первое задание – за 1 минутку придумать название своей команде, связанное с темой нашей сегодняшней встречи. Время пошло!
Участники выполняют задание ведущего
Ведущий:Время вышло. Давайте знакомиться. Итак, первая команда, ваше название Хором, громко______ (Команда хором говорит свое название).
Ведущий:Молодцы, отлично. Теперь вторая команда, ваше название_________(Команда хором говорит свое название).
Ведущий:Прекрасно. Команды справились с первым заданием. Итак, у нас команда ___________ и команда ______. Сегодня мы с вами попробуем узнать, какая же команда лучше знает сказки. Сейчас предлагаю провести разминочную игру. В сказках есть разные сказочные персонажи, имена которых пишутся в одно слово, например, «Колобок», а есть и, например, Баба Яга. Сейчас мы с вами будем вспоминать сложные имена сказочных героев. Внимание! Я называю первое слово имени сказочного героя, а ваша задача – продолжить, то есть назвать вторую часть имени сказочного героя. Например, Алеша… (Ответы участников: Попович). Верно! Каждая команда отвечает по очереди. Если участники одной команды затрудняются ответить в течение 5 секунд, то право ответа переходит другой команде. При правильном ответе команда получает один жетон. Задание понятно? (Следуют ответы участников). Тогда вперед! Будьте внимательны! Начинает команда__________.
Звучит трек № 2.
Разминочная игра «Дополни имя».
Добрыня – Никитич
Кощей – Бессмертный
Илья – Муромец
Карабас - Барабас
Чудо - Юдо
Сестрица - Алёнушка
Братец – Иванушка
Змей - Горыныч
Иван - Царевич
Снежная – Королева
Доктор – Айболит
Конек – Горбунок
Мальчик – с – Пальчик
Золотая – Рыбка
Соловей – разбойник
Винни – Пух
Муха – Цокотуха
Крошка – Енот
Спящая – Красавица
Почтальон – Печкин
Ведущий:Молодцы! Итак, команда _________ получает _ жетонов, команда ___ получает _ жетонов за _ правильных ответов. Молодцы. А сейчас настал черед второго тура «Чему учит сказка?». Будьте внимательны, я бучу вам говорить основную мораль сказки, а вы попробуйте отгадать, какой из сказок он принадлежит. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Задание понятно?
(Ответы участников)
Ведущий:Тогда внимательно теперь начинает команда__________.
Звучит трек № 3. 1 тур. «Чему учит сказка?». Каждая сказка сопровождается картинкой на слайде презентации №1.
1. Не открывай двери незнакомым людям. («Волк и семеро козлят». (Слайд 16))
2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ. («Мойдодыр». (Слайд 17))
3. Не ходи по лесу один. («Красная Шапочка».(Слайд 18))
4. Помогай друзьям в трудных ситуациях. («Репка» и «Гуси-лебеди». (Слайд 19))
5. Не выполняй просьбы малознакомых людей. («Колобок». (Слайд 20))
6. Пей только чистую воду. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка». (Слайд 21))
7. Попав в трудную ситуацию, не паникуй, а постарайся найти из нее выход. («Маша и медведь» и «Снежная Королева». (Слайд 22))
8. Сказка учит трудолюбию, и она о том, что старательный труд и усердие всегда выигрывают. («Три поросенка». (Слайд 23))
Ведущий:Молодцы! Итак, команда _________ получает _ жетонов, команда ___ получает _ жетонов за _ правильных ответов. Молодцы. Так держать! Не сбавляя темп, переходим к третьему туру.
Трек №4. 3 тур. «Юмористическая викторина»
Ведущий: В этом туре вам необходимо отгадать имена сказочных героев или название сказочных предметов. Например, что помогло найти Золушку, сбежавшую с бала?
(Следуют ответы участников: «Туфелька»).
Ведущий:Молодцы, правильно. Задание понятно? (Следуют ответы участников).
Ведущий:За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Будьте внимательны, вопросы сложные, теперь начинает команда__________.
1. В баночке сладкое лекарство Карлсона (Варенье)
2. Сказочная скатерть, на которой появляются любые вкусные блюда (Скатерть – самобранка)
3. Круглый из теста, он от дедушки ушел, он от бабушки ушел (Колобок)
4. Он поймал волшебную щуку, любит кататься на печке и женился на дочери царя (Емеля)
5. Сказочный предмет, который указывает верную дорогу. А еще из него получаются отличные варежки! (Клубочек)
6. Шапка, надев которую, тебя никто не увидит (Шапка – невидимка)
7. Полосатый кот, умеющий вышивать на машинке и петь песни под гитару (Матроскин)
8. Чем лиса угощала журавля из тарелки? (Кашей)
Ведущий: Молодцы, ребята! Итак, команда _________ получает _ жетонов, команда ___ получает _ жетонов за _ правильных ответов. А мы переходим в следующий тур.
4 тур. «Подумаем над сказкой»
Ведущий:Ребята, вам будет представлен видеофрагмент из мультфильма. Ваша задача – определить название мультфильма. Правила немного меняются. Та команда, которая быстрее поднимет руку и даст правильный ответ – получает жетон. Если же команда дает неправильный ответ, то ход переходит команде соперников. Задание понятно?(Следуют ответы участников). Тогда вперед! Начинает_____ команда.
Демонстрация видеофрагмента №1, №2, №3, №4. Ведущий по очереди демонстрирует видеофрагменты командам, фиксируя правильные ответы.
Ведущий:Отлично! команда _________ получает _ жетонов, команда ___ получает _ жетонов за _ правильных ответов. Следующий тур совсем близко и называется он «Мир сказок». Правила игры простые: каждой команде по очереди будет задан вопрос с вариантами ответов. Команда должна выбрать только один правильный ответ. Если команда отвечает правильно – зарабатывает жетон. Команды отвечают по очереди. Задание понятно?
(Следуют ответы участников)
Ведущий:Начинает_____ команда.
Тур «Мир сказок» проходит в виде интерактивного теста. Презентация №2. Приложение 2.
Трек № 5. Тур 5. «Мир сказок»
Ведущий:Отлично. Команда _________ получает _ жетонов, команда ___ получает _ жетонов за _ правильных ответов. Какие сплоченные команды! Ну а мы продолжаем, объявляется следующий тур «Сказочный мир».
Трек №6. 6 тур. «Сказочный мир»
Ведущий: Каждой команде по очереди я буду зачитывать слова, которые помогут определить, о каком мультфильме идет речь. Если команда отвечает правильно – зарабатывает жетон. Команды отвечают по очереди, чтобы дать ответ, нужно дослушать загадку до конца. Задание понятно? (Следуют ответы участников).
Ведущий:Начинает_____ команда. Готовы?
Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка,
В ореховой скорлупке та девочка спала,
И маленькую ласточку от холода спасла. («Дюймовочка»)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? - Вот вопрос. («Золотой ключик» или «Приключения Буратино»)
Был похож на мяч немножко,
И катался по дорожкам.
Укатился он от всех,
Кроме «рыжей», вот так смех! («Колобок»)
Шапочку надела,
И шагает смело
Песенку поет,
К бабушке идет. («Красная шапочка»)
Когда случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же,
Кто я такая, кто мне подскажет? («Золушка»)
Сидит в корзинке девочка,
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет её домой. («Маша и Медведь»)
Ведущий: Какое рвение к победе! Команда _________ получает _ жетонов, команда ___ получает _ жетонов за _ правильных ответов. Настал завершающий тур, который называется «Черный ящик». Каждой команде будет предложен черный ящик. В нем находится предмет из какой – либо сказки. Я прочту лишь по одной подсказке, а вы попробуете определить, что это за предмет. Если команда отвечает правильно – зарабатывает жетон. Команды отвечают по очереди. Задание понятно? (Следуют ответы участников). Начинает_____ команда. Готовы?
Трек №7. 7 тур. «Черный ящик». После правильных ответов ящик открывается и демонстрируется загаданный предмет
Ведущий: Звучит вопрос для команды____________: в чёрном ящике находится фрукт, который погубил молодую царевну. Что это за фрукт?
(Ответ детей: Яблоко)
Ведущий: Молодцы, команда ______________ зарабатывает жетон. Вопрос для команды_______________: Мухе из сказки «Муха-Цокотуха» этот предмет помог приобрести самовар и позвать в гости своих друзей. Что это за предмет?
(Ответ детей: Денежка)
Ведущий: Кто так говорил: «Чего тебе надобно, старче?» в «Сказке о рыбаке и рыбке».
(Ответ детей: Золотая рыбка)
Ведущий:При помощи этого предмета можно смастерить самую красивую одежду, а можно даже убить страшного героя русских сказок. Например, как в сказке «Царевна-Лягушка». Что это за предмет?
(Ответ детей: Игла)
Ведущий: Молодцы, ребята! А сейчас настало время подсчитать количество жетонов у каждой команды. Давайте все вместе подсчитаем жетоны.
Подсчет жетонов.
Ведущий:Итак, сегодня победила команда ______. Аплодисменты. Молодцы, ребята, много сказок знаете. Команда __________, не расстраивайтесь, обязательно читайте сказки, ведь сказки помогают нам попасть в мир доброты, они помогают нам быть добрыми, справедливыми и учат найти выход из любой самой сложной ситуации. Сегодня вы получаете поощрительные призы. А в следующий раз вы обязательно будете первыми! Договорились?
(Ответы детей)
Ведущий награждает победившую команду и раздает команде соперников поощрительные призы.
Ведущий:До новых встреч!
Трек №8. Ведущий покидает зал.
Приложение А.
Презентация «Путешествие в мир сказок»
Слайд 1
Слайд 2
Приложение Б
Интерактивная презентация – тест «Мир сказок»
Слайд 1
Слайд 2