Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познание» в старшей группе «Перелетные птицы»
Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах родного края.
Программное содержание
Образовательные задачи: 1. закреплять с детьми характерные признаки весны;
2. упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
3. расширять представления детей оперелетных птицах, об их жизни в весенний период;
4. дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении;
5. формировать активный интерес к художественному слову;
6. учить отгадывать птиц по голосу.
Развивающие:1. развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений;
2. развивать логическое мышление и внимание;
3. развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться;
4. обогащать словарь детей новыми понятиями;
5. развивать связную речь детей, умениеобразовывать однокоренные слова (грач- грачата, грачонок).
Воспитательные: воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением времени года- весна,птиц; отгадывание загадок о перелетных и зимующих птицах.
Интеграция образовательных областей
«Коммуникация»-развитие свободного общения между взрослым и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
«Познание»-развитиепознавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Социализация»-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения в природе.
«Здоровье»-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Материал к занятию: фонограмма «Голосаптиц»;письмо; дерево; иллюстрации зимующих и перелетных птиц4 разрезные картинки- игра «Собери птичку»; мяч; картинки-раскраски, цветные карандаши и мелки; тексты загадок о перелетных птицах; тексты психогимнастики, игры «Ты -скворец».
Ход НОД
Психогимнастика: Доброе утро, добрый час!
Очень рада видеть вас!
«Доброе утро!»-намптицы щебечут.
«Доброе утро!»-нам шепчут деревья.
«Доброе утро!»-нам солнышко светит.
«Доброе утро! Здравствуйте, дети!
(звучит фонограмма «Пениептиц»)
П: Ребята, что вы слышите (пениептиц).Почемуптицы так радуются (потому что пришла весна)Наступила весна. А какая она?
(ответы детей: теплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная ит. д.)
-Какие чудеса происходят весной (снег превращается в воду, сосульки тают от тепла, лопаются почки, появляются листочки на деревьях, солнце светит ярче.) Но самое главное чудо-это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях
П: Сегодня мы с вами поговорим о птицах.
«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птиц .
П: Ребята, поможем перелетным птицам (да).
-Мы с вами должны отгадать загадки проперелетных птиц
Всехперелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
-Опишите грача, какой он? Чем питается? Когда прилетает (один ребенок рассказывает, другие дополняют)
Кто на елке, на суку,
Счет ведет:«ку-ку»,«ку-ку»(кукушка)
-Расскажите, что вы знаете о кукушке (дети рассказывают, воспитатель дополняет)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
-Опишите ласточку (у нее голова, крылья спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост- как две косички).
Прилетели певцы- молодой весны гонцы.
Они в скворечнике живут,
Песни звонкие поют. (скворцы)
-Расскажите о скворце (дети рассказывают)
П: С первым заданием справились. А давайте и мы на минутку превратимся в скворцов.
Коммуникативная игра «Ты скворец, я скворец»
П:.Второе задание- игра «Собери картинку»
(дети собирают разрезные картинки и называютптиц,изображенных на них)
Воспитатель: Вот и со вторым заданием вы справились. А хотите еще поиграть?
Пальчиковая гимнастика «Тили- тели, птички пели»
Воспитатель: Молодцы, ребята. Продолжим помогать нашим пернатым друзьям? Давайте найдем следующий конверт. Какая цифра должна быть на нем(3).Ой, смотрите мяч лежит. А около него конверт. Проверим,наш ли он.
Дидактическая игра «У кого-кто?»
Воспитатель: Я буду бросать «звучащий» мяч каждому из вас и называть взрослуюптицу. Вы ловите его, называете птенцов птицы и возвращаете мяч мне. (грач- грачата, скворец- скворчата ит. д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте продолжать искать задания от волшебника. С какой цифрой будет следующий конверт(4)
(дети находят конверт с цифрой 4)
Воспитатель: Вам необходимо отгадать птиц по голосу.
(звучит звукозапись,дети отгадывают птиц)
-Какое настроение вызвало у вас пение птиц(радостное, веселое, легко на душе и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а кто знает- какая первая забота у птиц весной (поправитьстарые гнезда и построить новые).
-Из чего строят гнезда птицы(из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, лоскутков, березовой коры ит. д.)Где птицы строят свои гнезда (на деревьях, на земле, под крышей, под балконами, в кустах).Вот посмотрите, ребята, несколько картинок.
Воспитатель: Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев- а внутри, чтобы мягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими ветками.
Аист устраивает гнездо на видном месте-крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток.
Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких деревьев вблизи водоемов. Соломинки, травинки, листья для гнезд они ловят прямо на лету во время ветра.
Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины.
Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками.
Воспитатель: Вот и еще одно задание волшебника выполнено.
Физкультминутка«Зимующие-перелетные птицы»
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно к нам (уптиц здесь родина, они родились здесь, научились летать, добывать себе пищу и т. д.).Правильно, ребята! Да и нам становится веселее, когда вокруг слышны песни птиц. Так пусть же всегда их будет много, ведьптицам не тесно в воздухе.
Воспитатель: Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Где же птицы? Посмотрите, здесь еще один конверт. Что же там (воспитатель открывает конверт, там нарисованные черно-белые птицы)
-Птиц мы расколдовали. Вот они. Но не понятно, где какая? Давайте их раскрасим. (дети раскрашивают птиц и садят на дерево)
Воспитатель: Вы молодцы, ребята! Посмотрите, какое чудесное дерево у нас получилось. Давайте вспомним еще раз, о каких птицах мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали сегодня (ответы детей)
-Я благодарю вас всех за интересную работу. Давайте возьмем наших птичек и посадим на деревьях нашего участка.