Конспект исследовательской деятельности в средней группе
«Волшебница-вода»
(средняя группа)
Тема: «Волшебная водица»
Цели: • Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания;
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Оборудование: пипетка, стаканчики пластмассовые, камушки, цветные полоски, гуашь, кисточки, сахар, молоко, дольки лимона, трубочки. Аудиозапись «шум воды».
Ход занятия:
Приветствие:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Доброе утро, мальчики и девочки!
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки, и хорошее настроение.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, Как вы думаете, зачем мы с вами сегодня собрались в этом зале?
Дети: ответы детей!
Воспитатель: Давайте я сейчас загадаю вам загадки по ответам вы пойме про что пойдет речь
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (дождь)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без ….(воды).
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде.
Воспитатель: правильно. Сегодня к нам в гости придёт Волшебница – вода! Хотите
с ней познакомиться?
Воспитатель 2: - Я Волшебница – Вода. Здравствуйте ребята
Дети: здравствуйте
Воспитатель 2: Сегодня вы узнаете обо мне много интересного! А как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети: Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать.
Воспитатель2: - А давайте проверим ваши ответы, посмотрев презентацию о воде на нашем компьютере. (воспитатель открывает презентацию «Кому и для чего нужна вода?») -O- -O-
Воспитатель2: - Ребята а вы помогаете маме?
Дети : Да
Воспитатель2: А стирать умеете?
Дети : Да
Воспитатель2: Покажите мне, волшебнице – воде, как вы помогаете стирать?
Пальчиковая гимнастика «Стирка».
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и даже брюки –
Ох, устали мои руки!
Воспитатель 2: Ах какие молодцы, настоящие помощники для мамы. – Посмотрите, что я принесла вам.
Воспитатель показывает глобус и говорит: «Мы с вами уже знаем, что глобус – это модель Земли. Дети, скажите, а какого цвета на глобусе больше?
Дети: Синего.
Воспитатель2: Что обозначено на глобусе синем цветом?
Дети: Синий цвет – вода, реки, моря и океаны.
Воспитатель2: Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветно-голубой. Это потому, что синего цвета на нём действительно намного больше чем жёлтого, белого, зелёного и коричневого. А где мы с вами каждый день видим воду?
Дети: она течёт из крана. Зимой – это снег, лёд. А ещё мы видим воду в аквариуме, в чашке, летом в лейке и т. д.
Воспитатель: Да, ребята, без воды все живое погибнет. Вода- это жизнь!
Животные пьют воду, а не которые в ней живут.
Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды. Поэтому люди должны очень бережно относиться к ней.
Воспитатель: А как мы можем бережно относиться к воде?
Дети: Нельзя тратить воду, нельзя загрязнять воду.
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим картинки с изображением как можно и как нельзя относиться к воде и разберем их( 2 мольберта, картинки с изображением о том как берегут и как загрязняют воду, дети должны разделить хорошее и плохое)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы и опыты.
Воспитатель: А вы знаете, где проводят опыты?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: И проводят их лаборанты. Специально обученные люди в белых халатах. Вы хотите стать лаборантами?
Дети: Да.
Воспитатель предлагает пройти в лабораторию
Дети одевают халаты.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем сотрудниками «волшебной лаборатории». А чтобы всё получилось, даже в «волшебной лаборатории»нужно соблюдать правила поведения: как вы думаете какие?
1. Внимательно слушать воспитателя.
2. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. Не забывайте после каждого опыта делать вывод.
Воспитатель: Я приглашаю вас пройти в первую лабораторию, стол с флажком красного цвета.
Опыт №1 «Вода – это жидкость»
Воспитатель: Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыт №2 Приглашаю вас пройти за стол с флажком зеленого цвета: «На определение прозрачности воды»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами два стакана. Определите, в каком стакане вода? (дети показывают).
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет?
Воспитатель: Давайте положим в стаканчик с водой камушек. Видно камушек?
Дети: Да
Воспитатель: А теперь такой же камушек мы положим в стаканчик с молоком. Видно?
Дети: Нет
Воспитатель: Вот мы с вами и убедились, что вода, какая?
Дети: Вода прозрачная.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная, поэтому хорошо видно, что в ней лежит.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти во вторую лабораторию, стол с флажком синего цвета.
Опыт №2 «На определение цвета воды»
Воспитатель: У нас есть разноцветные полоски. Давайте по очереди будем опускать в воду эти бумажные полоски и смотреть, с цветом какой полоски совпадёт цвет воды.
- Ну, что ребята, подошла какая-нибудь полоска по цвету?
Дети: Нет, не подошла.
Воспитатель: тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды?
Вывод: вода не имеет цвета. Она бесцветная.
Воспитатель: Но мы с вами говорили, что вода -волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет. Давайте мы с вами это проверим. У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой?
Дети: вода изменила свой цвет.
Воспитатель: вода приобретает цвет краски : у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
Воспитатель: Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Есть цвет у воды?
Дети: нет.
Воспитатель: значит вода бесцветная.
Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнём.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ -топ, мы руками хлоп -хлоп
Мы глазами миг - миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти в третью лабораторию, стол с флажком жёлтого цвета.
Опыт №3: «На определение вкуса воды».
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите стаканы с чистой водой и опустите в неё трубочки. Попробуйте. Есть вкус у воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: А теперь возьмите дольку лимона и положите в стакан с водой. Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?
Дети: Кислая.
Воспитатель: Правильно, вода стала кислая. А чистая вода, какая?
Дети: Безвкусная.
Воспитатель: А если в неё добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в неё положили.
Вывод: вода безвкусная, а если в неё добавить какое-либо вещество, то она приобретает вкус этого вещества.
Опыт №4: «На определение запаха воды».
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте поднесём воду к носу и узнаем, пахнет вода или нет.
Дети: Нет.
Воспитатель: А теперь положите дольку лимона в воду. Есть запах?
Дети: Есть.
Воспитатель: А почему вода с лимоном пахнет?
Дети: Потому, что лимон пахнет.
Воспитатель: Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?
Дети: Вода не имеет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха, но если в неё добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того, что в неё добавили.
Воспитатель: Ребята вам понравилось работать в «волшебной лаборатории»? Что больше всего запомнилось?
Давайте ещё раз вспомним, что вы сегодня выявили в ходе экспериментов.
Ребята вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы давай похлопаем себе и своим товарищам!
Воспитатель2: Я волшебница – вода пришла к вам в гости сегодня не одна, а с подружкой. Она живёт в морях-океанах. Хотите с ней познакомиться?
Воспитатель знакомит детей с разноцветной морской рыбкой. Дети рассматривают её.
Воспитатель: Моя подружка – рыбка заблудилась на дне морском и потеряла своих подружек. Давайте ей поможем. Я приготовила вам раскраски – рыбки. Давайте их раскрасим и подарим подружек нашей гостье.
Дети под музыку разукрашивают рыбок.
Воспитатель: какие молодцы, ребята. Какие замечательные рыбки у вас получились. Давайте подарим ваших рыбок нашей гостье.
Сегодня вы много интересного узнали о волшебнице – воде. Вода – это жидкость, безвкусная, прозрачная, не имеет запаха, не имеет собственной формы. Вода пресная и солёная имеет разную плотность.
Но пришла пора прощаться. Волшебница – вода и её подружка морская рыбка с вами прощаются. До свидания, ребята.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были любознательными, активными, много интересного узнали о воде. Я хочу, чтобы вы взяли эти волшебные капельки, потому что вода действительно волшебная. Пусть эти капельки напоминают вам о своей волшебной силе, а ещё о том, что мы должны беречь каждую капельку воды, использовать бережно. Вы сегодня дома расскажите мамам и папам, как правильно беречь воду и с какими свойствами воды Вы познакомились.