Тема: «О чем поет ветер?».
Задачи:
1.Закрепить знания детей о ветре – удивительном природном явлении, вспомнить о причинах его возникновения, обогатить словарный запас детей.
2.Развивать у детей воображение и фантазию, повышать интерес к экспериментальной деятельности.
3.Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: презентация о значении ветра в жизни человека, костюм Ветерка для ребенка, таз с водой, бумажные кораблики, прозрачные стаканчики, пакеты, синяя и красная лента, листы бумаги для веера, флажки, ветрячки.
Ход образовательной деятельности:
1.Беседа с детьми.
- Ребята, отгадайте загадку о нашем необычном госте.
- Неизвестно, где живет,
Налетит – деревья гнет,
Засвистит – по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.
- Что такое ветер?
- Почему дует ветер?
- Как узнать, есть ли ветер на улице?
2.Появление Ветерка.
(В группу забегает Ветерок, бегает, кружится, играет с детьми).
- Здравствуйте, ребята. Я – веселый Ветерок. Я прилетел к вам в гости. Посмотрите на меня, я вам нравлюсь? А каким я могу быть?
(Дети придумывают яркие, красочные эпитеты, характеризующие ветер).
- Я могу приносить прохладу жарким летом, морозной зимой могу вызвать потепление, на гладкой водной поверхности могу поднять большие волны. Посмотрите, что я умею.
(Ветерок подбегает к тазу с водой, дует, появляются волны).
- Ветерок, ты нам с ребятами очень понравился, оставайся с нами, погости, отдохни, послушай и посмотри, что знают ребята о ветре.
3.Просмотр презентации о значении ветра для людей.
- Какую пользу приносит ветер людям?
- Может ли ветер быть опасным для человека? Какие беды он может приносить людям?
- Что такое флюгер?
- Как называется сильный ветер на море?
4.Игра «Ветер по морю гуляет».
- У нас с вами тоже есть небольшое море и кораблики. Давайте мы сейчас устроим соревнование: чей кораблик быстрее переплывет море и достигнет берега.
(Проводится соревнование бумажных корабликов, дети дуют на воду и заставляют плыть кораблики).
5.Экспериментальная деятельность.
- Ребята, мы знаем, что ветер – это движение воздуха. Давайте докажем, что воздух есть везде вокруг нас и вспомним свойства воздуха.
Опыт №1.
(Для опыта понадобятся мисочка с водой и прозрачные стаканчики. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать в воду. Держать стакан нужно ровно. Вода в стакан не попадает, т.к. в стакане есть воздух, он не пускает воду. Чуть наклонить стакан и можно увидеть пузырьки – это выходит воздух, а его место занимает вода).
Опыт №2.
(Поймать воздух в прозрачные пакетики, удерживать его там. Вохдух прозрачный, невидимый, упругий).
6.Поговорки о ветре.
- О ветре сложено много поговорок, пословиц, написано много стихов. Давайте мы с вами познакомимся с некоторыми поговорками и выясним их значение.
«Ветер в голове»
«Ищи ветра в поле»
7.Подвижная игра «Северный и Южный ветер».
( Выбираются двое водящих – Северный и Южный ветер. Северному ветру повязывается синяя ленточка, Южному ветру – красная ленточка. Северный ветер своим касанием «замораживает» детей, они останавливаются на месте и ждут, когда их «разморозит» Южный ветер).
8.Изготовление веера вместе с детьми.
- Ребята, при помощи чего мы сами можем вызвать ветер?
( фен, вентилятор, пропеллер, веер)
- А вы хотите научиться делать веер?
- Сейчас мы с вами научимся делать веер, который пригодится нам в жаркую погоду.
9.Игры с ветром на улице.
(«Поймать» ветер при помощи флажков, ветрячков, вертушек).
10.Заключительное слово педагога, сюрприз от Ветерка).