Применение информационных технологий на уроках учебной практики по профессии «повар, кондитер»
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя и студентов новые возможности. Наглядность ‒ это один из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь студенту качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности студентов. Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность, возрастает их активность, формируется положительное отношение к профессии.
На уроках учебной практики мастер производственного обучения обязан наглядно показать все технологические процессы приготовления пищи, но для этого требуются дополнительные материальные ресурсы, также нет возможности продемонстрировать студенту абсолютно все технологические процессы, так как время учебной практики ограничено и регламентировано. На уроках учебной практики часто встречается следующая проблема, часть студентов не успевает повторить трудовые приёмы мастера производственного обучения, мастеру приходится выделять дополнительное время для повторных показов трудовых приёмов каждому студенту по отдельности, с помощью презентаций или видеоуроков эта проблема легко решаема, можно просто повторно включить, момент выполнения нужного технологического процесса и студенты смогут их повторить. Использование ИКТ облегчает работу педагога и помогает студенту лучше вникнуть в процесс обучения, с помощью видеоурока мастер производственного обучения получает возможность не показывать лично трудовые приёмы студентам, что способствует значительной экономии материальных средств (отпадает нужда в дополнительном сырье для приготовления блюд). Наглядные пособия решают ещё одну проблему, как выше было сказано, учебное время ограничено, и нет возможности на практике приготовить весь спектр блюд. К примеру тема урока «Приготовление блюд из рубленного мяса», на уроке студенты с мастером могут приготовить только четыре или пять блюд из рубленного мяса, но дополнительно можно охватить данную тему более широко, и с помощью видеоурока посмотреть другие блюда из рубленного мяса, их приготовление, особенности подачи и т.д. Просматривая со студентами видеоролики по приготовлению блюд с нарушением технологического процесса можно извлечь пользу, студентам ставится задача выявить нарушения технологического процесса при приготовлении блюд, таким образом, педагогом применяет метод мозговой атаки ‒ один из наиболее эффективных методов в ситуации отсутствия свежих и неизбитых решений. Он помогает найти оригинальные идеи и задействовать ресурс коллектива по максимуму. Суть мозгового штурма состоит в творческом споре студентов относительно определённой проблемы. Учебный фильм может демонстрироваться в начале, середине и в конце урока в зависимости от цели включения его в урок, дидактического назначения.
Готовясь к уроку с использованием учебного кинофильма, я обязательно просматриваю его, что позволяет продумать цель и место данного средства обучения в уроке. По ходу просмотра фильма, подготавливаю вопросы и задания для студентов. Перед любым просмотром необходимо сформулировать цели демонстрации, дать вопросы, задания, что делает восприятие фильма целенаправленным. Для использования в своей деятельности ИКТ с пользой, я прохожу курсы повышения квалификации, повышаю свой уровень знаний, изучая всё новые и новые программы для монтажа фильмов, для составления презентаций, мультимедиа и т.д.
Работая долгие годы в учебном заведении, я в своей практике применяю компьютерные технологии, что позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание обучающихся, повышает творческий потенциал личности и мотивацию, стимулирует мою деятельность, упрощая подготовку к занятиям в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования раздаточного материала к уроку. Появляются дополнительные возможности: развивать, модернизировать, накапливать электронные материалы. мультимедиа сочетают информационные и вычислительные возможности современных компьютеров, значительно расширяют возможности представления учебной информации.
Одно из главных преимуществ использования мультимедийных и компьютерных технологий в обучении состоит в возможности выведения иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении можно нарисовать требуемые таблицы, схемы, иллюстрации на доске, бумаге или показать на плакате. Но рисование на доске прерывает контакт с учащимися, занимает много времени, ограничивает размеры и сложность схем. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. На уроках производственного обучения в условиях технологической лаборатории, для подготовки поваров при изучении новой темы воспроизводятся в электронном виде такие методические материалы, как: схемы первичной обработки овощей, рыбы, мяса. Таблицы видов нарезки и кулинарного использования овощей; видов и кулинарного использования полуфабрикатов из рыбы, мяса и др. продуктов; схемы приготовления блюд; инструкционные карты с указанием последовательности выполнения технологических операций и приёмов карточки-задания, тесты, технологические карты и др.
Другое преимущество мультимедийной техники заключается в том, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала. Большим достоинством использования мультимедийных систем обучения является помощь в заполнении дневников по производственному обучению. Дневник заполняется не только под диктовку или с помощью печатного на бумаге материала, но и с экрана; а также возможность показа электронных презентаций, слайдов, учебных фильмов, чередование в определённой последовательности просмотра фрагментов с практическим показом выполнения заданий. Соответственно, большее количество времени на уроках производственного обучения уделяется практической деятельности обучающихся с целью формирования их познавательных интересов, решения обучающей задачи. Использование электронных презентаций делает урок более интересным, насыщенным, иллюстративным. Они могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала, выполнении практических заданий и при организации текущего контроля знаний. В зависимости от построения сценария урока я включаю в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.
Как правило, я использую технологии мультимедиа на вводном инструктаже при изучении нового и повторении пройденного учебного материала. Презентация позволяет не просто вести беседу с обучающимися, задавая вопросы по теме, и тем самым, заставляя их актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения. Анализ представленной информации способствует развитию мышления обучающихся. Например: при повторении пройденного материала на вводном инструктаже задаю вопросы по теме урока «Приготовление котлетной массы»: «Из каких последовательных операций состоит процесс приготовления блюд из котлетной массы?” Обучающиеся отвечают. Затем, с использованием анимации и других возможностей программы MS Office, Power Point, следует ответ на экране, и все сравнивают свой ответ с с правильным ответом в виде иллюстрированных слайдов и красочных фотографий блюд. В другом случае, обучающийся рассказывает технологическую схему обработки овощей, рыбы или мяса, затем правильность его ответа сопоставляется с ответом на электронной схеме. Таким образом, обучающиеся легче усваивают изучаемый материал, а мастер может объективно и наглядно оценить уровень их теоретической подготовки.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе урока большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи мастера, преподавателя. Однако элементы занимательности на занятиях, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово, вызывают неподдельный интерес к изучаемой теме, желание узнать и научиться большему; в дальнейшем формируют устойчивую мотивацию изучения данного предмета или овладения теми или иными практическими навыками.
Применение разнообразных форм обучения на уроках и во внеурочное время (упражнения, конкурсы, викторины составление и разгадывание кроссвордов, поиск интересной и нужной информации для рефератов, блиц-опросы, создают положительный эмоциональный фон деятельности обучающихся. Все формы обучения, перечисленные выше, можно реализовать с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Например, практикую в своей работе использование электронных плакатов по изучению технологического оборудования предприятий общественного питания Информация, размещённая на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, показа практических приёмов, операций воспитывает интерес к уроку, делает его более привлекательным. Заинтересовать – значит удивить. Обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования культуры личности.
Изучение теоретической части многих тем образовательной области, предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с первого курса, обучающиеся получают задания для участия в конкурсах, предметных неделях, других внеклассных мероприятиях, по поиску дополнительной, занимательной информации для стенгазет, рефератов, электронных презентаций. Например: найти сведения об истории блюд, интересные старинные кулинарные рецепты, происхождение названий блюд, традиции, обряды, связанные с ними.
Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, так как приходится искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, компьютерной базе данных, в электронном документе, в интернете с использованием поисковых систем. Поиск и обработка информации могут рассматриваться, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучающихся с компьютером. При работе с большим объёмом информации у обучающихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность.
Основная цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательной работе педагога – это активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения, внеурочных мероприятиях, развитие творческого потенциала, воспитание смелости мысли, уверенность в себе, в своих творческих силах.