Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс
Тема: «О чём рассказывают гербы»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:Сформировать понятие о гербе, о его символике.
Задачи:
-личностные:
формировать уважительное отношение к своей семье, своему Отечеству;
развивать коммуникативное взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
формировать интерес к истории и искусству родного края
-метапредметные:
обучить начальным умениям проектной деятельности;
развивать способности создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства;
формировать логические операции сравнения, анализа, аналогии;
развивать воображение и эстетический вкус.
-предметные:
научить располагать геральдические элементы в определенном композиционном пространстве;
систематизировать знания о геральдических фигурах, символике цвета и негеральдических фигурах как об основных элементах композиции герба;
закрепить навыки работы с различными материалами (гуашь, акварель).
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование интереса и положительной мотивации к учебной деятельности и к учебному материалу;
освоение норм общения в процессе коммуникативного взаимодействия;
формирование рефлексивного отношения к учёбе.
Метапредметные:
принятие и сохранение учебной задачи; умение ставить цели предстоящей работы, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
умения искать и выделять необходимую информацию; понимать и выделять ее существенные признаки; строить ответ в устной форме; использовать научную терминологию.
принятие позиции другого человека; умение строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять учебное сотрудничество; оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания .
Предметные:
понимание роли изобразительного искусства как части общечеловеческой истории и культуры;
освоение опыта творческой деятельности;
овладение навыками работы с различными материалами .
Ход урока.
1. Ориентировочно-мотивационный этап:
Приветствие учащихся
Учитель предлагает обучающимся обратить внимание на карточку №1 которая лежит на парте и ответить на вопрос «Что на ней изображено?»
Ответы учеников.
Учитель:Давайте вместе сформулируем тему урока.
Ответы учеников
Учитель: Да, мы сегодня будем говорить о гербах. Тема нашего урока «О чём рассказывают гербы».
Учитель. Что такое герб?
Ответы учеников
2. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия
Учитель. Герб - немецкое слово, в переводе на русский означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.
Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Такими простейшими знаками в виде палочек, зарубок, элементарных рисунков ремесленники помечали свои изделия, крестьяне – инвентарь и скот. Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, медалях древних государств. В третьем тысячелетии до нашей эры в Шумере это был орёл с львиной головой, в Египте – змей, в Армении – лев, в Византийской империи – двуглавый орёл. В то время гербы имели не только государства, но и города. Гербом Афин была сова, Коринфа – крылатый конь. Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события.
Особую разновидность представляют гербы, появившиеся в Западной Европе в одиннадцатом – двенадцатом веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. (Карточка №2) Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее они стали более осмысленными, их целью было увековечить ратные подвиги владельца, ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда и появилось слово герб.
Мы живем с вами в России, у нашей страны есть свой герб.
Герб страны обязательно изображается на всех важных государственных бумагах. Например, государственный герб украшает все указы Президента России, а также паспорта российских граждан и другие документы, выдаваемые российским государством. Где еще можно увидеть герб России?
Ответы учащихся
Учитель:Какие цвета используются при создании гербов?
Ответы учащихся
Учитель:Выбранный цвет имел символическое значение:
Золотой – символ богатства и справедливости;
Серебро – символ невинности и чистоты;
Червлёный (тёмно – красный) – символ любви, смелости;
Голубой – символ красоты и величия;
Зелёный – символ изобилия и надежды;
Пурпурный (красный с оттенком синего) – могущество;
Чёрный – мудрость и печаль.
В 17 веке сложился обычай передавать цвета при изготовлении печатей, монет и медалей посредством штриховки и пунктировки.
Учитель:Давайте рассмотрим элементы старинных гербов в учебнике на с.136 - 137.
Самую важную часть герба – щит – обычно поддерживают фигуры щитодержателей. Это могут быть люди, птицы, звери, фантастические существа, стоящие на задних лапах. Верхнюю часть герба венчает изображение короны, а также шлем. Справа и слева от короны располагаются причудливые завитки – намёт. Герб в нижней части украшает лента с девизом, указывающим на жизненные ценности.
Итак, ребята, мы с вами рассмотрели форму герба, рассмотрели геральдические и негеральдические фигуры, рассмотрели значение цвета на гербе.
Учитель. Ребята, скажите мне, кто может иметь свой герб?
Ответы учащихся
Учитель:Свои гербы имеют государства и отдельные города. В гербах отражают то характерное, что присуще данному городу: природу, историю, образы народных сказаний и т.д. Свои гербы имеют и республики, входящие в состав Российской федерации.
Учитель: А ваши семьи имеют свои гербы?
Ответы учащихся
Учитель:А хотели бы?
Ответы учащихся
Учитель: Сегодня у каждого из вас есть такая возможность на уроке изобразить герб своей семьи и представить его, но для того, чтобы правильно составить свой герб, надо помнить об элементах, из которых состоит герб, помнить значение его цветов и фигур.
Выставка готовых работ.
3. Домашнее задание
Стр. 134 – 139 учебник ИЗО 5 класс
5