Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. ОБЖ
  3. Конспект урока: "Жизнь и здоровье человека. Безопасность жизнедеятельности. Риски и опасности".

Конспект урока: "Жизнь и здоровье человека. Безопасность жизнедеятельности. Риски и опасности".

0 подписчиков
Конспект данного урока поможет сформировать у учащихся понятие о здоровье и основные составляющие здоровья, рассмотреть понятие «риск» и охарактеризовать оправданные и неоправданные риски, развивать умение оценивать риски, возникающие в повседневной жизни, формировать навыки, способствующие сохранению здоровья, воспитывать бережное отношение как к собственному здоровью, так и к окружающему миру.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

ОБЖ

Категория

ОБЖ
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема урока: Жизнь и здоровье человека. Безопасность жизнедеятельности. Риски и опасности

Цель: сформировать у учащихся понятие о здоровье и основные составляющие здоровья, рассмотреть понятие «риск» и охарактеризовать оправданные и неоправданные риски, развивать умение оценивать риски, возникающие в повседневной жизни, формировать навыки, способствующие сохранению здоровья, воспитывать бережное отношение как к собственному здоровью, так и к окружающему миру.

Материалы и оборудование: фотографии или иллюстрации по чрезвычайным и экстремальным ситуациям, компьютерная презентация MS РоwerPoint

Понятие: безопасность жизнедеятельности, риск, окружающая среда, здоровье, экстремальная, чрезвычайная ситуация.

Тип урока: исследование нового материала.

Ход урока

I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

1. Приветствие.

2. Проверка присутствия учащихся.

3. Проверка готовности учащихся к уроку.

4. Проверка подготовленности помещения к уроку.

5. Концентрация внимания.

6. Постановка задач урока.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

  • Фронтальная беседа

— Вспомните, что такое опасность и опасность.

– Что нужно делать, если вы попали в опасную ситуацию?

— Влияет ли образ жизни человека на его здоровье?

ІІІ. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Вопросы к учащимся

Приходилось ли вам оказываться в опасных, рискованных ситуациях?

Кто помог вам найти выход из подобной ситуации?

Какую помощь вы можете оказать, если человек рядом с вами окажется в сложной ситуации?

  • Сообщения темы урока, постановка целей и задач урока

Эпиграф к уроку:

Человек есть мерила всех вещей.

Протагор, древнегреческий философ

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Безопасность жизнедеятельности

  • Рассказ учителя с элементами беседы

Каждый день в солнечную погоду или в дождь иуды выходят из своих домов, спешат на работу, на обучение, общаются, передвигаются на автомобилях или в общественном транспорте — просто живут и работают. И каждый день человека окружает множество опасностей. Это могут быть как опасности природного происхождения бури, ураганы, цунами, землетрясения, так и опасные ситуации, возникающие в результате деятельности самого человека, пожары, аварии на дорогах, взрывы опасных веществ в быту и производстве или криминальные опасности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это наука, изучающая проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде.

Демонстрация таблицы (или схемы).

Окружающая среда или окружающая среда

Естественное

Техногенное

Социальное

Природная среда   – это биосфера, внешняя оболочка Земли, охватывающая часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Техногенная среда   создана человеком. Различают бытовую и производственную техногенную среду.

Бытовая среда   — это среда обитания и отдыха человека (жилые здания, стадионы, театры, кинотеатры, различные коммунальные сооружения, общественный

транспорт). Производственная среда - это среда, в которой человек осуществляет свою трудовую деятельность (заводы, фабрики, научные учреждения и т.п.).

Социальная среда   – окружающий человека социальный мир (социум), объединяющий общественные (материальные и духовные) условия становления, существования, развития и деятельности людей.

Человек и окружающая среда неразрывно связаны между собой и влияют друг на друга. В древности человек более страдал от природных явлений и опасностей, а сегодня, в эпоху технического прогресса, ситуация изменилась — влияние деятельности человека на окружающий мир несет признаки опасности для природной среды, для здоровья человека, и даже для выживания человечества в целом.

  • Прием «Свободный микрофон»

— Вспомните, каким образом окружающая среда может повлиять на здоровье человека.

— Какие примеры негативного влияния деятельности человека на окружающую среду вы можете назвать?

2. Здоровье и благополучие

  • Слово учителя

— Почему следует заботиться о здоровье?

У каждого человека своя мотивация быть здоровым: кто хочет быть красивым, стройным; некоторые считают, что для достижения успешной карьеры в определенной профессии нужно быть здоровым человеком; для кого-то здоровье означает сбережение средств на лекарствах, а для некоторых – это активное долголетие, радость полноценной жизни. Как бы то ни было, но общеизвестно то, что лечиться гораздо дороже, чем вести здоровый образ жизни. Не случайно, поздравляя друг друга с днем ​​рождения или по поводу другого праздника или события, мы желаем здоровья и счастья. Действительно, эти два понятия неразрывно взаимосвязаны. Безусловно, без здоровья не может быть счастья. Поэтому, чтобы сохранить собственное здоровье и здоровье других людей, необходимо усовершенствовать умения и навыки здорового образа жизни.

Давайте поподробнее рассмотрим понятие «здоровье».

По определению Клавдия Галена, древнеримского врача и естествоиспытателя, классика античной медицины, «Здоровье — это состояние, при котором мы не чувствуем боли и не мешаем выполнять функции нашей повседневной жизни и делать все, что мы хотим».

То есть здоровье – это состояние живого организма, при котором все органы способны выполнять свои жизненные функции.

Но такое определение охватывает только биологические показатели. А человек, хоть и является частью живой природы, выполняет не только биологические, но и социальные функции.

Здоровье – это функциональное состояние организма человека, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, достаточно высокий уровень самочувствия, а также рождение здорового потомства.

  • Слово учителя

Благополучие – это удовольствие от насыщенной событиями жизни. Вам это нравится? Конечно, каждому хотелось бы иметь интересную жизнь, верных друзей, каждый стремится заниматься любимым делом и добиться в нем успеха.

Проанализировав опыт многих благополучных, успешных и счастливых людей, ученые заключили: чтобы быть благополучным, успешным, счастливым, нужно учиться этому так же, как математике, химии или истории.

Мы также будем приобретать полезные жизненные навыки. В 6-м классе мы научимся планировать свое время, рационально питаться, ухаживать за своим телом, тренироваться и закаляться. Надеюсь, что эти умения станут неотъемлемой.

плетением вашего образа жизни.

3. Жизненные навыки, способствующие сохранению здоровья

  • Слово учителя

Жизненные навыки – это способность человека к положительному поведению, преодоление трудностей повседневной жизни (согласно определению ВОЗ).

— Как вы думаете, какие навыки способствуют сохранению и улучшению здоровья человека?

  • Работа в группах (или парах)

Учащимся предлагается обдумать и тезисно записать (можно на черновиках) ориентировочный перечень навыков, способствующих сохранению здоровья.

  • Беседа, заполнение схемы на доске и в тетрадях

Вниманию учащихся предлагается схема «Навыки, способствующие здоровью», отражающая распределение навыков по трем составляющим здоровья.

Можно распечатать незаполненную схему, а учащиеся дополнят ее своими примерами. (раздаточный материал к уроку.)

Задание: распределить по трем столбикам те навыки, которые были записаны на предыдущем этапе (во время работы в группах).

Ориентировочное содержание схемы:

4. Понятие о риске. Оправданные и невыгодные риски.

Сегодня проблема сохранения здоровья и безопасной жизнедеятельности - одна из основных проблем мирового сообщества. Причины обострения проблемы безопасности жизнедеятельности активно изучаются и анализируются. Среди них истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сложная демографическая ситуация, низкий уровень экологической культуры. Даже в обыденной жизни человека окружает множество потенциально опасных предметов и ситуаций.

  • Исследовательская деятельность учащихся

Выдвигается гипотеза: «Любая деятельность потенциально опасна».

Задание:

1. Исследовать, какие потенциальные опасности окружают человека каждый день.

2. Разработать алгоритм действий при попадании в чрезвычайную, экстремальную ситуацию.

Для подтверждения или опровержения предлагаемой гипотезы, нам нужно овладеть определенными знаниями.

Этапы исследовательской деятельности:

1. Работа с учебником, запись в тетради определений.

Учащиеся самостоятельно прорабатывают текст учебника, записывают определение понятия «риск», изучают и записывают классификацию видов риска (в виде схемы или таблицы).

2. Составление опорного конспекта в тетради по рассказу учителя.

  • Рассказ учителя с элементами беседы

Экстремальная ситуация   – это условия, при которых существует реальная угроза жизни и здоровью человека.

Чрезвычайная ситуация   – это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или территории, что привело (может привести) к гибели людей или значительным материальным потерям.

– Что такое риск? Какие виды риска вам уже известны?

Риск   это возможная опасность. Риски бывают оправданы и неоправданны.

Оправданные и неоправданные риски

Иногда риск является делом благородным. К примеру, отказаться от опасного предложения, защитить того, с кого насмехаются одноклассники, даже первым подойти, чтобы познакомиться. Такие ситуации требуют определенной смелости, а иногда и изрядной отваги. Но в то же время именно при сложных обстоятельствах человек приобретает уверенность и развивается как личность.

  • Назовите еще примеры оправданного риска. (принять участие в соревнованиях, защитить

более слабого, спасать чью-то жизнь, потушить небольшой пожар и т.д.)

  • Назовите несколько примеров неоправданного риска. (Оставлять без присмотра малышей

детей, заплывать на глубину, играть со взрывоопасными веществами, ходить по ломкому льду, перебегать дорогу перед автомобилями.)

Некоторые люди склонны к неразумным рискам — курят, употребляют алкоголь, наркотики, агрессивно ведут себя или совершают противоправные действия. Такое поведение называют неоправданно рискованным.

Обычно определенные виды рискованного поведения влекут другие. Поэтому говорят, что курение, употребление алкоголя, наркотиков, насилие и другие безответственные поступки «ходят рядом». Большинство уголовных преступлений, ДТП, утоплений, несчастных случаев в быту и на производстве связаны с неоправданно рискованным поведением.

Как вы думаете, как можно оценить потенциальную опасность (рискованность) ситуации?

Для того чтобы определить уровень опасности, используют:

  • категории опасности (катастрофическая, критическая, предельная, незначительная), устанавливающая количественное значение относительной серьезности вероятных последствий опасных условий;

  • уровень вероятности опасности (частая, случайная, отдаленная, невероятная).

Типы опасных ситуаций:

1. Естественные опасности. Разделяются на абиотические и биотические.

Абиотические угрозы обусловлены действием неживой природы.

По месту возникновения их разделяют:

  • на литосферные (землетрясения, извержения вулканов, оползни, горные обвалы, выбросы горных пород, эрозию почв и т.п.); 

  • гидросферные (цунами, наводнения, снежные лавины, ледовые пробки, штормы и т.п.);

  • атмосферные (ураганы, ливни, град, туманы, молнии, гололед и т.п.);

  • космические (падение большого космического тела, солнечное и космическое излучение).

Биотические  опасности, обусловленные действием одних организмов на другие, то есть создаются опасными растениями, животными, рыбами, насекомыми, грибками, бактериями, вирусами.

Природными источниками опасностей порождаются такие опасные и вредные явления, как аномально высокие или низкие температуры, естественное ионизирующее и ультрафиолетовое излучение и тому подобное.

2. Техногенные опасности. Возникли появления первых городских поселений, когда начали появляться искусственные технические сооружения. Настоящая техносфера сформировалась в эпоху

промышленной революции, когда пар и электричество позволили многократно расширить технические возможности человека. Возникли процессы, не свойственные биосфере, такие как

получение металлов и других веществ, производство энергии на атомных электростанциях, синтез неизвестных органических веществ. Одновременно с этим резко возросла вероятность опасностей, связанных с технологической деятельностью человека.

      3. Социальные и политические угрозы. Связан с жизнью человека в обществе. Носителями социальных опасностей являются как отдельные люди, так и определенные социальные группы. Распространение социальных угроз обусловлено особенностями поведения людей. Социальными опасностями являются все противоправные (незаконные) формы насилия, употребление веществ, нарушающих психологическое и физиологическое равновесие человека (алкоголь, наркотики и т.п.), мошенничество, шарлатанство. К наиболее характерным политическим опасностям можно отнести конфликты на межнациональном и межгосударственном уровнях, терроризм, идеологические, межпартийные и вооруженные конфликты, войны.

      4. Естественно-социальные опасности. Создаются факторами биологического и антропогенного происхождения. К природно-социальным опасностям относятся эпидемии инфекционных заболеваний, венерические заболевания, СПИД, наркомания.

Ситуации, требующие немедленных действий с высоким уровнем риска, относятся к экстремальным и чрезвычайным.

Причины возникновения чрезвычайных ситуаций:

  • аварии

  • катастрофы

  • стихийные бедствия

5. Оценка рисков в повседневной жизни

  • «Мозговой штурм»

— Предложите варианты возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Методический совет

«Мозговой штурм» — это эффективный интерактивный меиод коллективного обсуждения. Он побуждает выявлять знания путем выражения мнений всех участников, помогает находить несколько решений по конкретной проблеме.

Этапы коллективной работы:

1. Создание банка идей. На данном этапе важно воздерживаться от критических замечаний, главная цель – наработать как можно больше возможных решений. В том числе на первый взгляд кажущихся нецелесообразными. Если идеи явно иссякли, следует переходить к следующему этапу.

2. Анализ идей. Все высказанные идеи рассматриваются критично. При этом следует придерживаться основного правила: в каждой идее желательно найти что-нибудь полезное, рациональное зерно, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

3. Обработка результатов. Отбираются наиболее удачные решения, создается алгоритм действий при попадании в чрезвычайную ситуацию

  • Shape3Shape2Shape1

    Активно действуй!

    Разработай план действий

    Оцени ситуацию и возможные риски

    Анализ и обсуждение схемы «Алгоритм действий в чрезвычайной ситуации»
Shape5Shape4
  • Подведение итогов исследовательской деятельности. Метод «ПРЕСС»

Вопросы для пресс-метода:

1. Доказали ли мы нашу рабочую гипотезу, что любая деятельность потенциально опасна?

2. Какие действия наиболее эффективны в экстремальной ситуации?

Этапы:

1. Позиция.Я считаю, что   … (Выразите свое мнение, объясните, в чем заключается ваша точка зрения.)

2. Обоснование.Потому что   … (Приведите причину появления этого мнения, то есть на чем основываются доказательства в поддержку вашей позиции.)

3. Пример.Например…   (Приведите факты, подтверждающие ваши доказательства, они укрепят вашу позицию.)

4. Выводы.Поэтому  … (Обобщите свое мнение, сделайте вывод о том, что необходимо делать; то есть это призыв принять вашу позицию.)

V.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 

  • Практическая работа «Отработка алгоритма действий при попадании в экстремальную ситуацию»

Учащиеся работают в парах. Результатом работы являются два составных алгоритма с перечнем действий в предложенных ситуациях.

Составьте алгоритм действий:

1) Для подростков, оказавшихся в кинотеатре и услышавших сигнал пожарной тревоги;

2) в ситуации, когда ваш товарищ получил травму ноги при падении.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

В течение недели старайтесь анализировать, как часто вам приходится рисковать.

VI. ИТОГ УРОКА.

  • Фронтальная беседа

- Достигли ли мы цели урока?

- Какие выводы вы сделали сегодня?

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект данного урока поможет сформировать у учащихся понятие о здоровье и основные составляющие здоровья, рассмотреть понятие «риск» и охарактеризовать оправданные и неоправданные риски, развивать умение оценивать риски, возникающие в повседневной жизни, формировать навыки, способствующие сохранению здоровья, воспитывать бережное отношение как к собственному здоровью, так и к окружающему миру.
0 ₽
Важнейшей задачей образования является научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных сетей, интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее. Компьютеры сегодня имеют все большее значение в процессе образования и вообще познания нового, так как эта деятельность связана с восприятием, получением, и обработкой большого объема информации.
0 ₽
«Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола). Применение спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека» Цель урока: изучить химические свойства предельных одноатомных спиртов; отработать навыки составления уравнений химических реакций; рассмотреть отрицательное влияние спиртов в жизни человека.
0 ₽