Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Применение ИКТ на уроках химии и биологии

Применение ИКТ на уроках химии и биологии

0 подписчиков
Важнейшей задачей образования является научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных сетей, интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее. Компьютеры сегодня имеют все большее значение в процессе образования и вообще познания нового, так как эта деятельность связана с восприятием, получением, и обработкой большого объема информации.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Педагогическая мастерская

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Применение ИКТ в преподавании химии и биологии.

2.1 Преимущества и недостатки использования ИКТ на уроках химии и биологии.

В статье Полторак Е.В. «Использование ИКТ на уроках химии как фактор повышения учебной мотивации учащихся», указывается на то, что будущее требует от современной молодежи большого запаса знаний в области использования информационных технологий. Важнейшей задачей образования является научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных сетей, интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее. Компьютеры сегодня имеют все большее значение в процессе образования и вообще познания нового, так как эта деятельность связана с восприятием, получением, и обработкой большого объема информации.

В настоящее время при обучении современной молодежи необходимо учитывать, что нынешнее поколение выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует быстрого, динамичного, с постоянной зрительной стимуляцией образовательного процесса. Новые информационно-коммуникационные технологии позволяют справиться с этой проблемой и направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие.

Химия и биология считаются одними из наиболее трудных общеобразовательных дисциплин, изучаемых в школе. И уже через некоторое время после начала изучения активность и интерес учащихся, а также качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в которых учащиеся не успевают хорошо разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем [35].

Как повысить познавательную активность учащихся на уроках химии и биологии? Ведь качество знаний учащихся во многом определяется их отношением к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии помогают решить эту проблему.

Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Учитель: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно – направляющей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных химических и биологических лабораторий, интернета, новых средств обучения. Задача учителя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями учащихся, а также с их умением использовать компьютер [15].

Цель применения компьютера на уроках химии и биологии - создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности для усвоения нового материала, развитию мышления учащихся, повышению мотивации к изучаемому предмету.

Необходимо учитывать, что характерной особенностью современного урока химии и биологии является самостоятельная учебная деятельность учащихся. Для достижения оптимального результата работы необходима система, компоненты которой должны отвечать современным требованиям. И компьютер, и программы должны быть органично связаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося. Ведущие позиции при проектировании уроков с использованием ИКТ занимает дидактический принцип интерактивности. Поэтому одним из условий эффективного использования компьютерных технологий в образовательном процессе является интеграция информационной и предметной подготовки. Информационная подготовка наиболее эффективна, если осуществляется в комплексе с предметной. Это позволяет учителю создавать особую информационную среду, способствующую интенсификации образовательного процесса [7, c.35].

Применяя ИКТ на уроках химии и биологии, хочется особо выделить достоинства этой технологии:

Преимуществав преподавании химии и биологии с элементами ИКТ:

  • наглядность в представлении учебного материала;

  • сокращение времени на выработку необходимых технических навыков учащихся;

  • увеличение количества тренировочных заданий. Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;

  • достижение оптимизации темпа работы ученика естественным образом;

  • учащийся становится субъектом обучения, т.к. программа требует от него активного управления;

  • возможность моделировать различные процессы, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию;

  • обеспечение урока материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций;

  • диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности;

  • поиск дополнительные источники информации для учителя и учащихся;

  • моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;

  • воспроизведение химических экспериментов с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивам;

  • возможность смоделировать протекание биологических и физиологических процессов;

  • возможность построения индивидуальной траектории обучения учащихся, возможности их роста и развития;

  • организация самостоятельной работы учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕГЭ, урокам контроля, подготовку исследований;

  • моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;

  • воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивам;

  • проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;

  • проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин;

  • размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.

Недостатки в преподавании химии и биологии с элементами ИКТ:

  • Большая затрата времени на освоение компьютерных программ;

  • Малая доступность к техническим средствам учителя;

  • Качество технических средств, их характеристик;

  • Разработка урока с использованием информационных технологий возможна только при наличии определенного электронного ресурса, педагогического программного средства, собственной презентации или материалов из сети Интернет;

  • диалог с программой лишен эмоциональности и однообразен;

  • не учитываются особенности группы, класса; крайне важна роль учителя;

  • не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся.

  • Низкая скорость работы Интернета, затрудняет работу on line, просмотр видеоресурсов [29].

Кроме выше перечисленного есть шанс показать с помощью ИКТ учащимся те эксперименты, опыты и биологические процессы, которые невозможно провести по каким-либо причинам в лаборатории школы. При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. С помощью электронных учебников показываю видеофрагменты опытов, процессов и явлений, которые не всегда можно провести на уроке в полном объёме, ввиду отсутствия необходимого оборудования[14].

Применение компьютеров на уроках химии и биологии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии и биологии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материал, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии.

Как можно видеть положительных моментов в использовании ИКТ намного больше.Внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, что, конечно же, существенно влияет на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным.Но мне хотелось бы отметить, что очень важно в процессе применения ИКТ на уроке учитывать санитарно-гигиенические нормы. Забывать о здоровье ученика учитель не имеет права. Поэтому на своих уроках я часто провожу физкультминутки [8].

На своих уроках я также использую электронные учебники:

  • Виртуальная школа КиМ «Уроки химии Кирилла и Мефодия, 10 - 11 классы», ООО «Кирилл и Мефодий», 2005 г.

  • Виртуальная школа КиМ «Уроки химии Кирилла и Мефодия, 8 -9 классы», ООО «Кирилл и Мефодий», 2005 г.

  • Мультимедийное учебное пособие «Химия 9 класс», ЗАО «Просвещение - Медиа», ЗАО «Новый диск», 2005г

  • Образовательная коллекция 1С: «Химия базовый курс 8 - 9 классы», 2007. [36].

При введении в свою преподавательскую деятельность компьютерных технологий, я могу с уверенностью сказать, что за 2019-20221 учебный год, используя электронные технологии, увеличилось качество знаний по предмету, обучаемость и успеваемость учащихся.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект данного урока поможет сформировать у учащихся понятие о здоровье и основные составляющие здоровья, рассмотреть понятие «риск» и охарактеризовать оправданные и неоправданные риски, развивать умение оценивать риски, возникающие в повседневной жизни, формировать навыки, способствующие сохранению здоровья, воспитывать бережное отношение как к собственному здоровью, так и к окружающему миру.
0 ₽
Важнейшей задачей образования является научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных сетей, интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее. Компьютеры сегодня имеют все большее значение в процессе образования и вообще познания нового, так как эта деятельность связана с восприятием, получением, и обработкой большого объема информации.
0 ₽
«Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола). Применение спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека» Цель урока: изучить химические свойства предельных одноатомных спиртов; отработать навыки составления уравнений химических реакций; рассмотреть отрицательное влияние спиртов в жизни человека.
0 ₽