Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Применение ИКТ на уроках химии и биологии

Применение ИКТ на уроках химии и биологии

0 подписчиков
Важнейшей задачей образования является научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных сетей, интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее. Компьютеры сегодня имеют все большее значение в процессе образования и вообще познания нового, так как эта деятельность связана с восприятием, получением, и обработкой большого объема информации.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Педагогическая мастерская

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Применение ИКТ в преподавании химии и биологии.

2.1 Преимущества и недостатки использования ИКТ на уроках химии и биологии.

В статье Полторак Е.В. «Использование ИКТ на уроках химии как фактор повышения учебной мотивации учащихся», указывается на то, что будущее требует от современной молодежи большого запаса знаний в области использования информационных технологий. Важнейшей задачей образования является научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных сетей, интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее. Компьютеры сегодня имеют все большее значение в процессе образования и вообще познания нового, так как эта деятельность связана с восприятием, получением, и обработкой большого объема информации.

В настоящее время при обучении современной молодежи необходимо учитывать, что нынешнее поколение выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует быстрого, динамичного, с постоянной зрительной стимуляцией образовательного процесса. Новые информационно-коммуникационные технологии позволяют справиться с этой проблемой и направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие.

Химия и биология считаются одними из наиболее трудных общеобразовательных дисциплин, изучаемых в школе. И уже через некоторое время после начала изучения активность и интерес учащихся, а также качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в которых учащиеся не успевают хорошо разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем [35].

Как повысить познавательную активность учащихся на уроках химии и биологии? Ведь качество знаний учащихся во многом определяется их отношением к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии помогают решить эту проблему.

Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Учитель: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно – направляющей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных химических и биологических лабораторий, интернета, новых средств обучения. Задача учителя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями учащихся, а также с их умением использовать компьютер [15].

Цель применения компьютера на уроках химии и биологии - создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности для усвоения нового материала, развитию мышления учащихся, повышению мотивации к изучаемому предмету.

Необходимо учитывать, что характерной особенностью современного урока химии и биологии является самостоятельная учебная деятельность учащихся. Для достижения оптимального результата работы необходима система, компоненты которой должны отвечать современным требованиям. И компьютер, и программы должны быть органично связаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося. Ведущие позиции при проектировании уроков с использованием ИКТ занимает дидактический принцип интерактивности. Поэтому одним из условий эффективного использования компьютерных технологий в образовательном процессе является интеграция информационной и предметной подготовки. Информационная подготовка наиболее эффективна, если осуществляется в комплексе с предметной. Это позволяет учителю создавать особую информационную среду, способствующую интенсификации образовательного процесса [7, c.35].

Применяя ИКТ на уроках химии и биологии, хочется особо выделить достоинства этой технологии:

Преимуществав преподавании химии и биологии с элементами ИКТ:

  • наглядность в представлении учебного материала;

  • сокращение времени на выработку необходимых технических навыков учащихся;

  • увеличение количества тренировочных заданий. Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;

  • достижение оптимизации темпа работы ученика естественным образом;

  • учащийся становится субъектом обучения, т.к. программа требует от него активного управления;

  • возможность моделировать различные процессы, с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию;

  • обеспечение урока материалами из удаленных источников, используя средства телекоммуникаций;

  • диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности;

  • поиск дополнительные источники информации для учителя и учащихся;

  • моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;

  • воспроизведение химических экспериментов с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивам;

  • возможность смоделировать протекание биологических и физиологических процессов;

  • возможность построения индивидуальной траектории обучения учащихся, возможности их роста и развития;

  • организация самостоятельной работы учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕГЭ, урокам контроля, подготовку исследований;

  • моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;

  • воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивам;

  • проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся;

  • проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин;

  • размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.

Недостатки в преподавании химии и биологии с элементами ИКТ:

  • Большая затрата времени на освоение компьютерных программ;

  • Малая доступность к техническим средствам учителя;

  • Качество технических средств, их характеристик;

  • Разработка урока с использованием информационных технологий возможна только при наличии определенного электронного ресурса, педагогического программного средства, собственной презентации или материалов из сети Интернет;

  • диалог с программой лишен эмоциональности и однообразен;

  • не учитываются особенности группы, класса; крайне важна роль учителя;

  • не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся.

  • Низкая скорость работы Интернета, затрудняет работу on line, просмотр видеоресурсов [29].

Кроме выше перечисленного есть шанс показать с помощью ИКТ учащимся те эксперименты, опыты и биологические процессы, которые невозможно провести по каким-либо причинам в лаборатории школы. При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. С помощью электронных учебников показываю видеофрагменты опытов, процессов и явлений, которые не всегда можно провести на уроке в полном объёме, ввиду отсутствия необходимого оборудования[14].

Применение компьютеров на уроках химии и биологии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии и биологии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже “слабые” учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материал, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии.

Как можно видеть положительных моментов в использовании ИКТ намного больше.Внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, что, конечно же, существенно влияет на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным.Но мне хотелось бы отметить, что очень важно в процессе применения ИКТ на уроке учитывать санитарно-гигиенические нормы. Забывать о здоровье ученика учитель не имеет права. Поэтому на своих уроках я часто провожу физкультминутки [8].

На своих уроках я также использую электронные учебники:

  • Виртуальная школа КиМ «Уроки химии Кирилла и Мефодия, 10 - 11 классы», ООО «Кирилл и Мефодий», 2005 г.

  • Виртуальная школа КиМ «Уроки химии Кирилла и Мефодия, 8 -9 классы», ООО «Кирилл и Мефодий», 2005 г.

  • Мультимедийное учебное пособие «Химия 9 класс», ЗАО «Просвещение - Медиа», ЗАО «Новый диск», 2005г

  • Образовательная коллекция 1С: «Химия базовый курс 8 - 9 классы», 2007. [36].

При введении в свою преподавательскую деятельность компьютерных технологий, я могу с уверенностью сказать, что за 2019-20221 учебный год, используя электронные технологии, увеличилось качество знаний по предмету, обучаемость и успеваемость учащихся.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект данного урока поможет сформировать у учащихся понятие о здоровье и основные составляющие здоровья, рассмотреть понятие «риск» и охарактеризовать оправданные и неоправданные риски, развивать умение оценивать риски, возникающие в повседневной жизни, формировать навыки, способствующие сохранению здоровья, воспитывать бережное отношение как к собственному здоровью, так и к окружающему миру.
0 ₽
Важнейшей задачей образования является научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных сетей, интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее. Компьютеры сегодня имеют все большее значение в процессе образования и вообще познания нового, так как эта деятельность связана с восприятием, получением, и обработкой большого объема информации.
0 ₽
«Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола). Применение спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека» Цель урока: изучить химические свойства предельных одноатомных спиртов; отработать навыки составления уравнений химических реакций; рассмотреть отрицательное влияние спиртов в жизни человека.
0 ₽