Дата проведения: 27.03.2024 г.
Конспект занятия
«Биография Пабло Пикассо. Изображение портрета в стиле Пабло Пикассо»
в объединении «Юный художник-дизайнер»
Подготовила: пдо Курячьева Ю.Н.
Цель: знакомство с творческой биографией художника Пабло Пикассо, жанровым и стилистическим разнообразием его работ.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с творчеством художника Пабло Пикассо, его краткой биографией, выяснить, что повлияло на становление личности, выбор жанров и тем его работ;
- продемонстрировать жанровое и стилистическое разнообразие творческого облика
Пабло Пикассо;
- закрепление знаний по изученным темам.
Развивающие:
- развивать целостное, образное мышление, умение четко и грамотно излагать свои
мысли, делать выводы;
- развивать эмоциональную сферу личности через способность к сопереживанию с
образами, созданными художником;
- способствовать творческому и нравственному саморазвитию личности обучающихся при выполнении искусствоведческого анализа картин Пабло Пикассо
- развивать исследовательские навыки обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, приобщая обучающихся к изучению и анализу лучших образцов мировой культуры XX вв.
Форма проведения: урок – художественная галерея.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, развивающие логическое и ассоциативное мышление.
Оборудование: мультимедийные технические средства.
Дидактический материал и пособия: опорный конспект, презентация по теме занятия, картины художника Пабло Пикассо, паззлы с картинами разных периодов, листы чистой бумаги, краски, простые карандаши, «билеты» на выставку Пикассо, игральные кости и буклеты (Рулетка Пикассо)
План занятия:
I. Организационный этап
II. Мотивация на учебную деятельность
III. Актуализация знаний. Постановка цели занятия;
IV. Объяснение нового материала:
Знакомство с периодами жизни и творчества художника Пабло Пикассо (паззлы)
Просмотр репродукций художника
V. Практическое задание – рисование портрета в стиле изучаемого художника.
VI. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Этап | Методы и приемы | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационный | Беседа | Организационный этап. Приветствие. Ведение журнала посещения. Обучающимся выдаются «билеты» на выставку Пабло Пикассо. Дети рассаживаются по своим местам. Мотивация на учебную деятельность. Актуализация знаний. Постановка цели занятия. Здравствуйте, ребята! Давайте проверим готовность к занятию, приготовим все необходимое. Давайте посмотрим на экран. Скажите мне, какая картина вам нравится больше. Та, что слева или та, что справа…? *ответы обучающихся* Почему? Проанализируем оба варианта. А что, если я скажу вам, что обе картины нарисовал один художник только в возрасте 15 и 86-ти лет. И звали этого художника Пабло Пикассо. С творчеством которого мы сегодня и будем знакомиться. Цель нашего занятия - узнать творческую биографию этого необычного художника Пабло Пикассо и понять, что он такого важного сделал для сегодняшнего искусства и как он стал самым богатым художником 20-ого века. Давайте приступим. |
Основной | Словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, развивающие логическое и ассоциативное мышление. | Основная часть занятия. А для начала давайте разомнемся. Сейчас я раздаю вам пазлы, давайте соберем их. (Деятельность обучающихся) Отлично, что получилось в итоге? Всё верно, я дала вам эти картины не просто так. Биография Пабло Пикассо весьма интересна, а его творчество можно разделить на несколько этапов. За свою жизнь (а прожил он 91 гол) он написал много картин. Каждая эта картина взята из всех 4-х творческих периодов художника. Уже не первый раз мы с вами побываем в этой «галерее». В прошлый раз главным художником здесь был русский маринист … ? Всё, верно! Иван Айвазовский. Великий гениальный художник, настоящий баловень судьбы. И если вы осмотритесь, то сразу же заметите разницу в стилях. Если там были картины, написанные в стиле …? (Реализм) То сегодняшний герой нашей выставки – испанский художник Пабло Пикассо – отличился в стиле кубизм и сюрреализм. Сегодня мы как раз и познакомимся с его стилем, посмотрим на разные периоды его творчества и даже научимся мыслить как гениальный художник, нарисовав портрет в его стиле! Следующая ваша задача - расположить их в хронологическом порядке. Как вы думаете, какую полотно было нарисовано в ранние годы, а какие в самый бурный творческих период? Скажите, можно ли, глядя на картины художника, сказать что было в его жизни, какие события происходили? IV. Объяснение нового материала: •Знакомство с периодами жизни и творчества художника Пабло Пикассо Пабло Пикассо – 25 октября 1881 года в городе Малага в Испании. «РАННИЙ ПЕРИОД» - «Портрет старика», 15 лет. -Желтый пикадор, 8 лет -Портреты отца и матери, 15 лет -Знание и милосердие, 16 лет – 2 на 2,5 метра -Первое причастие, 15 лет (на слайде). Он очень рано начал рисовать, уже в 8 лет он писал маслом. Частенько в сторону художников-авангардистов летят реплики, что, они рисовать не умеют, вот и изображают кубики и квадратики. Пикассо может служить иллюстрацией ложности и примитивности подобного утверждения. С юных лет он умел отразить на бумаге натуру с максимальным сходством с оригиналом. Талант, удачно попавший с рождения в творческую среду (отец самой яркой фигуры в живописи ХХ века был учителем рисования и декоратором), развился молниеносно. Мальчик начал рисовать едва ли не раньше, чем говорить. Поговаривают, что его отец, художник и учитель, отдал ему свою палитру и кисти и обещал больше никогда не рисовать, потому что талант сына он уже не «переплюнет» «ГОЛУБОЙ ПЕРИОД» - «Слепой гитарист», 22 года, «Арлекин и его подружка» - Любительница абсента (в рамке) - Портрет Хайме Сабартеса, 1901 год В феврале 1901 года он узнает о смерти своего близкого друга Касагемоса. Теперь в Париже он остается совершенно один. Картины этого периода несложно найти. Какие эмоции и чувства скрывают эти картины? Полотна пропитаны болью, грустью, одиночеством, бедностью, они теряют краски. Появляется страх собственной смерти, страх одиночества. он возвращается в Испанию, где работает много и усердно. Но труды не приносят плодов, денег нет, друзей нет, везде несправедливость и грусть. При первой возможности он едет в Париж. Весной 1904 года его ждали новые ощущения, новые люди, интересы и новый «РОЗОВЫЙ ПЕРИОД» - «Женщина с хлебом», «Семья акробатов с обезьяной» -«Девочка на шаре» -«Мальчик с трубкой» - 104,168 миллиона долларов. -«Акробат и юный арлекин» Он был относительно недолгим, всего 2 года. Но в это время он напишет множество картин, которые потом уйдут с торгов за рекордно большие деньги. Какие отличия можем выделить? Картины отличаются светлым колоритом, появлением жемчужно-серых, охристых и розово-красных тонов; появляются и становятся доминирующими новые темы – актеры, акробаты, атлеты. Театральность во многих ее проявлениях (костюмы, акцентированные жесты), разнообразие типов людей, прекрасных и безобразных, юных и взрослых, будто вернули художника в мир несколько преображенных, но реальных форм, объемов, пространств;образы вновь наполнились жизнью в противоположность персонажам «голубого периода». В 1907 году Пикассо впервые столкнулся с архаичным африканским искусством на этнографической выставке в музее Трокадеро. Примитивные идолы, статуэтки и маски, где обобщенная форма освобождалась от мельтешения деталей, воплощали в себе могучие силы природы, от которой первобытный человек не дистанцировал себя. Идеология Пикассо, неизменно ставившего искусство превыше всего, совпала с мощным посылом, заложенным в этих образах: для древних людей искусство служило не декорированию быта, оно было колдовством, приручавшим непонятных и враждебных духов, контролировавших полную опасности земную жизнь. Пикассо пошел по пути, подсказанному ему интуицией дикарей. Он стал точно так же монументализировать и упрощать форму, делая своих героев подобиями деревянных или каменных истуканов. Лица персонажей превратились в ритуальные маски. Грубая штриховка на живописных плоскостях, воспроизводившая насечки на африканской скульптуре, - еще одно заимствование из арсенала древних мастеров. А основное, что почерпнул Пикассо у африканских «заклинателей духов» - это слияние персонажей с пространством, ведь первобытный человек не отделял себя от природы. «КУБИЗМ» - «портрет женщины» Стимулом к развитию нового языка искусства, пожалуй, стал вопрос: зачем рисовать? К началу XX в. основам "правильного" рисования можно было научить практически любого. Активно развивалась фотография, и стало понятно, что изображения фиксационного, технического плана станут ее вотчиной. Перед художниками встал вопрос: как искусству остаться живым и актуальным в мире, где изобразительные образы становятся все доступнее и все легче тиражируются? Ответ Пикассо чрезвычайно прост: в арсенале живописи есть только ее собственные специфические средства - плоскость холста, линия, цвет, свет, и их совершенно не обязательно ставить на службу природе. Внешний мир лишь дает толчок для выражения индивидуальности творца. Отказ от правдоподобной имитации предметного мира открывал перед художниками невероятно широкие возможности. 8 апреля художник умирает в возрасте 91 года, оставив после себя около 20 тысяч работ. Самая дорогая на аукционе ушла из-под молотка за 140 миллионов долларов («Женщина с часами»). V. Практическое задание – рисование портрета в стиле изучаемого художника. Вот такой была жизнь самого богатого и необычного безумного художника Пабло Пикассо. А теперь, давайте представим, что мы и сами стали гениальными творцами. Давайте разомнет ручки, перед творческой частью занятия. (Упражнение для включения мышц рук) И сейчас мы создадим свой автопортрет (кто нам напомнит, что это…?) или может быть вы захотите создать портрет соседа, сидящего напротив/рядом. Итак всё очень просто на самом деле. Если основные черты, за которые мы может зацепиться. Это прежде всего (*Обучающиеся анализируют портреты Пабло Пикассо) – порезанные формы, отсутствие перспективы, геометрические формы, изоморфные формы и т.д. Это все мы можем применить в своей работе. Но вы не пугайтесь, нам поможет кубик. Вы будете кидать его и по количеству точек на верхней стороне будете выбирать из таблицы какого вида элемент вам рисовать. Давайте попробуем. Помните, мы говорили сегодня про стили и техники, в которых работал Пабло Пикассо? Там был такой интересная стиль … Правильно! А вот его разновидность, которую придумал Пикассо дал основу искусству коллажа. Называется это - синтетический кубизм. Оно предполагает внедрение в картину каких-то материальных элементов, какие это могут быть элементы…? Использование нетрадиционных материалов поможет нам выйти за рамки классического понятия и даст больше свободы для творчества. Демонстрация работ. | (Деятельность обучающихся) (Ответы обучающихся) -Иван Айвазовский - реализм (Деятельность обучающихся) – Ранний период, голубой, розовый, кубизм. (Ответы обучающихся) - отражают эмоции и чувства художника, какие события были в его жизни. (Деятельность обучающихся) -портрет художника, написанный им самим. |
Заключительный | Беседа Рефлексия | Какие красивые и чуднЫе работы у вас получились! Я думаю, такие бы картины оценили в сотни миллионы долларов! А не забыли ли вы то, о чем мы тут говорили? Какого художника мы сегодня узнали получше…? Чем он прославился…? И самый главный вопрос – нравятся ли вам его картины и почему (или почему нет) ? Мы хорошо потрудились, познакомились с биографией Пабло Пикассо, изучили его творчество и создали собственную картину в его стиле. Вы замечательно усвоили тему и теперь вы чуточку лучше разбираетесь в истории искусства. Дома вы можете получше посмотреть его полотна, найти наиболее понравившуюся вам. Спасибо за занятие, желаю вам творческих успехов, друзья! Обучающиеся убирают свои рабочие места. | (Ответы обучающихся) -Пабло Пикассо. Основатель кубизма, синтетического кубизма, скульптор, график, художник. -свободный ответ обучающихся |
Список использованной литературы и источников
Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. Ростов н/Д: Сфера, 1998. 233 с.
Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. 496 с.
Герман М. Ю. Пикассо: Путь к триумфу. — М.: Искусство-XXI век, 2013.
Голомшток И. Н., Синявский А. Д. Пикассо. — М.: Знание, 1960. — 65 с. — 100 000 экз.
Елизаров В. Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДТТТИ М., 2008.
Костеневич А. «Дриада»: Генезис и смысл картины Пикассо // Вестник истории, литературы, искусства / Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М.: Собрание; Наука, 2005. — Т. 1. — C. 118—131.
Пикассо, Пабло / Крючкова В. А. // Перу — Полуприцеп. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 192. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 26). — ISBN 978-5-85270-363-7.
Надеждин Н. Я. Пабло Пикассо: «Пламя Герники»: Биографические рассказы. — 2-е изд. — М.: Издательство «Майор»; Издатель А. И. Осипенко, 2011. — 192 с. — (Серия «Неформальные биографии»). — 2000 экз. — ISBN 978-5-98551-171-0.
Пикассо Марина. Дедушка: воспоминания. — М.: Текст, 2006.
Прокофьев В. Н. Пикассо: Годы формирования // Из истории классического искусства Запада. — М., 1980.
Прокофьев В. Н. Феномен Пикассо / Прокофьев В. Н. Об искусстве и искусствознании: Статьи разных лет. — М., 1985
Электронные источники:
Библиотека полотен художника с периодами - https://picassolive.ru/ (дата посещения: 05.03.2024)
Дорогие картины Пабло Пикассо - https://www.barcelona-excurs.org/most-expensive-paintings-picasso/ (дата посещения: 05.03.2024)
2