Дата проведения: 16.02.2024 г.
Конспект занятия
«Пуантилизм»
в объединении «Юный художник-дизайнер»
Подготовила: пдо Курячьева Ю.Н.
Цель: развитие у обучающихся знаний о видах декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания обучающихся о ДПИ и его видах.
Расширить кругозор обучающихся в контексте народного искусства и мира дизайна;
Расширить знания детей о творчестве через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности;
Обеспечить возможность применить на практике полученные знания.
Развивающие:
Развитие художественных способностей обучающихся, пространственного мышления, воображения, творческого мышления;
Формирование навыка синтеза и анализа информации;
Воспитательные:
Воспитать такие навыки, как усидчивость, аккуратность, внимательность при работе в материале;
Проявить интерес к окружающему миру и миру декоративного искусства и живописи.
Оборудование: компьютер/ноутбук, проектор, мультимедийная установка, бумага, гуашь, ватные палочки, салфетка.
Методы работы: беседа, демонстрация, анализ.
Формы работы: индивидуальная.
План занятия:
Организационный этап;
Основной этап:
Пуантилизм;
Особенности стиля;
Биография Жоржа Сёра;
Рассмотрение основных и значимых для искусства произведений;
Задание на овладение техникой «точечной живописи.
Заключительный.
Этап | Методы и приемы | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационный | Беседа | Приветствие. Организационный момент. Дети рассаживаются по своим местам. Ведение журнала посещения. Здравствуйте, ребята! | (Ответы обучающихся) |
Основной | Беседа Демонстрация | Основная часть занятия. Пуантилизм — это стилистическое направление, а также особый метод в живописи начала XX века. Он возник в 1880-е годы во Франции. Французский термин pointillisme буквально переводится как «точечность» и образован от слова point — «точка». Пуантилизм придумал художник Жорж Сёра. Он долго изучал теорию цвета и оптику — книги искусствоведа Шарля Блана, химика Эжена Шеврёля и физика Огдена Руда. Сёра решил, что краску нужно наносить на холст по определенной системе — небольшими точками. Он полагал, что картины, выполненные в такой технике, будут особым образом воздействовать на сетчатку глаза, так как человек будет иначе воспринимать цвета, разделенные на составляющие. Сёра стремился добиться чистых оттенков. Например, вместо того, чтобы использовать фиолетовый цвет, он размещал на холсте рядом красные и синие точки. Благодаря эффекту оптического смешения издалека зрители не видели отдельные мазки. Им казалось, что художник использовал фиолетовую краску. С помощью этого эффекта Сёра добивался особой яркости. А фигуры на его картинах получались объемными, с четкими контурами. Первую картину в такой технике Сёра представил на выставке импрессионистов в 1886 году. Полотно «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» стало самым популярным в экспозиции и вызвало противоречивые отзывы критиков. Философ Эрнст Блох назвал его «мозаикой скуки», а публицист Феликс Фенеон считал картину жизнерадостной. Сам Сёра писал: «Кто-то говорит, что видит поэзию в моих картинах. Я вижу только науку». Кроме «Воскресного дня на острове Гранд-Жатт» в этом стиле художник написал картины «Парад», «Цирк», «Сена в Гранд-Жатт, весна». Пуантилизмом увлекался и другой французский художник Поль Синьяк. В своей книге «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма» он писал: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот, ведет к ясности и блеску». Среди самых известных картин художника — «Портрет Феликса Фенеона», «Гавань в Марселе». В России в технике пуантилизма писал Николай Мещерин, автор пейзажей «Сосенки под снегом», «Лунная ночь» и других. Давайте проанализируем работы пуантилистов. Что общего вы можете выделить? Хорошо! Вы очень тонко видите искусство. Давайте теперь и сами попробуем создать картину в стиле «пуантилизм». Сегодня мы напишем лимон в точечной технике. Для этого нам понадобится : бумага, ватные палочки и несколько цветов: белый, синий, желтый и красный. Давайте посмотрим на круг смешения цветов. Здесь мы видим, что есть 3 … (основных) цвета и есть вторичные цвета, то есть цвета, образованные благодаря двум основным - … цвета. Правильно! Нам кажется так, потому что два основных ярких цвета стоят рядом и как бы смешиваются в наших глазах. Давайте наметим две лимона и сверху листик. Все, на этом работа карандаша закончилась и мы убираем его в сторону. Берем ватные палочки на макаем в желтый цвет гуаши. Заполняем точками оба лимона. Синим цвет смешиваем с белым, чтобы получился голубой, и заполняем голубым весь фон. Посмотрите внимательно, на столе, где лежат лимоны, от них падают тени. Их можно выполнить синим цветом, добавим немного красным точек. Вместе они дадут фиолетовый. Демонстрация работ. | (Ответы обучающихся) (Ответы обучающихся) – основных цвета – красный, синий, желтый. Вторичные: оранжевый (красный+желтый), зеленый (желтый+синий), фиолетовый (синий+красный). |
Заключительный | Беседа Рефлексия | Мы нарисовали чудесные картины! Давайте вспомним, в какой технике мы сегодня рисовали? Что интересного вы сегодня узнали? Наше занятие подошло к концу. Творческих успехов, друзья! До свидания!Обучающиеся убирают свои рабочие места. | (Ответы обучающихся) - пуантилизм. Жорж Сёра, рисование точками … |
Список использованной литературы и источников
I. Варава Л.В. Современная энциклопедия декоративно-прикладного искусства. Ростов н/Д, ООО «Удача», 2010.
2. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985.
3. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. Ростов н/Д: Сфера, 1998. 233 с.
4. Елизаров В. Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДТТТИ М., 2008.
5. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. 496 с.
6. Соловьев С.А. Декоративное оформление [Текст] / С.А. Соловьев. М.: Просвещение,1987.156с.
Электронные источники:
https://art-dot.ru/puantilizm/
https://artrecept.com/zhivopis/stili/puantilizm
https://flomaster.top/75228-puantilizm-legkie-risunki.html
1