Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 общеразвивающего вида» г. Ухта
Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности
«Мистер Мыльный пузырь»
Подготовил: Воспитатель Янкина Екатерина Анатольевна
2024 г.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Цель: формировать активные поисковые действия, используя опытно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- закрепить представление детей о мыльных пузырях их свойствах;
- развивать у детей исследовательский подход к изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике;
Оборудование:
Стаканчики, мыло жидкое, кусковое мыло, средство для мытья посуды, порошок, шампунь, вода из крана, вода из кулера, глицерин, трубочки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Хотите, я помогу сегодня попасть в одну чудесную сказку, где вы сможете превратиться в добрых волшебников и своими руками сотворить чудо.
Дети: Да.
Воспитатель: «В некотором царстве, в некотором государстве, в одном сказочном королевстве живёт Мистер мыльный пузырь. И очень он любит показывать фокусы. Взмахнет правой рукой,
и по всей земле летят мыльные пузыри. Обратился к нам Мистер мыльный пузырь за помощью. Посмотрите на экран
Видеообращение «Ребята, злая волшебница не хочет чтобы я веселил народ своими пузырями. Она сделала так, чтобы все забыли про меня. Прошу вашей помощи, мне одному не справится. Пожалуйста, напомните всем кто я такой»
Воспитатель: Мы поможем Мистеру Мыльный пузырь? А мы с вами справимся?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Давайте для начала я расскажу как появился первый мыльный пузырь. Когда-то, люди не знали что такое мыло, а когда его изобрели, всем приказали вымыться. Но люди боялись этого изобретения. И один упрямый сапожник по имени Пумпатус сидел, спрятавшись в своей сапожной будке. Два огромных стражника, умытых душистым мылом, взяли Пумпатуса под мышки и потащили к городской тюрьме. Его привели в комнату, где стояла ванна, полная белоснежной мыльной пены. И велели или мыться, или идти на казнь. Пумпатус решил перед своей участью выкурить трубку. И когда он начал в неё дуть, то из нее вылетел красивый сверкающий мыльный пузырь. Пумпатус во все глаза глядел на это чудо. Вскоре собралась толпа, и уже начинался переполох. О том, что Пумпатуса должны были казнить, все, конечно, и думать забыли. Ученый профессор, которого пригласили во всем разобраться, осмотрел трубку Пумпатуса. «В трубку попала мыльная пена. Вот в чем дело»,— объявил профессор. И уже столько веков подряд никому не бывает скучно, если у него есть трубочка и чашка с мыльной пеной!
Вот такая интересная история приключилась с нашим Мистером Мыльным пузырем!
Давайте подумаем, а что же такое мыльный пузырь?
Ответы детей.
Воспитатель: Мыльный пузырь – это шарик, который образовался из множества слоев мыльной воды. А чем он наполнен?
Дети: Воздухом
Воспитатель: Давайте это проверим! Подходите к столам, возьмите трубочки и окуните в мыльную воду. Теперь подуем, и что получилось?
Дети: Мыльные пузыри!
Воспитатель: А если мы для того чтобы получился мыльный пузырь в него подули, значит в мыльном пузыре воздух. Молодцы!
Давайте еще подуем и посмотрим, куда движется пузырь?
Дети: Мыльный пузырь сначала поднимается вверх, а затем опускается вниз.
Воспитатель: А как вы думаете, почему так происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: Это происходит потому, что когда мы надуваем пузырь – воздух из наших легких выходит теплый, подуйте на ладошку. А теплый воздух легче воздуха, поэтому он сначала летит вверх, а затем, когда воздух внутри пузыря остывает, он летит вниз.
Ребята, а мыльный пузырь какой?
Дети: Красивый, круглый, переливающийся
Воспитатель: И правда, переливается. А как думаете, почему?
Ответы детей
Воспитатель: Переливаются потому что от его внутренней и внешней поверхности отображаются лучи света, это называется интерференция.
Давайте мы с вами отдохнем и поиграем:
Игра «Да-нет» (если «да» то хлопаем ладоши если «нет» то топаем ногами)
- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)
- А он похож на мандарин? (Да)
- А на яблоки в саду? (Да)
- А на рыбку, там в пруду? (Нет)
- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)
- А на мячик надувной? (Да)
- Он похож на телефон? (Нет)
- А на большой магнитофон? (Нет)
- Круглый он, как солнце в небе? (Да)
- И как колесо на велосипеде? (Да)
- А ещё, похож на дом? (Нет)
- А на белый снежный ком? (Да)
- Молодцы!
Воспитатель: А вы никогда не пробовали мыльный пузырь заморозить? А это возможно?
Ответы детей.
Воспитатель: Мыльный пузырь можно заморозить. Он ведь состоит из воды. Для этого просто нужна определенная температура. При -7 градусов мыльный пузырь может замерзнуть. Для этого его нужно опустить например на снег.
Воспитатель: Ребята, а давайте чтобы помочь Мистеру Мыльному пузырю мы напомним людям как приготовить мыльные пузыри? Давайте подумаем, из чего же они состоят? Как нам их можно приготовить?
Дети: Мыльный пузырь состоит из воды и мыла. Их нужно смешать.
Воспитатель: Но в современном мире очень много вещей, которые дают мыльную пену. Например само мыло, шампунь, средство для мытья посуды, стиральный порошок. А давайте мы из всех этих вещей попробуем сделать мыльные пузыри. Давайте посмотрим что у нас поучилось. Из какого раствора мыльные пузыри получаются лучше? (дети делятся на 4 группы, и исследуют каждый свой состав, затем обмениваются наблюдениями)
Дети: Из стирального порошка мыльные пузыри плохо получаются.
Воспитатель: А как вы думаете, вода влияет на мыльный пузырь?
Дети: Нет
Воспитатель: На самом деле, чтобы мыльный пузырь был прочнее, нужно воду тоже подбирать правильную. Вода из крана содержит много разных примесей, которые её обеззараживают. Но эти примеси не нужны в изготовлении мыльных пузырей, поэтому какую воду мы можем использовать?
Дети: Кипяченую, из кулера
Воспитатель: Правильно. Давайте поэкспериментируем с водой. (дети объединяются в две группы - дна группа исследует воду из под крана, другая из кулера, затем обмениваются наблюдениями)
Дети: Из кулера пузыри не лопаются дольше.
Воспитатель: Чтобы помочь нашему другу Мистеру Мыльный пузырь, давайте еще подумаем – а почему мыльные пузыри лопаются?
Дети: Потому что соприкасаются с поверхностью.
Воспитатель: Да, правильно, но можно надуть мыльный пузырь и на поверхности – попробуйте.
А теперь почему мыльный пузырь лопается?
Ответы детей
Воспитатель: Мыльный пузырь лопается, потому что соприкасается с сухой поверхностью, а еще потому что в его составе присутствует вода, а она со временем испаряется. И когда вода испаряется, стенки мыльного пузыря истончаются и рвутся.
Я: Ребята, посмотрите, к нам пришло еще одно обращение Мистера Мыльного пузыря. Интересно, что же там.
Видеообращение: Ребята, спасибо Вам! Вы мне очень помогли, все люди в моей стране меня вспомнили, теперь я могу радовать их интереснейшими фокусами! А за то что вы мне помогли, я открою вам секрет как сделать так, чтобы мыльный пузырь дольше не лопался. Вы уже знаете что он лопается, когда в нем испаряется влага. Есть секретный ингредиент, с помощью которого вода в мыльном пузыре не будет так быстро испаряться. Этот секретный ингредиент называется глицерин. Это отличный помощник в увлажнении. Его добавляют в кремы, бальзамы и маски для кожи лица и рук, для волос, губ. Можете дома посмотреть с мамой состав какого-нибудь крема и убедиться в этом.
Но чтобы изготовить мыльные пузыри, нужно знать правильный рецепт. За то что вы мне помогли, я вам пришлю рецепт, благодаря которому вы сможете приготовить мыльный раствор для пузырей, которые не будут быстро лопаться. До свиданья ребята!
Рецепт: 6 частей воды, 2 части средства для мытья посуды, 1 часть глицерина
Воспитатель: Ну что ж ребята, давайте попробуем новый рецепт изготовления мыльных пузырей от нашего гостя (дети готовят мыльный раствор под присмотром воспитателя)
Воспитатель:Молодцы ребята! Вы со всеми заданиями справились, и помогли Мистеру Мыльный пузырь. А сейчас давайте сделаем вспомним, что вы сегодня узнали нового? Какой опыт понравился больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Сегодня на занятии вы все были большие молодцы. Спасибо Вам за помощь Мистеру Мыльный пузырь!