Конспект психологического занятия с дошкольниками 5-6 лет
«Я учусь дружить»
Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношениях в группе, сплочение детского коллектива
Задачи:
Расширить и обобщить знания детей о понятиях «друг», «дружба»
Познакомить детей с правилами дружеских отношений
Способствовать развитию коммуникативных навыков и умений.
Оборудование: цветные ладошки по количеству детей, аудиозаписи, иллюстрации о дружбе.
Предварительная работа: беседа о дружбе, вырезание ладошек и раскрашивание в цвет дружбы, чтение произведений о дружбе.
1часть. Ритуал приветствия.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об очень, очень важном.
Послушайте стихотворение, которое поможет определить тему нашего занятия:
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда в беде поможет друг
Ему протянет руку.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести разговор? (о дружбе, о настоящих друзьях)
2 часть. Основная
Что такое дружба? (когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга. Другу можно доверить тайну. Можно поделиться секретом. На него можно положиться в трудную минуту)
Так с чего же начинается дружба, как вы догадались? (со знакомства)
А ещё с чего начинается дружба? (с улыбки, так в песне даже поётся).
Вот так легко мы с вами разгадали первый секрет. Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку. (Дети выполняют)
Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, всегда должна быть улыбка на лице.
- А можно ли прожить без друзей?
Педагог:
- А что бы узнать какой должен быть настоящий друг, мы сейчас с вами поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете, если согласны «да-да-да», а если не согласны «нет-нет-нет».
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
Друга стоит обижать? (Нет-нет-нет)
Другу будем помогать? (Да-да-да)
Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (Да-да-да)
Мы научимся играть? (Да-да-да)
Ну а споры разрешать? (Да-да-да)
Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да)
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да)
Педагог:
- Вспомните ребята с помощью, каких волшебных слов мы можем доброжелательно общаться с другими людьми (дети отвечают). Продолжите предложение:
Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
Когда вас ругают за шалости, вы говорите … (простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду… (помоги ему)
Решай споры словами, … (а не кулаками)
Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)
- Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.
Верно! Добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Улыбающийся человек настроен доброжелательно.
Педагог:
- А что значит быть доброжелательным? Как другие узнают, что ты человек, желающий добра?
- Слово «доброжелательность» состоит из двух частей «добро» и «желать». Значить доброжелательный человек – тот, кто желает вам добра.
Педагог:
- А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям? (Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.)
Итак, дети, быть доброжелательным - это второе правило дружбы.
Следующее правило «зашифровано» в картинках. (Выставляются сюжетные картинки).
Чтобы его расшифровать, попробуйте определить, что в них общего.
(На всех картинках люди помогают друг другу, животным, растениям).
Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации.
Педагог:
- Это еще одно правило дружбы - помогай всем, кто нуждается в помощи и у тебя будет много друзей.
- Ребята, друзей найти непросто, а если уж он есть, то нужно дорожить им. Ведь друг из любой беды выручит, всегда поможет. И веселится вместе интереснее. Настоящий друг всегда поможет поднять настроение. Про дружбу, как вы уже знаете, придумано много стихотворений и песен. Послушайте еще одно.
Можно много слов прекрасных
О друзьях сказать!
Никогда не стоит, дети,
Друга обижать.
Потому что без друзей
Очень трудно жить...
Скажем вместе:
Дружбой надо дорожить! Это ещё одно правило дружбы.
Музыкальная физкультминутка
Педагог:
- А вы хотели бы сделать эмблему дружбы? (Ответы детей)
Я предлагаю за основу нашей эмблемы взять дерево. Сейчас оно без кроны.
- Давайте заполним наше дерево цветными ладошками, которые вы на прошлом занятии раскрашивали в тот цвет, каким вы представляете дружбу.
Воспитатель:
- Каждый из вас будет на дерево приклеивать свою ладошку и называть то качество, черту характера, которым должен обладать друг. (ответы детей)
Педагог:
- Ребята, у нас с вами получился замечательное дерево Дружбы, посмотрите!
Получается, друзья должны выполнять определенные правила, чтоб их дружба не сломалась, не разбилась. А наше дерево Дружбы – это правила Дружбы. Если мы будем беречь этот дерево и выполнять правила, то дружба останется с нами.
3 часть.Итог:
Педагог:
- Сегодня мы узнали о разных правилах дружбы. Давайте вспомним их. (Ответы детей).
Всегда делитесь игрушкой с другом. Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается. Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно. Уметь уступать. Вот такие простые правила. И если вы не будете их нарушать, то у вас будет много добрых и верных друзей. Да, ребята? (Дети: Да, конечно.). Спасибо вам, молодцы!