Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Работа с родителями
  3. Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет"

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет"

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4 – 5 лет» Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила. Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении. Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания. Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары. Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников. Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, обижаются. Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться. Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности. К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга. Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе. Математические умения  Определя

Возраст

Дошкольники

Предметы

Работа с родителями

Категория

Работа с родителями
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 4 – 5 лет»

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает.

Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.

Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.

Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.

Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.

Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.

Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, обижаются.

Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.

Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.

К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.

Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.

Математические умения

  • Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.

  • Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

  • Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.

  • Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).

  • Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.

Логическое мышление

Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое. Увеличивается объём памяти. Повышается устойчивость внимания.

  • Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.

  • Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.

  • Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).

Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.

  • Ребенок вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.

  • Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.

  • Подбирает противоположные слова.

  • Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.

Речевое развитие

Ребенок использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.

  • Он знает особенности строения человека, что он отличается от животного: называет части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).

  • Употребляет множественное число.

  • Находит предмет по описанию.

  • Понимает значение предлогов.

  • Знает профессии.

  • Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.

  • Пересказывает содержание сказки, рассказа.

  • Учит наизусть стихи, потешки.

  • Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.

Окружающий мир

  • Различает овощи, фрукты и ягоды.

  • Знает насекомых.

  • Называет домашних животных.

  • Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.

Повседневные навыки

  • Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой.

  • Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.

  • Точно проводит линии, при этом не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.

  • Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом не выходя за её контуры.

  • Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.

  • Различает правую и левую руку.

С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.

Физическое развитие

Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет в плане физического развития. Родители должны ориентироваться на показатели нормы, чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно.

Общие физические возможности детей в 4-5 лет существенно возрастают. Так, заметно улучшается их координация. Большинство движений выглядят со стороны увереннее. Движение им по-прежнему необходимо. Моторика активно развивается Ребёнок становится ловким и быстрым. Мышцы растут быстро, но неравномерно. Из-за этого ребёнок 4-5 лет мгновенно устаёт. Эту особенность необходимо учитывать взрослым, чтобы дозировать физические нагрузки, во время занятий нужны паузы для отдыха.

Средняя прибавка роста за год должна составлять 5-7 см, массы тела — до 2 кг. Скелет отличается гибкостью, потому что процесс окостенения не закончен. Так что силовые упражнения противопоказаны, а вот за осанкой и позами родителям и воспитателям нужно постоянно следить.

Возрастает потребность организма в кислороде. Особенность дыхательной системы заключается в том, что брюшной тип заменяется грудным. Увеличивается ёмкость лёгких.

Особенность сердечной деятельности заключается в том, что ритм сердечных сокращений легко нарушается, так что при значительных физических нагрузках сердечная мышца утомляется. Это можно увидеть по покраснению или побледнению лица, учащённому дыханию, одышке, некоординированным движениям. Поэтому так важно вовремя переключаться на иной характер деятельности.

Этот возраст называется «золотой порой» развития сенсорных способностей.

Ещё одна физическая особенность этого возраста: хрусталик глаза отличается плоской формой — поэтому отмечается развитие дальнозоркости.

Барабанная перепонка в этом возрасте нежна и легкоранима. Отсюда — особая чувствительность к шуму.

Нервные процессы далеки от совершенства. Процесс возбуждения преобладает, так что в моменты обиды не избежать бурных эмоциональных реакций и демонстративного несоблюдения правил поведения.

Усиливается эффективность воспитательных мер, направленных на нервные процессы. Быстрое образование условно-рефлекторных связей. Условное торможение формируется с трудом. Поэтому, что-то один раз запретив ребёнку, не нужно ждать, что это отпечатается в его памяти навсегда. Чтобы он усвоил до конца тот или иной запрет, необходимо его постоянно закреплять с ним.

Таковы особенности развития детей 4-5 лет в плане физиологии. Они помогают родителям понять многие процессы, происходящие в маленьком организме. Нужно знать, что принесёт пользу малышу, а какие занятия и воспитательные меры окажутся не только пустыми, но даже вредными.

Родителям на заметку!

Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом:

  • Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.

  • Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.

  • Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.

  • Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.

  • Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.

  • Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.

  • Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.

  • Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.

  • Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением.

  • Подскажите способы самостоятельного поиска информации.

  • Играйте с ним дома.

  • Читайте книги.

  • Закрепляйте любые полученные знания.

Те родители, которые заботятся о становлении полноценной личности ребёнка, должны иметь в виду все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет: они являются ориентиром. Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период. Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Сценарий праздничного развлечения для всех групп «Святки» Цель праздника: Создание условий для ознакомления с традициями русского народа. Задачи праздника: - Познакомить детей с русским народным праздником Святки. - Обычаем колядования. - Разучить новые русские народные игры. - Развивать умение играть на музыкальных инструментах. - Воспитывать положительное отношение к традициям русского народа. Участники праздника: Дети, воспитатель в роли русской красавицы Василисы. Музыкальное оборудование: ноутбук, музыкальный центр. Реквизит для праздника: Народные костюмы, мешок с масками животных, сундучок для гадания, народные шумовые музыкальные инструменты, колпачок для игры. Предварительная работа: Подбор репертуара, разучивание потешек, небылиц, колядок с детьми, театрализация детей по русской народной сказке «Теремок». Ход развлечения: (В зал под музыку заходит ряженая русская красавица «Василиса».) Василиса: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы! Меня зовут Василиса. Дети: Здравствуй, Василиса! Василиса: Мы сегодня неслучайно собрались, посмотрите, как празднично я нарядилась: кокошник праздничный, платье яркое. Я хочу рассказать вам о русских народных праздниках, но сначала хочу выслушать вас ребята, а какие зимние праздники вам известны? (Выслушиваются ответы детей, например Новый год, Рождество, Старый Новый год и т.д.) Василиса: А сейчас идёт самый длинный, весёлый и светлый зимний праздник святки. Он начинается после рождества и длится две недели. Ребята, а давайте вместе произнесем русскую народную закличку: - Святки, святки! Все на святки! Приходите к нам, ребятки! На Святки устраивали молодые люди посиделки. Посиделки – от слова «посидеть», сидели на лавках, отдыхали, пели песни, рассказывали потешки, загадывали загадки, выдумывали небылицы, и обязательно играли в русские народные игры. Вот я знаю потешку: Сидит белка на тележке Продаёт она орешки: Лисичке – сестричке, Воробью – синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в зубок, Кому в лоток, Кому в лапочку. А вы ребята, знаете потешки? (Дети рассказывают потешки.) Василиса: Что-то засиделись мы. Может разомнемся и поиграем в интересную игру, которая называется «Колпачок». (Музыкальный репертуар из сборника И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.) (Дети играют в игру «Колпачок», смотреть в приложении 1) Василиса: В этот зимний вечерок Вьётся над трубой дымок, Месяц светится над ней, А в избе полно гостей. В Святки было принято колядовать, это было весёлое и любимое занятие всех ребятишек, юношей и девушек. Ребята, что вы можете рассказать о колядовании? (Выслушиваются ответы детей.) А давайте теперь я вам расскажу о колядках. - В Святки молодёжь и ребятишки наряжались в самые разные костюмы и наряды – кто-то рядился в цыганок и матрёшек, другие - в кикимор и ведьм, наряжались и музыкантами, брали с собой музыкальные инструменты, а ещё, в леших и даже чертей. Поэтому они назывались «ряженые». (В подтверждение набра
0 ₽
Развлечение-квест ко дню космонавтики «Космическое путешествие». (Подготовительная группа) Педагогические цели: создать условия для расширения представлений детей о космосе, работе космонавтов; вызвать познавательный интерес к космосу; развивать фантазию, воображение; воспитывать чувство гордости за историю своей страны. Целевые ориентиры образования: активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, адекватно проявляет свои чувства, достаточно хорошо владеет устной речью, проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается дать самостоятельно объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать; обладает начальными знаниями о природном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания; открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания. Участники: ведущий, космические спасатели, Марсианин, Инопланетянин, Иноплянетянка, Космоглот, Космонавт (роли исполняют дети). Средства реализации: звездочка с прикрепленным к ней письмом, костюмы для героев. Ход мероприятия (Звучит песня про космонавтов; дети, маршируя, входят в зал.) (Звучит фонограмма голоса Ю. Левитана о полете Ю. А. Гагарина в космос.) Ведущий: 12 апреля 1961 года впервые в космос полетел человек. Это был космонавт № 1 Юрий Гагарин. На космическом корабле Он летел в межпланетной мгле, Совершив вокруг Земли виток. А корабль назывался «Восток». Его знает и любит каждый, Был он юный, сильный, отважный. Помним взгляд его добрый, с прищуром, Его звали Гагарин Юра. - Юрий Гагарин открыл эру полетов человека в космос. Кто из вас хотел бы полететь к звездам, стать космическим путешественником? (Звучит «космическая музыка, в зал влетает звездочка с письмом, брошенная воспитателем.) Ведущий: Это космическое послание, давайте его прочтем: «Дорогие ребята! Пишет вам космонавт, затерявшийся в космосе. Мой космический корабль сломан, приборы не работают, не могу определить планету, на которой нахожусь, провизия заканчивается. Прошу помощи: SOS! SOS! Ваш друг, заблудившийся космонавт». - Вы готовы помочь Космонавту? Дети: Да! Ведущий: Соберем космический экипаж и организуем спасательную экспедицию. Кто согласен принять участие в спасательной экспедиции, сделать шаг вперед! (Проводится посвящение в космонавты.) На головы детям повязываются ленточки, на которых приклеены значки с изображением звезд, планет, комет и т. д. - Теперь вы - члены спасательного космического отряда. Чтоб ракетой управлять, Нужно смелым, сильным стать, Слабых в космос не берут, Ведь полет - нелегкий труд! - Сейчас проверим наших космонавтов на ловкость. Вам необходимо проползти через входной отсек, чтобы попасть в ракету. И при этом доставить на борт космического корабля провиант. - Кто знает, чем питаются космонавты в космосе? (Ответы детей.) (Детям предлагается пролезть в «отсек космич
0 ₽
Сценарий летнего развлечения для дошкольников «В поисках сокровищ» Цель: пропаганда здорового образа жизни, эмоционально-комфортное настроение. Задачи: 1. Формирование положительного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни. 2. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления. 2. Способствовать закреплению навыков выполнения основных видов движений; развивать физические, волевые качества, целеустремленность. Действующие лица: Пират, обезьянка. Музыкальное сопровождение: «Чунга-чанга» - слова Юрия Энтина, музыка Владимира Шаинского Музыкальный микс – детская дискотека «Drunken Sailor» (танец победителей, пиратов) – Irish Rovers Оборудование: канат, бутылки с фрагментами карты, целая карта, разноцветные шарики, ящики для игрушек, мячи большие, мячи маленькие, газеты, дрова, фишки, пиратский сундук с сокровищами (шоколадные монетки). Ход развлечения Дети собираются на спортивной площадке Воспитатель (переодетый в костюм пирата): Я на острове далеком Много лет тому назад В яме темной и глубокой Закопал бесценный клад. Мне традиции велят Делать так, ведь я пират! Но для того чтобы получить сокровища нужно попасть на этот остров, найти все части карты и собрать воедино, а для этого вам нужно пройти испытания и доказать, что вы настоящие пираты. Вы согласны? Тогда вперед! Все на корабль. Дети перестраиваются «кораблем» и «плывут» на остров Воспитатель: Все моряки должны уметь слушать капитана и выполнять его приказы. Поднять паруса! – все останавливаются и поднимают руки вверх. Драить палубу! – все делают вид, что моют пол. Пушечное ядро!- все приседают. Капитан на борту! – все замирают, встают по стойке «смирно» и отдают честь. Вот мы и приплыли на остров сокровищ. Прежде чем приступить к поиску карты, необходимо размяться, а поможет нам в этом веселая обезьянка. Ритмическая гимнастика «Чунга-чанга» Воспитатель: Ну, что, готовы к испытаниям! Дети: Да! Воспитатель: Тогда по командам становись! Что бы плавать на кораблях нужно уметь сохранять равновесие во время шторма. Ваша задача пройти по канату и не упасть! №1 Испытание первое «Канаты» Ходьба по канату, пятка к носку, руки в стороны. №2 Испытание второе «Собрать ядра» «Ядра от пушки» (мячи). Каждая команда, пока звучит музыка собирает мячики определенного цвета. По окончанию музыки, команды строятся у своих ящиков с мячами, подводим итоги, кто больше собрал. За каждый собранный мячик не своего цвета команда выполняет по 10 штрафных приседаний. Реквизит: шарики (раскидать по площадке), три ящика для сбора. Получают бутылку с элементом карты (1). №3 Испытание третье «Самый меткий» На веранде нарисованы цели, в которые нужно попасть мячом по количеству попаданий засчитываются баллы. Команда лучше выполнившая задание получает бутылку с элементом карты (2). Реквизит: ящички с мячиками по количеству участников. Переход к следующему испытанию на спортивную площадку через пещеры – подвешенные обручи
0 ₽