муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ «ПЛАНЕТА ТАЛАНТОВ»
Мастер-класс для педагогов
«Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Автор:
Сюськина Анастасия Сергеевна, педагог дополнительного образования
Ачинск, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель: познакомить со способами и приемами для развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать представление о приёмах для развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
- развивать наглядно-образное мышление, внимание, воображение и фантазию.
- совершенствовать навыки работы в команде.
Ожидаемые результаты:
- сформируют представление о приёмах для развития познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
- продолжат развивать наглядно-образное мышление, внимание, воображение и фантазию.
- усовершенствуют навыки работы в команде.
Время проведения: 20 минут.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Форма мастер-класса: практическая работа.
Форма организации деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование и материалы: стулья, столы, карточки с упражнениями, секундомер, карандаши, маркерная доска, маркеры для доски.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Этап | Действия педагога | Действия участников | |
Подготовительно-организационный | Эмоциональный настрой | - Здравствуйте! Я рада вас видеть на своем мастер-классе, который посвящен развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста. Меня зовут Анастасия Сергеевна, как зовут вас я вижу на бейджах и мне очень приятно с вами познакомиться. | Гости входят в кабинет, садятся за парты. Здороваются. |
Постановка цели | - Давайте вместе вспомним, что такое познавательная активность? - Конечно, познавательная активность очень многогранна, и каждая грань очень важна, мы сегодня с вами вместе коснемся лишь нескольких из них, это внимательность, зрительная память, образное мышление (воображение), работа в команде, коммуникация. (Рисует на доске ладошку, записываю ответы.) - План на занятие готов, мы можем начинать. | Встраиваются в диалог. Активно отвечают на вопрос. | |
Основной | Подготовительный | - Для начала я предлагаю вам познакомиться и пригласить друг друга на встречу. - В этом вам поможет будильник. Задача каждого из вас записать в свободные места имена людей, которых вы зовете на встречу. (Раздает листочки с картинкой – будильник) - Пожалуйста, присаживайтесь на свои места. Не убирайте ваш будильник далеко, он нам еще сегодня понадобится. | Участники встают с мест и передвигаясь по кабинету записывают 4 имени в карточке будильник. |
Выполнение упражнений на развитие внимательности, зрительной памяти, образного мышления | 1. Зрительная память – это особый вид запоминания информации. В основе его лежат только зрительные образы. Зрительная память нуждается в постоянных тренировках. Я вам покажу одно из любимых упражнений у моих обучающихся. Вам необходимо запомнить картинку и соответствующий символ, вы их будете видеть несколько секунд, потом они исчезнут. И вам необходимо вспомнить символы и изобразить их в пустых клеточках. А теперь объединитесь, пожалуйста, в пары на 6 часов и помогите друг другу вспомнить символы. 2. Образное мышление является доминирующим мышлением у детей дошкольного возраста. От того на каком уровне развития находится образное мышление, будет зависеть готовность ребенка к школе и освоению школьной программы. Объединитесь в пары на 12 часов и попробуйте вместе придумать новые образы для предметов на карточке. Рисовать можно как рядом с объектом, так и в нем. Расскажите пожалуйста, что интересное у вас получилось придумать? (Раздает карточки) 3. Следующий наш шаг, это разговор о внимательности. Развитие внимательности – от того насколько хорошо оно развито у дошкольника зависит успех в школе, поэтому очень важно развивать внимательность с раннего дошкольного возраста. Проверить вашу внимательность нам поможет упражнение «Цифры». Вам нужно найти все цифры от 1 до 60, и определить какие цифры пропущены. Выделите пропущенные цифры в маленькой таблице. Работаем индивидуально. Расскажите, какие цифры пропущены в таблице? (Раздает карточки) - У нас осталось немного времени, поэтому я бы вам хотела показать замечательное упражнение для мотивации к чтению, т.к. мое направление Скорочтение. Встретьтесь, пожалуйста, на 9 часов. -Решите, кто из вас будет читать, а кто двигаться к цели? - Ваша цель дойти до стола и взять 2 карандаша, для себя и читающего коллеги. Но двигаться вы можете только со скоростью читающего. (Раздает листочки с текстом) | Все участники выполняют упражнения в парах и индивидуально. На 1 упражнения до 3 минут. Участники выполняют упражнение и отвечают на вопрос. Участники выполняют упражнение и отвечают на вопрос. Участники выполняют упражнение и садятся на свое место. | |
Рефлексивный | Подведение итогов | - У вас в руках карандаши, которые помогут вам рассказать о мастер-классе. Продолжите, пожалуйста, свою фразу. - Теперь помогите мне, пожалуйста, подвести итоги, в этом нам поможет ладошка. - Мне было очень приятно проводить для вас этот мастер-класс. До свидания. | Отвечают на вопрос. Гости сжимают кулак на 1 руке и расправляют по 1 пальцу – за каждое выполненное упражнение, должна получиться открытая ладошка. |