Мастер-класс: «Использование кубика Блума для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста.
Задачи:
Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме.
Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы,
Воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к данной теме.
– Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на моём мастер – классе по теме: «Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста».
Хочу начать с притчи:
«Однажды беседовали два учителя. Один из них удивился:
- Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?
Второй поделился секретом:
- Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы, которые помогут найти ответ. И тогда те, кто ищет этот ответ, сами к тебе придут».
Эта притча тесно связана с ФГОС ДО, где говорится, что основным приоритетом образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача воспитателя заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Возникает вопрос: Как и с помощью чего это сделать? В этом современному педагогу помогают разнообразные методики и технологии.
Слайд 2. Хочу представить Вам один из приемов для развития речи детей, технологии критического мышления (т.е. мышление без правил, которое основывается на собственном опыте), разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется - Кубик Блума.
Слайд 3. Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки). Они являются отправной точкой для ответа. Я модернизировала свой кубик Блума, сделала ему прозрачные кармашки, в которые можно легко помещать вкладыши любой направленности.
Слайд 4
Грань «Назови» Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, звук, букву, явление, термин и т. д. Например: - назови кто главный герой….. - назови кто написал эту сказку….. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Слайд 5
Грань «Предложи» Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Например, предложи: «Другой сюжет, название произведения».
Слайд 6
Грань «Придумай». Активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания, которые содержат в себе элемент предположения, фантазии, вымысла. Например: Придумай, свою версию концовки сказки…..
Слайд 7
Грань «Объясни». Развитие мышления. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: - Объясни, как ….почему …ты действительно думаешь, что… - Объясни, ты уверен, что ….
Слайд 8
Грань «Почему». Развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением. Например: Почему муха пригласила в гости к себе всех друзей?
Слайд 9
Грань «Поделись». Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например: «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению».
Слайд 10. Правила игры с Кубиком довольно просты:
1.Формулируется тема НОД или любой другой совместной деятельности с детьми
2.Воспитатель или ребенок поворачивает Кубик.
3.Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
4.И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.
Совет: Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью.
Эта методика уникальна тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
На основе приема Кубик Блума можно выстроить целое занятие, а можно использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.
Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.
Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
- А сейчас я предлагаю вам попробовать на основе приема «Кубик Блума» смоделировать фрагмент занятия. Прошу выйти желающих.
Мы разделимся на 2 группы. Одна группа будет придумывать вопросы для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на вопросы. Спросить у коллег! Всем ли понятны правила???
Предлагаю составить по 2 вопроса по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи » , « Поделись», «Придумай»)
Возьмем всем нам известную сказку «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского.
Слайд 11. Будем кубик мы бросать, на вопросы отвечать. (подсказка)
Педагогические задания:
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д.
Например:
-назовите главных героев сказки (Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик)
-назови кто написал эту сказку (К.И. Чуковский)
Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы которые происходят с предметами, явлениями.
Например:
-почему муха пригласила в гости к себе всех друзей? (муха-именинница)
-почему паучок муху в уголок поволок?( убить, Цокотуху погубить)
-почему все таракашки и жучки разбежались? (испугались)
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Например:
-поступки гостей, поведение (испугались, разбежались, не желают воевать!)
-отношение к мухе-цокотухе (и никто даже с места, не сдвинется:
пропадай-погибай, именинница!)
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.
-Ты действительно думаешь, что гости поступили неправильно?
-Ты уверен в поступке комара?
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи.
Например:
-другой сюжет
-название произведения
Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например:
-придумай свою версию концовки сказки, если бы комар не прилетел.
-придумай прилагательные к каждому из героев: Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик, бабочки, блошки и т.д.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например:
-«Как хорошо когда всё хорошо кончается!»
-«Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению».
Слайд 12. Можно сделать вывод: что, при работе с кубиком можно выяснить какие знания усвоили дети по окончании пройденной темы. Насколько самостоятельно они могут высказывать свои мнения, суждения, используя новые и уже имеющиеся у них знания, а также выявить, что вызывает затруднения или где есть пробелы в усвоении конкретным ребенком данного материала.
Я очень рада, что вам понравился мой мастер-класс. Мне кажется, что мне удалось увлечь вас. И надеюсь в дальнейшем вы будете использовать эту технологию для развития речи детей.