Мастер-класс
«Использование развивающейпредметно-пространственнойсреды «Фиолетовый лес»В.В. Воскобовича
в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Цель:повышениепрофессиональнойкомпетентностипедагогов–участников мастер-классавпроцессеактивноговзаимодействияпоосвоениюопыта использованияразвивающейпредметно-пространственнойсреды«Фиолетовый лес»В.В.Воскобовичавпознавательно-речевомразвитиидошкольников, формировании словаряисвязнойречи.
1.Вводнаячасть.
Педагог:
Мир,окружающийнас,великимногообразен.Какпомочьребенку разобратьсявнем,сформироватьпредставлениеомиредоступноеему?Эти вопросычасто волнуют родителейи педагогов.
Сказочноеуниверсальноесредство«Фиолетовыйлес»–этонетолько сенсорнаяразвивающаязона,созданнаяВ.В.Воскобовичем,ноизона, направленнаянаполучениедетьмиопределѐнныхзнанийпоокружающему миру.Этасредаформируетосновыэкологическогомировоззренияикультуры: расширяетпредставленияопредметахиявленияхприроды,растительноми животноммире,правилахповедениявприроде,осуществующихвзаимосвязях, способствует развитию познавательныхпроцессов.
-Каквыдумаете,почемуВ.В.Воскобовичиспользуетименнофиолетовый лес?Почемуне зеленый?(Ответы).
Какимногиепсихологи,авторданнойсказочнойсредыобращаетвнимание нато,чтофиолетовыйцветдостаточнохорошоактивизируетдетское мышление.Онположительновлияетнанервнуюсистемуиповышает творческийпотенциал.Крометого,этотаинственныйцвет,идеально подходящийдля волшебноголеса.
Фиолетовыйлес–большаясказочнаястрана,состоящаяизнескольких сказочныхобластей:Чудеснаяполяна,ОзероАйс,Городговорящихпопугаев, странаМуравия,Поляначудесныхцветов,Ковроваяполянка,Чудоострова, поэтомуимоделирующаяеековролиноваяосноваподеленана соответствующиеигровыезоны,которыеусловноможноразделитьна следующиечасти:«Небо»,«Лужайка»,«Дорожка»,«Озеро».
Впроцессеигрыразвивающаясреда«Фиолетовыйлес»превращаетсяв волшебнуюполяну,накоторойпроисходятразличныечудеса.Малышкаждый разпутешествуетпофиолетовомулесуипомогаетгероямсказокпобеждать злыхпротивников,выполняя задания.
Благодаряволшебнойразвивающейсреде«Фиолетовыйлес»нашидети могутразвиватьсяирасти,играяинетратядрагоценноевремядетствана скучные вещи!
С«Фиолетовымлесом»можноиспользоватьразличныеформыработы: непосредственнообразовательнаядеятельность,совместнаядеятельностьдетей ивзрослого, свободнаядеятельностьдетей, исследовательская и многоедругое.
Большуюпомощьданнаяразвивающаясредаоказываетвиндивидуальной работе сдетьми, ведь некоторые дети нераскрываются в коллективныхформах, авходеиндивидуальнойработыребенокменьшестесняется,чувствует,что именнокнемупедагогпроявляетвнимание,унегоформируетсячувствоуверенности в себе.
Хочетсядобавитьещѐто,чтонашдетскийсадориентированнадетейс тяжелыминарушениямиречи,поэтомумыадаптируемвсето,чтонам предлагаетпедагогическийрынокподвозможностииособенностинаших воспитанников.
Педагог:Уважаемыеколлеги,авыхотелибыокунутьсявдетствоиснова почувствоватьсебямаленькимиозорными любознайками?(Да).
Взрослымв жизнибытьтак скучно, Чтоб нам стало веселей,
Свамипревратимсядружно Вшаловливыхмалышей.
1.Практическаячасть «ПутешествиепоФиолетовомулесу».
Педагог:Ну,атеперьнассвамиприглашаетвгостивФиолетовыйлесВорон Метр, которыйприслалприглашение(открытка).
НовФиолетовыйлесневозможнопопасть,незнаязаклинания.Ворон Метрподсказалволшебноезаклинание,припомощикоторогомысможем очутиться вволшебной стране. Выготовы?
Педагог:Тогдаповторим всевместе:«Кохле,охле,желе,зеле, геле,селе,фи»! -Каквашенастроение?Хорошее?Схорошимнастроениеммывсевместе оказалисьнаволшебнойполяне….(снимаюткань–тамвсебелоеиВоронМетрс письмом).
Педагог:ЧтослучилосьвФиолетовомлесу?Здесьвсебелым–бело! Посмотрите,насвстречает Ворон Метр,чтоэтоондержит?Письмо... «Поиграйтесомнойвмоилюбимыеигры,тогдаясделаюФиолетовыйлес опятьвидимымНезримкаВсюсь».Оказывается,этоозорникВсюсьсделалвсѐ
вволшебномлесуневидимым!Итак,длятогочтобыувидетьФиолетовыйлес, ВоронМетрпредлагает намвыполнитьзаданияНезримкиВсюся!
«Отгадайзагадку»Веснойвеселит,
Летом холодит,Осенью питает,
Зимойсогревает.(дерево)
Снимаюсдеревьевткань.
Педагог:Здравствуй лес, тайныйлесПолонсказок и чудес!
Мынепростовлесвошли-Мыоткрылив сказку двери.
ВФиолетовойстране ждут нас сказочные звери. - Отгадайте загадки.
Летом сер, зимоюбел,Похарактерунесмел.
Пополянкам скачетловко, Любит сочную морковку. (Заяц)У меняроскошныйхвост,
А характермой непрост— Яковарна и хитра.Глубокомоянора.(Лиса)Яоранжевыйзверек, Шубка тѐплая, какгрелка,
Хвостикмягкий,как пушок, Я — старательная…(Белка)Из берлогислышенхрап— Спитхозяин, косолап.
Всю округузамело,
Ноемувосне тепло.(Медведь)
Поочередивыкладываетживотныхвнизув одинряд.Чѐрный, темноты темней,
Нету птиц, егоумней.На высокой ели –вон он.
Это –старый, мудрый…(Ворон)Зимойна ветках яблоки!
Скорейихсобери!
И вдруг вспорхнулияблоки, Ведьэто...(Снегири)Белобокаякрасотка Балаболит, кактрещотка. Все блестяшкииздалѐка
Тащит в гнѐздышко…(Сорока)Опаснейвсех она вреке,Хитра, прожорлива,сильна, Притом— такая злюка! Конечно, это…(Щука)
Педагог:ВоронМетрблагодаритнасзато,чтооживилимыФиолетовыйлес,а теперь нужнопомочьвсем сказочнымжителямнайтисвое жилище.
Игра«Ктогде живѐт?».
Педагог:В«Фиолетовомлесу»есть4зоны:небо,лужайка,тропа,озеро. ПомогитеВоронуМетрурасселитьобитателейФиолетовоголесавсвои жилища.
Участникимастер-классараскладывают всех обитателейнасвоиместа.Педагог:Молодцы,опятьмыпомоглиВоронуМетру.Но,посмотрите,здесь виднычьи-тоследы…(выложитьхаотичноследыживотных)
Эти ниточкойследы, Кто жеихоставил?Не могуяугадать
Нужномне понаблюдать.
Педагог:Каквыдумаете,чьи этоследы?
Игра«Чьиследы»(медвежьи, заячьи, лисьи, птичьи,беличьи).Педагог:Ах,НезримкаВсюсь,такойшалун!Онперепуталвсеследыитеперь никакнепонять–ктоикудапобежал!Помогитеразобраться,чьиследына снегуи разложитеих правильно.Выполнениезадания.
Педагог:Воткакиевынаблюдательные,всеследыправильноразложили.А Всюсьвсеникакнемогугомониться:онхочетснамипоигратьвигру«Четвертый лишний».
(изображенияживотныхприкрепляютсянаполянку)Педагог:Назовите,чтолишнееиобъясните,почему.
- снегирь, ворон,сорока,курица; - заяц,лиса,белка,щука;
- заяц,лиса,белка,медведь.
Игра«Четвертый лишний»
Педагог:Ядумаю,ВоронМетроченьдоволенвами,какбыстровы разгадываетезагадкиНезримкиВсюся.
52
Игра«ЧтоперепуталВсюсь?»
Педагог:Чтобыдатьновоезаданиедлянас,проказникВсюсьпозвалсебев помощникиветер,иониужевдвоемвсѐонперепутали!(наѐлкепоявляется прорубь,надеревепоявляютсялисточки,внеберадуга,бабочки)Чтов Фиолетовомлесунетак?Прикрепитевсепредметынасвоиместа,алишниеуберите.
Педагог:ВоронМетррад,чтомыпомоглиоживитьегоФиолетовыйлес,ноон мечтаетвместесвамисочинитьволшебнуюсказку.Внейестьтолько начало…Вы справитесь?Слушайте…
Составление новогоднейсказки в«Фиолетовом лесу»Педагогберетфигуркузайчикаи начинаетрассказ.
Педагог:ОднаждывРождественскуюночьналужайкуприбежалзайчонок,увиделкрасивую,нооченьгрустнуюелочку….
-По очередивыпродолжитесказку, помогут вам в этом предметынаподносе.Участникимастер-классаприкрепляютфигуркинапанноисоставляют
сказку.
Педагог:Каккрасивосталов Фиолетовом лесу!Здесьтоже наступилонастоящееРождество!Вы рады,чтопобывализдесьвгостяхи помоглиВоронуМетрусправитьсяс заданиями Незримки Всюся?(Ответы).
Педагог:А теперь, пришлапора, Взрослыхвозвращать сюда.
-Вместепроизнесемнашиволшебныеслова:«Кохле,охле,желе,зеле,геле, селе,фи»!
Заключительнаячасть.
Педагог:Сегоднямырассмотрелисвамииспользованиесказочногоуниверсальногосредства«Фиолетовыйлес» В.В. Воскобовичавпознавательно-речевомразвитиидошкольников,формированиисловаряисвязнойречипри детско-взрослом взаимодействии.
Педагог:Каквыдумаете,чтопозволяетразвиватьудошкольников использованиеэтихигр?Ответы:Познавательныепроцессы;пространственное мышление,внимание,память,творческоевоображение,развитиеспособностик анализу,сравнению,обобщению,сериации,классификации,развитие аргументированнойи доказательнойречи.
Педагог:Спасибозаактивноеучастие.Надеюсь,чтоиспользованиетакогоуниверсальногодидактическогосредствакак«Фиолетовыйлес»поможет педагогамвключитьсвоюфантазиюинаучитьсялучшепониматьнашихдетей.