Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Химия
  3. Метан и этан — простейшие представители алканов

Метан и этан — простейшие представители алканов

Конспект урока по химии 10 класс Цель: рассмотреть физические и химические свойства алканов, способы их получения и применение на примере метана; научить обучающихся решать задачи на нахождение молекулярной формулы органического вещества по массе продуктов реакции. Задачи урока: Образовательные: - рассмотреть физические и химические свойства, способы их получения и применение метана; - рассмотреть алгоритм решения задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества по массе продуктов реакции. Развивающие: - развить познавательную активность, умение работать с таблицами, анализировать, делать выводы, умение выделить главное. Воспитательные: - воспитать уверенность к себе, самостоятельность, аккуратность, внимательность.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Химия

Категория

Химия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок № 5 03.10.23 10 класс химия

Тема урока: Метан и этан — простейшие представители алканов

Цель урока: рассмотреть физические и химические свойства алканов, способы их получения и

применение на примере метана; научить обучающихся решать задачи на нахождение

молекулярной формулы органического вещества по массе продуктов реакции.

Задачи урока:

Образовательные: 

-рассмотреть физические и химические свойства, способы их получения и применение метана;

- рассмотреть алгоритм решения задач на нахождение молекулярной формулы органического

вещества по массе продуктов реакции.

Развивающие: 

- развить познавательную активность, умение работать с таблицами, анализировать, делать

выводы, умение выделить главное.

Воспитательные:

- воспитать уверенность к себе, самостоятельность, аккуратность, внимательность.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать физические и химические свойства алканов, способы их получения и применения на

примере метана;

- сформировать умение решать задачи на нахождение молекулярной формулы органического

вещества по массе продуктов реакции.

Личностные:

- формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию

ыбора дальнейшей образовательной траектории

Метапредметные:

Коммуникативные:

-формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Регулятивные:

- продолжить развитие умения планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно

планировать пути достижения цели.

Познавательные:

-уметь определять решать задачи по алгоритму.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

I Организационный момент

II Проверка дз

Актуализация опорных знаний учащихся

Блиц - опрос

1. Углеводороды – это …

2. Предельные углеводороды (алканы) – это …

3. Общая формула алканов - …

4. Гомологический ряд – это …

5. Гомологическая разность – это …

6. Гибридизация – это …

7. Тип гибридизации характерный для алканов - …

8. Длина связи, характерная для алканов - …

9. Валентный угол, характерный для алканов - …

10. Форма молекулы метана – это …

III Мотивация учебной деятельности обучающихся

Вспомните план изучения неорганических веществ. Что мы не знаем об алканах? (физические и

химические свойства, способы получения и применение). Как вы считаете, какова цель нашего

урока?

IV Изложение нового материала

1.Физические свойства алканов

При обычных условиях С1- С4 – газы, С5- С17 – жидкости, начиная с С18 – твердые вещества.

Алканы практически нерастворимы в воде, но, хорошо растворимы в неполярных растворителях, например, в бензоле. Так, метан СН4 (болотный, рудничий газ) – газ без цвета и запаха, хорошо растворимый в этаноле, эфире, углеводородах, но плохо растворимый в воде. Тпл. = - 189, 5 0, Ткип. = - 161, 5 0. Метан является основной составной частью природного газа (80 – 90 %) и сопутствующих газов. В природе метан образуется в процессе гниения растительных остатков без доступа воздуха.

2. Получение алканов в лаборатории

А) Сплавление ацетата натрия с твердым гидроксидом натрия (декарбоксилирование)

Б) Реакция Вюрца (взаимодействие однородных галогенопроизводных алканов с металлическим натрием)

3.Химические свойства

А)Горение алканов

При поджигании (t = 600ºС) алканы вступают в реакцию с кислородом, при этом происходит их окисление до углекислого газа и воды.

СnН2n+2 + O2 ––>CO2 + H2O + Q

например:

СН4 + 2O2 ––>CO2 + 2H2O + Q

Смесь метана с кислородом или воздухом при поджигании может взрываться.

Наиболее сильный взрыв получается при объёмных отношениях 1 : 2 (с кислородом) или 1 : 10 (с воздухом), т.к. метан и кислород вступают в реакцию полностью.

Подобные смеси опасны в каменноугольных шахтах. Чтобы обеспечить безопасность работы в шахтах, там устанавливают анализаторы, сигнализирующие о появлении газа, и мощные вентиляционные устройства.

С3Н8 + 5O2 ––>3CO2 + 4H2O + Q

Горение пропан - бутановой смеси можно продемонстрировать на примере газовой зажигалки.

При горении алканов выделяется много теплоты, что позволяет использовать их в качестве источника энергии. Но большая часть их используется в качестве сырья для получения других продуктов.

Б) Разложение алканов

СnН2n+2 → C + H

С4Н10 → 4C + 5H2

При сильном нагревании (свыше 10000С) без доступа воздуха метан разлагается на углерод (в виде сажи) и водород:

СН4 → C + 2H

Метан в термическом отношении более устойчив, чем другие алканы. Причина этого в достаточной прочности С – Н связей.

В этом процессе промежуточными продуктами могут являться этилен и ацетилен:

2СН4→ Н2С=СН2 + 2Н2

2СН4→ НС≡СН + 3Н2

В) Реакции замещения (протекают с галогенами и другими окислителями при определённых условиях: свет, температура).

1) Галогенирование:

CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl (хлорметан)

CH3Cl + Cl2 → CH2Cl2 + HCl (дихлорметан)

CH2Cl2 + Cl2 → CHCl3 + HCl (трихлорметан)

CHCl3 + Cl2 → CCl4 + HCl (тетрахлорметан).

Механизм цепных реакций достаточно сложен, объяснение ему было дано русским учёным Н.Н. Семёновым, за что он в 1956 г. был удостоен Нобелевской премии.

Г) Реакции изомеризации характерны не для всех алканов. Обращается внимание на возможность превращения одних изомеров в другие, наличие катализаторов.

Д № 2Отношение алканов к растворам перманганата калия, щелочей, кислот и к бромной воде.

Следует указать, что метан и его гомологи не взаимодействуют в обычных условиях с кислотами и щелочами, окислителями и восстановителями

4. Применение алканов – составить схему (сам. работа с учебником стр.40 – 41)

Физкультминутка

5.Решение расчетных задач:Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Задача 1. При сжигании 29 г углеводорода образовалось 88 г углекислого газа и 45 г воды, относительная плотность вещества по воздуху равна 2. Найти молекулярную формулу углеводорода.

Решение

1. Записать условие задачи.

2. Найти относительную молекулярную массу вещества:

Mr = DвоздМr(возд.),

Mr(CхHy)= 2•29 = 58.

3. Найти количество вещества образовавшегося оксида углерода(IV):

4. Найти количество вещества углерода в сожженном веществе:

 (C) =   (CO2) = 2 моль.

5. Найти количество вещества воды:

 (H2O) = 45/18 = 2,5 моль.

6. Найти количество вещества водорода в сожженном веществе:

 (H) = 2(H2O),

 (H) = 2,5•2 = 5 моль.

7. Найти простейшую формулу углеводорода:

 (C) :   (Н) = 2 : 5,

следовательно, простейшая формула – С2Н5.

8. Найти истинную формулу углеводорода:

Мr(C2H5) = 29,

Mr (CхHy) = 58,

следовательно, истинная формула – C4H10.

V Домашнее задание

3 стр.20-23 изучить, выполнить задание 5, 7 стр. 23 -10А

§ 9, выполнить упр.5- 6 , стр.42 - 10Б

VI Рефлексия

«Незаконченное предложение»: ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

Сегодня на уроке

я узнал (а)…

мне особенно запомнилось…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

меня удивило…

Ответы на блиц – опрос (каждый правильный ответ – 0,5 балла)

1. Углеводороды – это органические соединения, молекулы которых состоят только из атомов двух химических элементов углерода и водорода.

2. Предельные углеводороды (алканы) – это углеводороды, в молекулах которых атомы углерода соединены между собой только одинарной сигма – связью

3. Общая формула алканов - CnH2n+2.

4. Гомологический ряд – это ряд веществ, молекулы которых схожи по строению и свойствам, но отличаются на одну или несколько групп – CH2.

5. Гомологическая разность – это группа атомов CH2.

6. Гибридизация – это взаимное выравнивание взаимодействующих орбиталей разных уровней по форме и энергии.

7. Тип гибридизации характерный для алканов - sр3-гибридизация.

8. Длина связи, характерная для алканов - 0,154 нм.

9. Валентный угол, характерный для алканов - 109 ° 28.

10. Форма молекулы метана – это тетраэдр.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Конспект урока по химии 10 класс Цель: рассмотреть физические и химические свойства алканов, способы их получения и применение на примере метана; научить обучающихся решать задачи на нахождение молекулярной формулы органического вещества по массе продуктов реакции. Задачи урока: Образовательные: - рассмотреть физические и химические свойства, способы их получения и применение метана; - рассмотреть алгоритм решения задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества по массе продуктов реакции. Развивающие: - развить познавательную активность, умение работать с таблицами, анализировать, делать выводы, умение выделить главное. Воспитательные: - воспитать уверенность к себе, самостоятельность, аккуратность, внимательность.
0 ₽
Цели и задачи: Образовательные: - изучить простейших - обитателей различных водоемов. - рассмотреть особенности строения и процессов жизне¬деятельности амебы обыкновенной как одноклеточного животного; - познакомиться с представителями различных систематических групп простейших; - выделить особенность паразитического образа жизни споровиков, объяснить причины возникновения малярии. - проверить знания о истории развития и современном состоянии зоологии. Развивающие: развитие умений и навыков: - сравнивать, обобщать, делать выводы - научить распознавать типы простейших - использовать различные источники информации - свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме - грамотно формулировать вопросы - навыков самооценки и самоанализа Воспитательные: - воспитание любви и бережного отношения к природе - воспитание заботы о своём здоровье - воспитание культуры общения и поведения на уроке - воспитание уважительного отношения к учителю и одноклассникам - формирование экологического мировоззрения
0 ₽
Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде. Задачи урока: • продолжить формирование представлений о позвоночных животных на примере костных рыб, их внешнего строения, некоторых физиологических особенностей. Планируемые результаты: Предметные: Учащиеся должны знать: - основные направления эволюции хордовых; - общую характеристику надкласса Рыбы. Учащиеся должны уметь: - определять систематическую принадлежность животных к изучаемому таксону; - работать с живыми животными и фиксированными препаратами (влажными препаратами); - объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; - наблюдать за поведением животных в природе.
0 ₽